Эту киноленту считают началом туристического паломничества дикарей на побережье Чёрного моря.
3 июля 1963 года на экраны кинотеатров Советского Союза вышла комедия режиссёра Генриха Оганесяна "Три плюс два" о летнем отдыхе и внезапной любви. Мало кто знает, что первоначальный материал, взятый за основу сценария, был вообще о другом, а съёмки были наполнены романами, шампанским и выяснениями отношений.
История вовсе не о том
Всем известный автор "Дяди Стёпы" и сразу нескольких гимнов СССР и России Сергей Михалков является автором пьесы "Дикари", по которой и был написан сценарий летней комедии. Её даже ставили в театре имени Ермоловой, а в главных ролях блистали Вячеслав Тихонов, Георгий Вицин и Николай Рыбников. Михалков сам задумал перенести историю на экран и выбрал режиссёра – Генриха Оганесяна. Правда, изначально история была о трёх друзьях, чьи отношения на диком отдыхе испортили внезапно появившиеся на соседней стоянке две женщины.
Однако Оганесян решил снимать кино про молодых друзей, которые не обременены семьями и имеют полное право крутить курортные романы. На главные роли режиссёр выбрал Евгения Жарикова, Андрея Миронова, Геннадия Нилова и двух красавиц Наташ – Фатееву и Кустинскую.
После выхода фильма "Три плюс два" чиновники отнеслись к нему с прохладцей: актёрам выплатили скромные гонорары, а премьера состоялась далеко не во всех кинотеатрах. Никто не ожидал успеха от фильма с незамысловатым сюжетом. Но эта комедия стала одним из главных летних хитов советского кинематографа.
За первый год проката фильм посмотрели посмотрели 35 миллионов зрителей! А после этого дикарями на черноморском побережье отдохнули более трёх миллионов.
Однако то, что творилось за кадром, вполне могло повергнуть, как минимум, в недоумение.
Проблемы с милицией и лишним весом
В августе 1962 года в Крым прибыли актёры, которым предстояло сыграть главные роли в фильме.
Режиссёр Генрих Оганисян был недоволен их внешним видом. Особенно его беспокоил Нилов, который был родом из Ленинграда. Все они были очень бледными. Какой тут фильм про курорт?
Чтобы соответствовать образу своих персонажей, актёры в течение двух недель ходили по Судаку с обнажённым торсом, в шортах и не брились. В то время такой внешний вид считался неприемлемым, и так одевались только стиляги и бродяги. Милиция останавливала актёров, поэтому им выдали справки, что они снимаются в кино.
К моменту приезда Натальи Фатеевой и Натальи Кустинской костюмеры закупили у спекулянтов импортные плавки, купальники и платья. Купальники для девушек искали по пляжам, а один даже пожертвовала жена режиссёра.
Единственным советским элементом в образе Нилова была белая панама.
"Актёры любили выпить, а наше шампанское закусывали хлебом, — вспоминала Светлана Елец из Судака. — Однажды Кустинская сильно перебрала. Моего отца, который оказался поблизости, попросили отвезти её на мотоцикле в больницу, чтобы привести в чувство".
Впрочем, к врачам актёры обращались не только из-за алкоголя, но и из-за проблем с желудком. Съёмки проходили в посёлке Новый Свет, который находится недалеко от Судака. Место было райским, но условия были тяжёлыми.
"Нам привозили ужасную еду из столовой в Судаке, — рассказывала Фатеева. — Дороги были в ужасном состоянии. Пока еда доезжала до нас по жаре, она становилась непригодной для употребления. Но нас баловали виноградом и потрясающим белым хлебом с хрустящей корочкой. Я ела виноград с хлебом и заметно прибавляла в весе".
Изменилось всё, когда на площадку приехали жёны Жарикова и Нилова. Они готовили обеды на всю съёмочную группу и здорово выручили артистов.
Громкие романы
Только про одного актёра, Геннадия Нилова, никто не вспомнил никаких пошлостей. На площадке он был с молодой женой и не позволял себе вольностей, чего не скажешь о его коллегах.
Жариков тоже привёз молодую жену (первую) – фигуристку Валентину Зотову, но его очень быстро заподозрили в романе с блондинкой Натальей Кустинской. Позднее Зотова вспоминала, что соперница позволяла себе в нетрезвом состоянии во всеуслышание кричать, как она хочет оказаться наедине с Жариковым. По словам экс-супруги, роман всё же случился. Сама же Кустинская вспоминала о приставаниях со стороны артиста.
Жариков же, в свою очередь, роман отрицал, заявляя, что глупые женщины его никогда не интересовали.
"Она мне никогда не нравилась: глупые дамы меня не возбуждают. Я не способен оценить женскую красоту, если к ней не прилагается интеллект. А с последним у Кустинской, по-моему, было крайне напряженно", - говорил Жариков.
