Найти в Дзене
КультурноНЕкоротко

Есенин VS Маяковский: как на самом деле сложились отношения поэтов?

Источник: Интернет; Маяковский и Есенин
Источник: Интернет; Маяковский и Есенин

Есенин и Маяковский, два выдающихся русских поэта начала XX века. По поводу их взаимоотношений бытует множество разных мнений: одни говорят, что мужчины конкурировали друг с другом за внимание публики, другие - что несмотря на частые творческие споры они поддерживали приятельские отношения. Так что же это было? Настоящая ненависть или взаимный интерес к соперничеству? 

  • Противоборство разных направления 🤼📚
Источник:Интернет; Владимир Владимирович Маяковский
Источник:Интернет; Владимир Владимирович Маяковский

Начнем с того, что поэты принадлежали к двум разным литературным течениям. Маяковский был ярким представителем модернистского направления - футуризма. Он яро пропагандировал новые формы искусства и воспевал свободу творчества. Есенин же был приверженцем имажинизма. Считал, что образ - это основа творчества, и сохранял лиричность и душевную глубину в своих произведениях в эпоху прогрессирующего обновления. Маяковский был противником имажинизма, НО не Есенина. 

Источник: Интернет; Сергей Александрович Есенин
Источник: Интернет; Сергей Александрович Есенин

В 1922 году в разговоре с журналистами, когда речь зашла о имажинизме, Маяковский сказал: «Из всех них останется лишь Есенин». 

Сергей Есенин тоже признавал талант Владимира Маяковского и писал: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».

  • Поэтические дуэли🚨

Существует много легенд и шуточных рассказов о поэтических боях Есенина и Маяковского. И есть как минимум один зафиксированный случай.

 

В 1926 году поэты выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте. Под конец мероприятия мужчины начали по очереди представлять свои произведения публике, как бы соревнуясь друг с другом. Через время этот случай оброс множеством едких комментариев, обличающих противостояние «поэта-деревенщины» и «певца революции». 

  • Внешняя неприязнь🎭

При первой встрече внешность Есенина вызвала у Маяковского ощущение искусственности и театральности. Он был одет в лапти и расшитую рубашку, что выглядело крайне неуместно и смешно в обстановке городской квартиры. Говоря прямо — словно сцена из оперетты.

Голос Есенина также казался Маяковскому странным, похожим на звучание, которое мог бы иметь говорящий предмет, вроде лампадочного масла. Своими высказываниями типа «корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье» и прочими замечаниями Маяковский выражал своё пренебрежение.

Однако и сам Есенин испытывал неприязнь к Маяковскому. Образ футуриста Сергей Александрович находил слишком развязным и напыщенным. Хотя эта ненависть была настолько демонстративной, что скорее свидетельствовала о скрытой симпатии.

  • Идеологические расхождения💡

Разногласия между двумя поэтами имели и идеологические корни. Это неудивительно, ведь революция кардинально преобразила мировоззрение обоих. Маяковский олицетворял исторический материализм, стал голосом рабочего класса и рупором Советского государства. Он выступал апологетом революции и классовой борьбы, утверждая, что готов «к штыку приравнять перо».

Что касается Есенина, то он оставался представителем деревенской Руси, мечтательным идеалистом. Его душа была открыта миру, наполненной русским размахом, разгульем и даже некоторой хулиганской вольностью. Он вовсе не стремился поменять свою родную землю, благоухающую яблочным ароматом и медовым запахом, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя», на какую-то абстрактную утопию. Ведь он искренне писал: «Не надо рая, дайте Родину мою».

После самоубийства Есенина Маяковский написал стихотворение в память о нем, предупреждая, что оно не является очередной насмешкой. 

Отрывок из стихотворения «Сергею Есенину»: 

«Вы ушли,

как говорится,

в мир в иной.

Пустота…

Летите,

в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса,

ни пивной.

Трезвость.

Нет, Есенин,

это

не насмешка.

В горле

горе комом —

не смешок.

Вижу —

взрезанной рукой помешкав,

собственных

костей

качаете мешок.

— Прекратите!

Бросьте!

Вы в своем уме ли?

Дать,

чтоб щеки

заливал

смертельный мел?!

Вы ж

такое

загибать умели,

что другой

на свете

не умел.

Почему?

Зачем?

Недоуменье смяло.

Критики бормочут:

— Этому вина

то… 

да сё…

а главное,

что смычки мало,

в результате

много пива и вина. —

Дескать,

заменить бы вам

богему

классом,

класс влиял на вас,

и было б не до драк», 

 

- писал В. Маяковский. 1926 г.

Поэт был по-человечески огорчен, понимая, что русская литература потеряла одного из самых талантливых писателей. Думаю, что тогда Владимир не мог себе и представить, что через каких-то 5 лет повторит горькую судьбу «заклятого друга». 

В любом случае, кто бы что ни говорил, мы не можем точно утверждать, кем они были на самом деле - друзьями или врагами. Ведь каждый следующая их встреча опровергала предыдущую и доказывала обратное. 

Вам может быть интересна статья про главную любовь Владимира Маяковского.

Если статья была Вам полезна и интересна, поставьте лайк и ознакомьтесь с другими постами нашего канала.