Аресты высокопоставленных чиновников в Воронежской области в 2025 году стали не только регулярными, но и выявили новую схему работы силовиков. Все самые резонансные дела о хищениях на госконтрактах, от набережной до ЖКХ, расследует Главное следственное управление регионального МВД. Это вызывает логичный вопрос: почему именно полиция, а не Следственный комитет, и почему оперативные материалы для этих дел собирают не "убэповцы", а сотрудники ФСБ и прокуратуры?
В основе последних громких дел, включая задержание главы стройполитики Евгения Шишкина и директора «Дирекции единого заказчика» Александра Кима, лежит одна и та же правовая квалификация — мошенничество (ст. 159 УК РФ). Именно эта статья, в отличие от чисто должностных преступлений вроде взяток, относится к подследственности следователей МВД. Это формальное объяснение, почему дела оказываются в производстве ГСУ.
Однако самое интересное кроется в том, кто готовит почву для этих расследований. В традиционной схеме оперативной разработкой экономических преступлений внутри полиции занимается Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК). Но в воронежских кейсах мы видим совершенно другой расклад.
Информацию и первичные материалы, которые легли в основу уголовных дел, собирали сотрудники регионального УФСБ совместно с прокуратурой. Это полностью меняет картину. "Чекисты", как известно, курируют исполнение национальных проектов, к которым относилось и благоустройство Петровской набережной. Прокуратура, в свою очередь, осуществляла надзор за расходованием бюджетных средств. Получается, мы наблюдаем не просто внутреннюю инициативу полиции, а результат слаженной работы трех структур. ФСБ — собирает оперативную информацию, прокуратура — осуществляет надзор и "легитимизирует" проверку, ГСУ МВД — возбуждает уголовное дело по своей подследственности и ведет следствие.
Такая кооперация объясняет ту самую тактику "сверху вниз", когда удар наносится сразу по чиновникам. Имея на руках "железобетонные" данные от ФСБ, следователям ГСУ уже не нужно долго "раскручивать" исполнителей.