У Фатеевой, в свою очередь, вспыхнул роман с Мироновым.
К моменту начала съёмок она уже дважды была в разводе. Однако, она продолжала жить в одной квартире со своим вторым супругом Владимиром Басовым. Вместе они воспитывали трёхлетнего сына Володю. Отношения между бывшими супругами были напряжёнными, поэтому Наталья восприняла поездку на съёмки в Крым как возможность отдохнуть от семейных конфликтов.
В ходе съёмок Наталья даже не заметила, как влюбилась в Андрея Миронова, который был моложе её на семь лет. Вскоре они стали жить вместе, не скрывая своих отношений. В свободное время они посещали рестораны и танцевали до утра.
По приезде в Москву Миронов пригласил двух Наташ в гости к своей матери, и это стало финалом отношений.
По воспоминаниям Кустинской, Фатеева в гостях решила прилечь на диван и в этот момент в комнату вошла Мария Миронова.
"Так, а это еще кто такая? Чтобы духу её здесь больше не было!", - одной фразой окончила мать романтические отношения сына.
Наталья Фатеева рассказывала, что после тяжёлого развода с Басовым Миронов стал для неё поддержкой и опорой. Однако после серьёзного и уверенного Басова Андрей казался её маменькиным сынком.
"Он был совершенно несамостоятельным, и его поступки определялись матерью. Мне даже стало скучно с ним. Помню, как он однажды прилетел с гастролей из другого города и бросал мне камушки в окно, долго крича под балконом. Андрей был очень мил, но как личность в тот момент не мог меня заинтересовать: он только что окончил институт и только начинал познавать жизнь. Однажды мы ехали с ним вдвоём в купе, и он постоянно пытался меня задеть, потому что я была единственной женщиной, отказавшей ему в замужестве",
- вспоминала Фатеева.
Тигры, сын Франкенштейна и двойная съёмка
Съёмки цирковых сцен с участием Зои Фатеевой проходили в Ленинградском цирке. Тигры, с которыми работала актриса, находились под руководством известного дрессировщика Вальтера Запашного, отца будущих цирковых артистов Эдгарда и Аскольда Запашных.
Зою уверили, что она будет работать с шестимесячным тигренком, но когда она узнала, что ей предстоит взаимодействовать с полуторагодовалым тигром, то сильно испугалась. Однако она преодолела свой страх и снялась в кадре вместе с хищником. Более того, она даже гладила тигра в кадре. К сожалению, этот эпизод не вошёл в финальную версию фильма. Дело в том, что в кадр попала рука Вальтера Запашного, который крепко держал своего питомца, поэтому эти кадры посчитали бракованными.
Когда тигр схватил Наталью своей сильной лапой, дрессировщик немедленно оттащил дикого кота от актрисы. После этого было решено отказаться от взаимодействия с тиграми, поэтому актрису и животных снимали отдельно.
Те самые фантазии, которые видит Сундуков, читая книгу, были взяты из американского фильма "Сын Франкенштейна" (1939).
Кстати Геннадий Нилов (Сундуков) в паре с Аидой Ведищевой исполнил саундтрек фильма – композицию "Любовь – это яд".
Фильм снимали в двух вариантах: обычном и широкоэкранном. Широкоэкранная версия демонстрировалась преимущественно в современных кинотеатрах, которые были расположены в крупных городах, в то время как в обычных кинотеатрах показывали обычную версию, которую многие из нас помнят.
Именно поэтому каждую сцену приходилось снимать дважды, используя разные камеры, поскольку в то время не было возможности конвертировать один формат в другой. И если сравнить эти версии, то можно заметить различия в интонациях и кадрах. Обычная версия на девять минут короче широкоэкранной.
Кроме того, версии фильма отличались и титрами. В широкоэкранной версии все титры были написаны на песке, в то время как в обычной версии мы видим традиционные титры.
Кстати, в титрах так и осталась ошибка в написании фамилии Раймонда Паулса. В ней отсутствует буква "с".
Долгое время считалось, что широкоэкранная версия утеряна навсегда. Однако, к счастью, в киноархиве была найдена единственная сохранившаяся копия. И теперь каждый может посмотреть старый любимый фильм и открыть для себя что-то новое.
Продолжения не случилось
После того как фильм "Три плюс два" имел успех, Генрих Оганисян решил снять продолжение истории, перенеся действие в Москву. Он хотел продолжить рассказ о том, как сложились судьбы полюбившихся персонажей.
К сожалению, в 1964 году Оганисян скончался от рака желудка. После его смерти никто не пытался создать вторую часть фильма.
Стоит также отметить, что в 1963 году произошёл резкий всплеск популярности дикого отдыха. Более трёх миллионов человек отправились в путешествия без организованного тура. Это связали успехом фильма "Три плюс два".