Некоторые функции, которые сегодня широко распространены в автомобилях, такие как навигация и камеры заднего вида, впервые появились в концепт-карах. Наиболее сумасшедшие решения, характерные для концепт-каров, редко попадают в мейнстрим, а вот более реалистичные варианты часто входят в моду спустя годы.
Plymouth Voyager III
Plymouth Voyager III, безусловно, является одним из самых странных и оригинальных концепт-каров, когда-либо созданных. Он был построен в 1989 году. Премьера состоялась на автосалоне в Детройте в 1990 году.
Voyager III, возможно, был одним из худших концепт-каров, когда-либо созданных. Он объединил два автомобиля в одном необычном кузове. Voyager III мог перевозить восемь пассажиров — троих спереди и пятерых сзади. Если вам не требовалось много места для груза или пассажиров, передняя секция отсоединялась, превращаясь в мини-автомобиль для трех пассажиров. Каждая секция имела свой собственный двигатель.
Дизайнеры представляли Plymouth III как модульное транспортное средство, позволяющее потребителям выбирать из множества возможных вариантов навесного оборудования, включая стандартный пятиместный фургон, бортовой прицеп, лодочный прицеп и многое другое. Задняя часть микроавтобуса складывалась и прилегала вплотную к полу фургона, превращая два компонента в единое транспортное средство. Мини-автомобиль также был оснащен камерой заднего вида и обзорным экраном, которые облегчали водителю стыковку.
Renault Racoon
Renault Racoon больше похож на жука, слившегося с марсоходом космической эры, чем на маленькое городское млекопитающее, в честь которого он назван (racoon переводится как енот). Он был спроектирован как амфибия, легко перемещающаяся с суши на воду, и имел возможность поднимать и опускать кузов для увеличения проходимости благодаря электрогидравлической подвеске.
Четыре массивных колеса поддерживали округлый пассажирский салон, в котором доминировало массивное ветровое стекло, которое расширялось и огибало его, образуя над головой огромный люк в крыше. Поднять это огромное окно и пролезть в него было единственным способом попасть внутрь или выбраться наружу. Несмотря на нетрадиционный дизайн, он обладал рядом интересных функций.
Каждая ось могла регулироваться независимо, так что пассажирский салон оставался неподвижным даже при езде по неровным дорогам. Также были протестированы технологии, которые сегодня являются относительно обычными, такие как спутниковая навигация и внешние камеры, но которые были самыми передовыми на момент дебюта Racoon в Женеве в 1993 году. «Енот» мог перевозить в общей сложности трех пассажиров: двоих спереди, а третьего — на заднем сиденье, установленном посередине. И он мог перевозить этих пассажиров со скоростью до 155 км/ч на суше и 5 узлов на воде.
Peugeot Tulip
Компания Tulip, созданная совместно Peugeot и Citroën, переосмыслила не только внешний вид и функциональность автомобиля, но и то, как он может использоваться. Это была попытка создать функциональный электромобиль еще в середине 90-х годов, и он не предназначался для того, чтобы принадлежать кому-то конкретному.
«Тюльпан» был тихоходным транспортным средством с максимальной скоростью всего 70 км/ч, максимальной дальностью хода около 80 км и вместимостью до двух пассажиров, но для его использования по назначению этого вполне могло хватить. Tulip был разработан не как персональное транспортное средство, а как разновидность совместного транспорта. На самом деле его название было аббревиатурой от Transport Urbain Libre Individual et Public («Бесплатный индивидуальный и общественный городской транспорт»). Идея заключалась в том, что вы могли бы зарегистрироваться на сайте и вызвать машину, когда она вам понадобится, или забрать ее с местного склада, а затем вернуть.
У пользователей был бы персональный пульт дистанционного управления, похожий по дизайну на карманный калькулятор или старый телефон, который позволял бы им получать доступ к автомобилям и связываться со службой поддержки клиентов. Все это было объективно круто, особенно для 90-х, но Peugeot Tulip выглядел как воздушный шарик для вечеринки, который оставили сдуваться на пару недель.
Jeep Jeepster
До того, как Jeep Jeepster дебютировал в 1998 году на Североамериканском международном автосалоне (NAIAS), это была секретная разработка под кодовым названием Project Grizzly. С самого начала Jeepster был экспериментальным автомобилем, предназначенным для того, чтобы удовлетворить ваши потребности в вождении от парковки продуктового магазина до троп дикой природы и всех промежуточных пунктов.
