Найти в Дзене
ПАТРИОТ

Почему МС-21 теперь стоит почти как Boeing? Вдруг подорожал на 65% и что это значит для пассажиров и перевозчиков?

Оглавление

Если вы давно следите за развитием нашей авиации, то знаете: МС-21 — один из самых ожидаемых пассажирских самолетов, который должен заменить иностранные борта в парке российских авиакомпаний. Но новость последних дней удивила даже тех, кто в теме.

Цена на МС-21 за два года выросла почти на 65% — с 4,3–4,6 до 7,6 миллиардов рублей. Об этом говорится в официальном письме Минтранса, разосланном в авиакомпании. И сразу возникает закономерный вопрос — почему такая прибавка в цене и к чему это всё ведёт?

📈 Откуда взялась цифра 7,6 млрд?

Ещё в 2023 году Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) оценивала лайнер в пределах 4,3–4,6 млрд рублей, и это без учета субсидий Фонда национального благосостояния. Тогда прогнозы были оптимистичными, и речь шла о том, что цена будет оставаться в этом диапазоне. Но уже к 2025 году цифры заметно изменились.

Теперь, согласно документу Минтранса, стоимость одного самолета МС-21 составляет 7,6 млрд рублей, и это данные на будущие поставки в 2026 году.

🤔 Почему так резко подорожал?

В «Ростехе», который курирует разработку и производство МС-21, объяснили рост цен тем, что:

  • изначальная оценка не учитывала многих экономических факторов;
  • первая партия — это не серийное производство, и сравнивать их напрямую неправильно;
  • в стоимость не входили изменения в ставке ЦБ, колебания курса, рост стоимости комплектующих и другие реальные затраты.

Олег Евтушенко, исполнительный директор «Ростеха», ещё в апреле открыто говорил, что в конструкцию самолета пришлось внести массу изменений, потому что заменили около 80 иностранных агрегатов и систем на отечественные аналоги. Это повлекло за собой не только переработку технической документации, но и изменения в производственной цепочке, логистике, сертификации.

"Сегодня МС-21 — это практически новый самолет, не только по начинки, но и по затратам на его производство. Всё, что мы раньше покупали за границей, теперь приходится делать самим", — говорил Евтушенко.

🛠 Не только МС-21 — цены растут по всем направлениям

МС-21 — не единственный проект, который подорожал. По тем же данным Минтранса, выросла стоимость и других отечественных воздушных судов:

  • Ил-114-300: с 1,44 млрд до 2,6 млрд рублей;
  • легкомоторный «Байкал»: с 178 млн до 315–320 млн рублей.

То есть рост цен — это не исключение, а общая тенденция, связанная с реальной себестоимостью производства и переходом на полностью российские комплектующие.

💬 Что говорят власти?

В «Ростехе» успокаивают: как только начнется массовое производство, цены пойдут вниз. И это логично. При запуске любого продукта первая партия всегда обходится дороже, потому что:

  • оборудование только запускается;
  • отрабатываются производственные процессы;
  • дорабатываются конструктивные решения.

К 2030 году, как ожидается, цены будут куда более стабильными и предсказуемыми. Уже сейчас вместе с авиакомпаниями и ведомствами прорабатывается отдельная программа по снижению себестоимости, которая должна облегчить закупки и ускорить пополнение авиапарка.

📅 Что по срокам?

МС-21 разрабатывается с 2007 года, и его создание шло не всегда гладко. Но теперь, по последним данным, серийное производство должно стартовать в 2026 году.

Согласно Комплексной программе развития гражданской авиации, до конца 2030 года планируется произвести и передать авиакомпаниям 270 бортов МС-21-310.

🇷🇺 А если сравнивать с зарубежными самолетами?

Интересно, что даже при текущей цене разница между нашими самолетами и зарубежными аналогами оказалась не такой уж и большой. Особенно если учесть субсидии, курс валют и полную зависимость от внешних поставок.

Авиастроители делают ставку на отечественную начинку — и это уже не просто декларация. Как сказал глава Минпромторга Антон Алиханов, государство собирается обязать авиакомпании использовать как минимум 50% отечественных самолетов в своих флотах. То есть через несколько лет МС-21, Ил-114 и Байкал станут основой пассажирских перевозок по стране.

💰 Как будут покупать и арендовать?

Минтранс уже дал поручение ГТЛК проработать с перевозчиками вопросы аренды и выкупа самолетов, а также финансирования лизинга из средств ФНБ. Главное условие — возврат средств, потраченных государством. Это значит, что подход будет экономически выверенным и не создаст «дырок» в бюджете.

✈ Немного интересных фактов про МС-21:

  • Размах крыла — 35,9 м (у МС-21-310 с композитным крылом — до 36,4 м);
  • Дальность полета — до 6400 км;
  • Вместимость — от 163 до 211 пассажиров в зависимости от компоновки;
  • Скорость — до 870 км/ч;
  • Применены уникальные композитные материалы российского производства, что делает самолет легче и экономичнее.

📌 Что это значит для нас, простых пассажиров?

Пока кажется, что самолёты подорожали, но в долгосрочной перспективе всё идёт к удешевлению и расширению парка российских авиакомпаний. А значит — больше маршрутов, меньше зависимости от внешних санкций и надежность на своём.

Сейчас — переходный этап. И как только серийное производство заработает на полную, цены стабилизируются, а отечественные авиакомпании начнут пополнять флот уже не "бэушными" Boeing и Airbus, а своими, современными и надёжными лайнерами.

🔚 И что дальше?

В ближайшие пару лет многое будет зависеть от того, как быстро пойдет серийное производство и насколько государству удастся простимулировать спрос. Но одно ясно уже сейчас: МС-21 — не просто проект, а реальный шаг к независимой авиации.

И пусть цена сегодня кусается, завтра это может быть ключ к новому этапу пассажирских перевозок в стране. А как известно — кто не вкладывается в своё, тот рано или поздно платит за чужое.

МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Онкология 3 стадии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.

Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.

-2

Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.

Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!