Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Наполеон: великий полководец или чудовище, погубившее миллионы жизней?

Европа была потрясена: Наполеон воевал совершенно неправильно, не так, как привыкли голландские, прусские, австрийские армии в галантном XVIII веке, когда две армии подбирали ровное поле, чтобы не разрывались при сближении шеренги, сходились под рокот барабана на 150 шагов, господа офицеры элегантно раскланивались – вошёл в легенды случай, когда офицер-англичанин предложил: «Господа французы, мы предлагаем вам первыми сделать залп!» – на что француз отмахнулся шляпой и ответил: «Нет-нет, мы хозяева, вы гости, вам и стрелять первыми!»

Профессионалы того времени сражались по давно отработанным правилам столетием проверенной линейной тактики: причинив залпами максимальный урон противнику, батальоны переходили в атаку, а противник, ощущая слишком большими потери, стремительно отступал – поле осталось за нами, значит, мы победили!

Полководец
Полководец

Чтобы успешно сражаться в линейных боевых порядках, требовалась длительная и сложная подготовка солдат, чего как раз и не было у революционных армий, которые принял под свою команду Наполеон. Чтобы найти противодействие линейной тактике, он изобрёл батальонную колонну, когда за счет большой глубины построения эта колонна пробивала тонкие шеренги противника, развернутые в линии, и тактика солдат французской революционной армии была простой: сблизиться на минимальную дистанцию с противником, выдержав его огонь, ответить своим залпом и далее ринуться в штыковую. Да, для этого требовались отвага и высокий боевой дух, но они у революционных солдат были в избытке, чего не скажешь об их противниках.

Но Наполеон убеждён, что тактику нужно регулярно менять: сейчас это колонны, а завтра – рассыпной строй, изматывающий линии противника метким огнём, а потом и густые колонны, которые не отвечают на огонь противника, но стремительно сближаются и переходят в штыковую!

Утверждают, что Наполеон добился в своей армии железной дисциплины, поэтому побеждал! Но пруссаки и австрийцы были замордованы до потери инстинкта самосохранения – их гоняли по принципу: «Солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем пули неприятеля».

Линейное построение
Линейное построение

Может быть, Наполеон обеспечил своей армии лучшее оружие? Нет. Это ружье калибра 17,4-мм было основным и самым распространенным огнестрельным оружием французской армии в конце XVIII – начале XIX веков. Их было выпущено очень много, однако они не отличались особо высокими боевыми качествами. По официальным заявлениям французских оружейников, прицельная дальность ружья образца 1777 года составляла всего 150 метров. Кроме того, из-за плохо сконструированного курка ружья слишком часто давали осечки – намного чаще, чем ружья армий других стран. Пехотинцы Наполеона почти поголовно были недовольны своим оружием и при случае подбирали трофейное.

Что же сделало армию Наполеона победоносной? Французская армия, вошедшая в историю как Великая, едва ли одержала на полях сражений столько побед, если бы не военный гений ее предводителя – Наполеона Бонапарта.

Прежде всего, он умело подбирал тех людей, которым он доверял части своей армии, причём его интересовали только личные качества командиров.

Во французской армии любой солдат, проявивший мужество, умение, воинское дарование, мог стать офицером. Недаром говорили, что каждый солдат носит в ранце маршальский жезл.

По статистике, из солдат, призванных во французскую армию в 1805-1812-х годах, 0,6% стали офицерами. Конечно, немного, но при численности батальона в 600-800 человек в среднем выходило по несколько человек на батальон, значит, примеры у солдат были перед глазами.

Маршал Мюрат, сын трактирщика
Маршал Мюрат, сын трактирщика

И уж всяко лучше, чем в любой другой армии, где офицером мог стать только дворянин, а при Наполеоне выдвинулись маршал Ожеро – сын лакея, Мюрат – сын трактирщика, Ней – из семьи бочара, Лефевр – крестьянин.

Важно, что Наполеон впервые применил формирование армии путём призыва. Почти все армии конца XVIII – начала XIX веков комплектовались наёмниками. По всей Европе ездили отряды вербовщиков, предлагавшие доверчивым крестьянам или горожанам посмотреть мир, послужить королю и получить за это звонкую монету. Нередко «добровольцев» «убеждали» записаться на службу, просто спаивая кандидатов за счёт короны.

Только во Франции воинская повинность объявлялась частью гражданского долга каждого француза в возрасте от 20 до 25 лет. Так появилась система призыва.

Французская армия стала первой по-настоящему национальной армией. Даже русская, комплектуемая в основном в коренных русских областях, всё же не была армией народа, потому что рекрутчина отрывала солдата от общества, превращая его в члена особой военной касты. Даже в ХХ веке русские солдаты беспрекословно отправлялись подавлять крестьянские волнения, приговаривая, как писал Серафимович: «Всыплем сиволапым горяченьких, чтобы не бунтовали!»

Нужно отметить, что Наполеон щедро платил: доход французских нижних чинов был сопоставим с жалованьем русских младших офицеров, а наполеоновские офицеры на их фоне выглядели настоящими богачами. Да, Бонапарт щедро платил за кровь, пролитую ради его славы!

Преимущество Наполеона оказалось и в том, что он был способен вдохновить своих подчиненных. Знаменитый полководец славился заботой о своих солдатах и их быте. Причиной успехов также называют высокую организованность, талант полководцев, нововведения и положение военных в стране – армией восхищались, в армию мечтали пойти, воспринимая службу как честь.

Старая гвардия
Старая гвардия

Французская армия под руководством Бонапарта на пике его карьеры демонстрировала завидную корпоративную гордость. Солдаты знали, что они лучшие. Соответственно, это вселяло ужас во всех противников.

В 2021 г. исполнилось 200 лет со дня смерти Наполеона Бонапарта. Нам трудно представить, какая буря поднялась во Франции в печати, на телевидении после предложения тех, кто искренне видел в Наполеоне выдающегося полководца и гениального общественного деятеля, провести общегосударственные мемориальные мероприятия! Шквал был такой, что глава государства Макрон, тепло, уважительно относящийся к Наполеону, должен был высказываться весьма осторожно. И в итоге памятные мероприятия прошли достаточно скромно – и это во Франции, которая два века вспоминала о Наполеоне как величайшем деятеле и гениальном полководце!

В чём обвиняли Наполеона? За 15 лет наполеоновских войн Франция и те страны, что участвовали в «великих походах великой армии», потеряли до 2 миллионов солдат и мирных жителей. До полутора миллионов солдат и мирных жителей потеряли участники антифранцузской коалиции.

Да, Наполеон стал королем Италии, императором Франции, посадил брата на трон Испании, разгромил австрийские и русские армии под Аустерлицем, завоевал чуть ли не всю континентальную Европу, не сумел показательно разбить русских при Бородине, но заставил отступить, после чего взял Москву.

А потом что? Жалкое отступление, вымерзающая и сдающаяся армия, новые и новые наборы в армию, когда под «овеянные славой знамёна» вставали пятнадцатилетние мальчишки, и эти новонабранные роты ветераны именовали «розовыми щёчками», а в итоге – полное, сокрушительное поражение. Францию поставили на колени.

Но патриотам вспоминается другое: как трепетала Европа, как твёрдо печатали шаг непобедимые батальоны, как пригодился образ великого полководца в Первую мировую войну, потому что именно при нём каждый француз с самодовольной ухмылкой мог повторить то, что твердит и каждый «верный сталинец» тоже: «При нём мы им всем вломили!»

И получается: убей десять человек – назовут маньяком-выродком. Погуби несколько миллионов – станешь «историческим деятелем» или даже «выдающимся историческим деятелем».