Найти в Дзене
Alfostory

Фон Штральборны. Родословное дело.

Истории предков, даже если они были крестьянами, так или иначе переплетаются с биографиями их помещиков. Как оказалось, одна из ветвей рода с редкой фамилией фон Штральборн была всеми позабыта. И поскольку представители этого рода часто попадались мне в архивных документах, я решила описать всё, что мне известно. Возможно, кому-то ещё будут интересны представители этого семейства и их мелодраматическая история, которая с новым делом получила несколько неожиданный поворот. Наверное, лучше никогда не делать однозначных выводов об участниках событий далекого прошлого, если известны только отрывки истории, а выводы напрашиваются через призму нашего субъективного восприятия.

Более полугода до меня шло дело из РГИА о дворянском роде Штральборнов. За это время в Яндекс-архивах появилось множество новых источников.

Краткое содержание предыдущих серий: Часть I, Часть II, Часть III

В первой трети XIX века две сестры, Ирина и Прасковья Трегубовы, одновременно вышли замуж за братьев Штральборнов — гусар из квартировавшегося полка вблизи городка Гаврилов-Посад. Этим сестрам перешло наследство от отца-корнета Ивана Трегубова, которое включало имение с моими предками в деревнях Ершники и Уставское Ростовского уезда Ярославской губернии. В части имения, перешедшего Ирине, жили мои прямые предки.

Ирина заложила имение, чтобы получить кредит в Московской дворянской опеке. В составлении документа участвовал мой предок в качестве старосты, расписывался за него будущий мужу Ирины — Александр Штральборн. Тогда я сделала неверное предположение о том, что брак Ирины оказался неудачным, поскольку после её смерти наследников безуспешно разыскивали по городам и весям. Среди предполагаемых претендентов упоминалась Надежда Володимирова. Я не была уверена, что у Ирины и Александра были дети, и подумала, что это какая-то родственница. Имение находилось в статусе выморочного вплоть до революции. Но благодаря Яндекс-архивам выяснилось, что она была единственной дочерью Ирины и Александра Штральборнов, в деле о поиске наследников фигурировало только её имя. Нашлась запись о венчании Надежды, на котором присутствовали оба родителя.

-2
-3

Сам Штральборн после отставки от военной службы служил приставом 1-го стана Бронницкого уезда Московской округи, и его имя в этой должности встречается в различных документах на Яндекс-архивах и на сайте госкаталога. Чаще всего оно упоминается в метрических книгах в разделах смертей, вероятно, в тех случаях, когда требовалось вмешательство следствия. К сожалению, большинство упоминаний Штральборнов в документах и газетах того времени приводятся без имен и инициалов, так что во многих случаях непонятно, о каком из Штральборнов идет речь.

Про историю другой сестры, Прасковьи, было достаточно много подробностей в деле о розыске её мужа Людвига Карловича Штральборна для получения доходов с имения, чтобы оплатить жизнь и обучение троих сыновей и дочери. В том деле он выглядел однозначно отрицательным персонажем. По словам жены, он оставил семейство и уехал жить, предположительно, в Москву. Из этого же документа выяснилось, что часть имения, которое перешло по наследству Прасковье, была отдана под дворянскую опеку из-за жестокого обращения Людвига с крестьянами. Я подумала, что дворянину нужно было сильно постараться, чтобы до этого дошло. Он упоминался в указах о награждениях орденами за воинскую службу и характеризовался как достойный и добрый офицер. Из дела также следовало, что Людвиг заложил часть имения, чтобы получить кредит, деньги от доходов ушли на его погашение, а остаток имения он продал соседнему помещику. В материальном удовлетворении Прасковье отказали.

Все эти события развивались в 30-40-е годы XIX века. А в начале XX века того же Людвига разыскивали для вручения билета поступившего в депозиты казенной палаты от 18 октября 1843 года на сумму 151 р. 27 коп., и этому посвящено дело на 100 листов.

В нескольких архивах я встретила дела, которые, предположительно, могут быть частью истории этого семейства. Наугад выбрала дело о роде Штральборнов Владимирской губернии в РГИА. Оно шло до меня больше полугода, и оказалось, что оно касается причисления детей Людвига Штральборна к дворянскому роду по просьбе Прасковьи Ивановны Штральборн в 1849 году. Вероятно, Прасковья решила: раз уж глава семейства пропал, то надо хотя бы получить его титул.

