Психика является живой системой, находящейся на стыке внешнего и внутреннего мира человека. Это неизмеримое пространство, рождающее уникальные ощущения, привычки и восприятие действительности. Её можно представить в виде "операционной системы", с той лишь разницей, что компьютерная модель работает согласно логическим законам, в то время как психика живёт и развивается по собственным непредсказуемым принципам.
1. Феномен психики выходит за рамки материализма и механистического научного подхода.
Околосмертные переживания, точное описание неизвестных и далёких деталей (в том числе события далёкого прошлого), одновременное переживание боли на расстоянии, эффект плацебо, дежавю, осознанные сны, телепатия, фантомные боли и ещё множество других вещей, невозможно объяснить логикой. Не по причине нашей "недоразвитости", а потому что научный подход несостоятелен в данной области.
Практически все психические состояния могут быть направлены на несуществующие в реальности объекты, например, мечты или воображение. А механистическая наука не может измерить субъективное восприятие. Да и вообще, наличие любого субъективного опыта не поддаётся измерению — это феномен, требующий чувственного, но не интеллектуального познания.
2. Психика развивается до рождения.
Трансперсональная психология считает, что "психическое зачатие" происходит практически одновременно с биологическим. И наша психика хранит доличностные воспоминания, однако, младенческий мозг не способен их кодировать. На данный момент достоверно известно, что к третьему месяцу плод имеет примитивную память и действующую нейронную активность. Он способен различать голос матери и реагировать на него. Так же есть множество исследований, доказывающих, что новорождённые узнают мелодии, услышанные в утробе.
3. Психика не строго индивидуальна, а связана со всеми живыми существами.
Это объясняет эмпатию на расстоянии, феномен толпы (паника или всеобщая радость), и животную интуицию перед стихийными бедствиями. Это не значит, что мы можем читать мысли других живых существ, но мы способны их чувствовать. Итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти говорит: "Мы проигрываем чужие состояния в своей нервной системе. При собственных действиях, а также при наблюдении за другими существами, активируются одни и те же нейроны".
Особым прорывом в этой области стало открытие зеркальных нейронов. Это особый вид нейронов, активирующихся в процессе наблюдения за другими существами. Если вы наблюдаете за тем, как кто-то пьёт чай, у вас самих активируются те же нейроны, как если бы вы сами пили чай. Причём этот эффект работает не только у человека, но и у животных. Он объясняет нашу тягу к просмотру фильмов, футбола и прочих подглядываний. При этом нейронная деятельность — лишь биологическое следствие психических процессов.
4. Архетипы психики — это не просто метафоры, а глубинные программы
Карл Юнг открыл, что архетипы и символы психики — общие для всего человечества. Сны, сказки, мифология и культы всех народов имеют одинаковый смысл, являясь внешним проявлением глубинных архетипических программ. Наше поведение в частных ситуациях, является распаковкой какого-либо архетипа, содержащегося в психике и являющегося доминантным. Простыми словами это можно описать так: психика "подсовывает" нам роль (архетип), опыт которой необходимо прожить. Мы получаем "сценарий" в рамках которого, наделены определённой свободой действий, но общая картина останется неизменной. Можно ли сказать, что человек "запрограммирован", подобно компьютерной программе? — и да, и нет. Алгоритм — это лишь логический способ описать дискретную задачу, но для понимания психических процессов, его недостаточно.
Вы можете заметить, что все герои художественных произведений, рекламы и шоу-бизнеса, соотносятся с основными архетипами психики, и наша симпатия к ним (равно как и отторжение) показывает собственную проработку данного архетипа.
5. Психика — это не только мозг.
Нейробиология может объяснить принцип передачи нейронных сигналов, но учёные не понимают ПОЧЕМУ эти сигналы ощущаются и как они приобретают уникальный субъективный опыт. При всей изученности мозга, мы не знаем, как возникает самоощущение "Я". Однако очевидно, что этот процесс выходит за рамки биологических органов. Некоторые учёные, например, Дэвид Бом считают, что мозг является органом, позволяющим взаимодействовать с психикой; он не генератор, а приёмник. Такая концепция не нова, и несколько тысяч лет присутствует в философии индуизма и буддизма.
6. Духовный опыт — это эволюция психики.
Эволюционная психология видит духовность как побочный эффект развития, выработанный для сохранения ясности ума в экстремальных ситуациях. Однако такая версия не объясняет причину многих духовных и мистических переживаний, не вызванных чувством страха. Скорее наоборот — настоящий мистических опыт случается практически внезапно, как озарение или благоговение. Известный психолог Кен Уилбер считает, что духовные состояния являются не случайностью, а закономерным этапом эволюции психики и сознания ПОСЛЕ рационального мышления. Именно поэтому, множество научных исследователей (не деятелей, а именно исследователей) приходят к выводу о существовании чего-то большего, чем способна понять логика. А вот духовные учителя и пробуждённые люди, не обращаются в науку, хотя и не отрицают её значимости. Только важно понимать, что я говорю о настоящей сопричастности к трансцендентному, а не о суррогатах духовности, которыми мы себя облепили.
7. Психика выходит за рамки времени и пространства.
Даже если отбросить мистику (хотя всё мистическое, есть непознанное психическое), можно смело сказать, что психика, взаимодействует со временем и пространством на ином, более сложном, чем материальный мир уровне. Изучение шаманских ритуалов, медитативных практик а также изменённых состояний сознания, открыло двери в отсутствие временных границ и пространственных рубежей. Даже сон, длящийся в среднем 15 минут, способен пронести человека (точнее того, кто наблюдает сон) сквозь года и километры.
Такие вот дела...
РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ:
↓↓ а тут моя телега с шутками и прочими мыслями ↓↓