Есенин и Маяковский, два выдающихся русских поэта начала XX века. По поводу их взаимоотношений бытует множество разных мнений: одни говорят, что мужчины конкурировали друг с другом за внимание публики, другие - что несмотря на частые творческие споры они поддерживали приятельские отношения. Так что же это было? Настоящая ненависть или взаимный интерес к соперничеству?
- Противоборство разных направления 🤼📚
Начнем с того, что поэты принадлежали к двум разным литературным течениям. Маяковский был ярким представителем модернистского направления - футуризма. Он яро пропагандировал новые формы искусства и воспевал свободу творчества. Есенин же был приверженцем имажинизма. Считал, что образ - это основа творчества, и сохранял лиричность и душевную глубину в своих произведениях в эпоху прогрессирующего обновления. Маяковский был противником имажинизма, НО не Есенина.
В 1922 году в разговоре с журналистами, когда речь зашла о имажинизме, Маяковский сказал: «Из всех них останется лишь Есенин».
Сергей Есенин тоже признавал талант Владимира Маяковского и писал: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».
- Поэтические дуэли🚨
Существует много легенд и шуточных рассказов о поэтических боях Есенина и Маяковского. И есть как минимум один зафиксированный случай.
В 1926 году поэты выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте. Под конец мероприятия мужчины начали по очереди представлять свои произведения публике, как бы соревнуясь друг с другом. Через время этот случай оброс множеством едких комментариев, обличающих противостояние «поэта-деревенщины» и «певца революции».
- Внешняя неприязнь🎭
При первой встрече внешность Есенина вызвала у Маяковского ощущение искусственности и театральности. Он был одет в лапти и расшитую рубашку, что выглядело крайне неуместно и смешно в обстановке городской квартиры. Говоря прямо — словно сцена из оперетты.
Голос Есенина также казался Маяковскому странным, похожим на звучание, которое мог бы иметь говорящий предмет, вроде лампадочного масла. Своими высказываниями типа «корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье» и прочими замечаниями Маяковский выражал своё пренебрежение.
Однако и сам Есенин испытывал неприязнь к Маяковскому. Образ футуриста Сергей Александрович находил слишком развязным и напыщенным. Хотя эта ненависть была настолько демонстративной, что скорее свидетельствовала о скрытой симпатии.
- Идеологические расхождения💡
Разногласия между двумя поэтами имели и идеологические корни. Это неудивительно, ведь революция кардинально преобразила мировоззрение обоих. Маяковский олицетворял исторический материализм, стал голосом рабочего класса и рупором Советского государства. Он выступал апологетом революции и классовой борьбы, утверждая, что готов «к штыку приравнять перо».
Что касается Есенина, то он оставался представителем деревенской Руси, мечтательным идеалистом. Его душа была открыта миру, наполненной русским размахом, разгульем и даже некоторой хулиганской вольностью. Он вовсе не стремился поменять свою родную землю, благоухающую яблочным ароматом и медовым запахом, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя», на какую-то абстрактную утопию. Ведь он искренне писал: «Не надо рая, дайте Родину мою».
После самоубийства Есенина Маяковский написал стихотворение в память о нем, предупреждая, что оно не является очередной насмешкой.
Отрывок из стихотворения «Сергею Есенину»:
«Вы ушли,
как говорится,
в мир в иной.
Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом —
не смешок.
Вижу —
взрезанной рукой помешкав,
собственных
костей
качаете мешок.
— Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
Дать,
чтоб щеки
заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел.
Почему?
Зачем?
Недоуменье смяло.
Критики бормочут:
— Этому вина
то…
да сё…
а главное,
что смычки мало,
в результате
много пива и вина. —
Дескать,
заменить бы вам
богему
классом,
класс влиял на вас,
и было б не до драк»,
- писал В. Маяковский. 1926 г.
Поэт был по-человечески огорчен, понимая, что русская литература потеряла одного из самых талантливых писателей. Думаю, что тогда Владимир не мог себе и представить, что через каких-то 5 лет повторит горькую судьбу «заклятого друга».
В любом случае, кто бы что ни говорил, мы не можем точно утверждать, кем они были на самом деле - друзьями или врагами. Ведь каждый следующая их встреча опровергала предыдущую и доказывала обратное.
Вам может быть интересна статья про главную любовь Владимира Маяковского.
Если статья была Вам полезна и интересна, поставьте лайк и ознакомьтесь с другими постами нашего канала.