Jeepster — это не просто расширенная функциональность, это попытка объединить мощь и стиль спортивного автомобиля с внедорожными возможностями Jeep Wrangler. В результате получился автомобиль необычной формы, напоминающий контейнер-раскладушку на колесах.
При обычной езде Jeepster находился всего в 14,6 см от земли для лучшей устойчивости на дороге. При движении по бездорожью высоту можно увеличить до 25 см с помощью пары переключателей, установленных внутри, что должно было облегчать передвижение по камням. Все это приводилось в действие тем же 4,7-литровым 16-клапанным двигателем V8, который был установлен на Jeep Grand Cherokee 1999 года выпуска. Колеса были оснащены шинами Goodyear Extended Mobility (EMT), которые позволяли автомобилю продолжать движение на протяжении часа после прокола.
Nissan Cypact
На рубеже веков компания Nissan разработала необычный маленький концепт-кар под названием Cypact в надежде противостоять надвигающимся угрозам загрязнения воздуха и антропогенного изменения климата. Cypact оснащался турбодизельным двигателем NEO Di с непосредственным впрыском, что позволило снизить вес автомобиля, повысить топливную экономичность и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Все в нем было разработано таким образом, чтобы свести к минимуму затраты на топливо и воздействие автомобиля на окружающую среду.
Cypact дебютировал в 1999 году на 58-м Франкфуртском автосалоне, представив обновленный класс экономичных автомобилей нового тысячелетия. Cypact мог проехать 100 километров на 3 литрах топлива.
Единственным реальным недостатком Cypact является его необычный внешний вид. Автомобиль будущего должен был выглядеть по-новому и немного непривычно. Cypact преуспевает в этих областях, но выглядит он совсем не круто.
Citroen Karin
Citroën нечего было выставлять на Парижском салоне 1980 года, поэтому компания поручила дизайнеру Тревору Фиоре создать какой-нибудь концепт-кар к показу. Фиоре недавно занял пост директора дизайн-студии Citroën, и это был первый концепт, созданный за время его работы. Фиоре представил Karin — причудливый автомобиль пирамидальной формы.
Цель состояла в том, чтобы представить автомобиль будущего, и, если посмотреть на него под определенным углом, Karin прекрасно справляется с этой задачей. Однако, если смотреть спереди, иллюзия пропадает. Компания Fiore спроектировала трапециевидный Karin в течение полутора недель, а модель была изготовлена за 6 месяцев, как раз к Парижскому салону.
Уникальный дизайн автомобиля требовал необычного расположения сидений внутри. Водитель был расположен по центру спереди. Поскольку модель никогда не планировалась для запуска в производство или даже для выхода за пределы демонстрационного зала, у Fiore было больше возможностей поиграться с дизайном, не заботясь о реальной функциональности.
Chevrolet Astro III
Как следует из названия, Astro III был третьим и самым амбициозным концепт-каром от Chevrolet. Разработанный Биллом Митчеллом совместно с главным инженером Corvette Ларри Шинодой, Astro III был представлен широкой публике в 1969 году на автосалоне в Чикаго. Он был смоделирован по образцу корпуса реактивного самолета, даже колеса напоминали шасси: одно колесо было спереди, а два сзади.
Astro III также имеет под капотом элементы, позаимствованные из мира авиации. Он оснащен газотурбинным двигателем Allison 250-C18, первоначально разработанным для военных и гражданских вертолетов. Дизайнеры представляли Astro III как автомобиль будущего, созданный для передвижения по специальным трассам, предназначенным для высокопроизводительных транспортных средств.
Доступ в пассажирский салон осуществлялся через лобовое стекло, которое поднималось вверх — как в кабине реактивного самолета. Без каких-либо наружных зеркал водитель мог видеть происходящее с помощью замкнутой телевизионной системы. Это был автомобиль поистине космической эры, который дебютировал в том же году, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин оставили первые отпечатки ботинок на Луне.
Alfa Romeo Navajo Bertone
Alfa Romeo 33 Stradale — это спортивный автомобиль конца 60-х годов, который послужил основой для широкого спектра концепт-каров. В общей сложности на шасси Stradale было создано шесть экспериментальных моделей.