На дворянский титул претендовали трое сыновей Людвига — Фёдор, Константин и Лев, и сама Прасковья. Но тут сюжет получил неожиданное направление. Оказалось, что у Прасковьи с Штральборном был второй брак: она была вдовой подпоручика Лялина и имела детей от первого брака. Нашлось дело по донесению Владимирского гражданского губернатора о жестоком обращении поручицы Штральборн с дочерьми от первого брака Лялиным и о дурном управлении имением, принадлежащим этим детям (1839 года). И несколько подобных дел, в том числе о продаже имения, принадлежащего детям от первого брака, и о приведении в повиновение дворовых людей. И тут уже Прасковья не кажется беззащитной жертвой непутёвого мужа, а он сам — полностью отрицательным героем. Начинаешь узнавать одно, а затягивают другие подробности. Брак Прасковьи и Людвига был заключён в селе Лычево, это древнее село рядом с Гаврилов-Пасадом, Юрьев-Польского уезда. Селом долгое время владели помещики Лялины, один из которых, как оказалось, был первым мужем Прасковьи. Кто-то из родственников Лялиных выступал в качестве свидетеля при заключении ее 2-го брака.

В деле о дворянстве приводятся различные свидетельства и выписки из метрических книг о браке Прасковьи с Людвигом, о рождении каждого из детей с признанием их законности и перечислением восприемников. В качестве восприемника во всех случаях указан брат Людвига и, соответственно, муж сестры Прасковьи — Александр Карлович Штральборн. В деле также говорилось, что Людвиг служил в Киевском гусарском полку. Женился он на Прасковье в 1830 году в присутствии её отца, который был отставным корнетом того же полка, что и Штральборны.

В дополнение к выпискам из метрических книг правительствующий сенат запросил послужной список Штральборна, но у Прасковьи его не оказалось. По этой причине ей отказали во внесении её и её детей в дворянскую родословную книгу. Прасковья не сдалась и подала прошение о предоставлении ей послужного списка её мужа из военного департамента.

В очень коротком формулярном списке указывалось, что корнет Киевского гусарского полка Людвиг Штральборн в 1829 году был произведён в корнеты из юнкеров и уволен от службы по домашним обстоятельствам в 1832 году с присвоением звания поручика. Также появились небольшие подробности о происхождении Штральборна: он был из эстляндских дворян и впервые поступил на службу в 1822 году, что подтверждает мои предположения, что к моменту возникновения дела о поиске владельца денежного билета в начале XX века Людвигу должно было быть около 100 лет, а к моменту окончания дела — все 115 или около того.

После получения послужного списка Владимирское дворянское собрание приняло решение внести Льва и Константина во 2-ю часть родословной книги. Почему-то в рапорте не упоминался сын Фёдор.

Когда Прасковья разыскивала мужа, чтобы получить доходы от имения, она собиралась отдать сыновей на обучение в частный пансион. В деле о дворянстве об этом уже речь не шла, упоминалось, что сыновья поступили в казённое учебное заведение.

Как-то я уже заказывала дело о дворянстве ростовских помещиков Озеровых, и в этом деле оказалось множество интересных подробностей: начиная от выдачи поместной земли за осадное сидение под Москвой в начале XVII века с именами некоторых крестьян и дворовых людей, заканчивая подробной схемой дворянского рода от далёких представителей XVI века. Но в этом деле ничего подобного не было, и родословная схема выглядит крайне лаконично. В РГИА есть ещё одно родословное дело Штральборнов, возможно, оно как раз о других представителях этого же рода.

РГИА https://fgurgia.ru/object/2376817058 Ф. 1343 Оп. 33 Д. 2792
РГИА https://fgurgia.ru/object/2376817058 Ф. 1343 Оп. 33 Д. 2792

Признаться, когда читала дело о поиске владельца денежного билета, было интересно, был ли этот поиск простой формальностью или действительно предпринимались попытки выяснить место нахождения и жительства Людвига. Тогда его найти не смогли, скорее всего, он уже не был в живых. Сейчас, благодаря системе распознавания текста, достаточно легко нашлась информация о его брате; я нашла запись о смерти дочери Людвига — она была незамужней и умерла в доме священника от чахотки в 42 года. Но о Людвиге нет ничего. По идее, если он на самом деле перебрался в Москву, то шансов встретить упоминания о нём в тех же Яндекс-архивах должно быть больше, чем по другим регионам. Из всех просмотренных справочников и адресных календарей не попался человек с его именем или инициалами. Может, уехал куда-то еще, может, спустил те средства, которые у него были, проигрался или что-то в этом роде, и его жизненный путь оказался очень коротким. Во всяком случае, в 1849–1851 годах, когда Прасковья подавала прошение, у неё не было с ним связи, и она могла получить необходимые ей сведения только через запросы в различные департаменты.

-5

Есть еще дела, которые могли бы пролить свет на детали биографии Штральборнов в том же РГИА, но пока не уверенна, что хочу дальше в это погружаться, потому что другие дела уже не имеют отношения к моим предкам.

Использованные источники

  1. РГИА https://fgurgia.ru/object/2376817058 Ф. 1343 Оп. 33 Д. 2792