Carabo был назван в честь жука Carabus и отличался дизайном, стилизованным под насекомого — с наклонным капотом и зеленым кузовом с желтыми вставками. Модель Iguana была разработана Джорджетто Джуджаро и получила серебристую окраску — серый с чешуйками и матовый металл. Модель Cuneo была клиновидной формы, с желтой полосой посередине. Speciale — это двухдверное купе, разработанное Леонардо Фиораванти и отличающееся элегантным желтым дизайном, напоминающим хищную осу.
Представленный на Женевском автосалоне 1976 года Alfa Romeo Navajo Bertone сменил изгибы Stradale на острые углы научной фантастики. Благодаря серому корпусу из стекловолокна и оранжевым вставкам, он выглядел как космический корабль. Сегодня он хранится в музейной коллекции Alfa Romeo.
Dodge Deora
Dodge Deora — это отчасти концепт-кар, отчасти автомобиль, созданный на заказ, и он настолько же причудлив, насколько и крут. Эта работа началась, когда братья Майк и Ларри Александеры, хорошо известные в автомобильном сообществе, решили, что они хотят поиграть с недавно ставшими популярными пикапами, в которых кабина расположена над двигателем, а не позади него. Братья Александер обратились за помощью к бывшему дизайнеру GM Гарри Бентли Брэдли, с которым они ранее уже работали.
Брэдли разработал дизайн, который значительно сократил линии среза за счет полного удаления дверей, и это настолько понравилось Chrysler, что компания подарила трио один из своих грузовиков A100, чтобы они могли делать все, что пожелают.
При посадке использовалась сложная система дверей, состоящая из двух частей. Верхняя половина передней части, включая лобовое стекло, приподнялась вверх, в то время как нижняя половина горизонтально отклонялась в сторону от центра. Хотя за всю историю был создан только один функциональный автомобиль Deora, он стал настолько популярным шоу-каром, что Hot Wheels включила его в свой оригинальный набор масштабных моделей.
Ford Gyron
Ford Gyron идеально воплощает в себе эстетику ретро-будущего, которой славились 60-е годы. У него всего два колеса, расположенные по центру обтекаемого корпуса, как у мотоцикла.
Он должен был бы использовать гироскоп (отсюда и название), чтобы сохранять устойчивость во время движения, но эта функция не была реализована вовремя для показа. Вместо этого он удерживался парой меньших опорных колес, которые действовали как подставки и якобы убирались бы на более высоких скоростях, передавая баланс системе гироскопа. В отсутствие обычных дверей пассажиры могли входить в гироскоп и выходить из него через верхний люк, который открывал доступ к паре пассажирских сидений.
В конечном счете, Gyron оказался в ротонде Форда, которая первоначально была построена для Всемирной выставки в Чикаго в 1933—1934 годах. К сожалению, 9 ноября 1962 года во время ремонта крыши ротонды начался пожар. Пожар уничтожил здание, ранил одного человека и уничтожил автомобильные экспонаты, в том числе концепт-кар Ford Gyro.
ItalDesign Machimoto
Модель Machimoto от ItalDesign не поддается определению и условностям. Представленный на автосалоне в Турине в 1986 году Machimoto задумывался как молодежный автомобиль для любителей приключений, способный перевозить до девяти человек одновременно. В стандартной комплектации он вмещал шесть человек, но его можно было увеличить до девяти, установив дополнительный ряд сидений. Он был построен на базе Volkswagen Golf GTI.
Это было детище знаменитого автомобильного дизайнера Джорджетто Джуджаро, наиболее известного благодаря созданию всеми любимой машины времени DMC Delorean.
Peugeot Moovie
Компания Peugeot проводит международный конкурс Peugeot Design Competition, на который приглашаются профессиональные дизайнеры и любители, чтобы представить свои собственные проекты для потенциального концепт-кара. Это мероприятие продвигает по-настоящему оригинальные идеи от начинающих талантов. В 2005 году молодой студент колледжа дизайна по имени Андре Коста выиграл конкурс, представив футуристический автомобиль для путешествий, который получил название Peugeot Moovie.
Это футуристический автомобиль с колесами, почти идеально скрытыми за широкой округлой рамой. Экстерьер автомобиля был выполнен из минималистичного металлического каркаса, дополненного огромными окнами, что делает Moovie больше похожим на быстрый пузырь, чем на обычный автомобиль.
Именно такой автомобиль вы ожидаете увидеть в научно-фантастическом фильме по роману Айзека Азимова или на доисторических равнинах в «Мире юрского периода». Но не ожидайте увидеть его проезжающим по шоссе в ближайшее время.