Найти в Дзене

«В этом никому не должно быть отказано». Гедеон Янг о романе Бертрана Мари «Пляска смерти, или История кладбищ»

Столь небольшую по объёму и формату книжицу вполне можно назвать энциклопедической, —настолько она содержательна, невзирая на то, что она рассказывает лишь о европейских кладбищах. Перу автора книги Б. Мари принадлежит множество книг о массовой культуре, в своих исследованиях он сочетает «историческое повествование и социологический анализ».

Не хотелось бы говорить банальности, но ведь воистину «все там будем», и раз так, то почему бы не ознакомиться с историей нашего последующего прибежища, тем более так легко и увлекательно написанной?

Пролог, названный «Кладбищенские сумерки», призван аккуратно ввести читателя в тему: «Давно прошли те времена, когда скорбящие долго молились или предавались размышлениям у могилы. (...) Порой продолжительность этих редких визитов сводится к минимуму, особенно если захоронение — объект стараний — находится недалеко от входа». Здесь автор размышляет об эволюции кладбищенских традиций.

В первой главе «Покойники без могил» автор ещё раз озвучивает заглавную тему повествования: «В те времена всех покойников можно было отнести к двум противоположным друг другу категориям, и в жизни, и в смерти. Участь и тех и других опровергала старую немецкую пословицу «Кто ищет равенства, тот идёт на кладбище»… И если читатель вдруг не догадался, о каких двух группах речь, то я поясню — богатые и влиятельные удостаивались не только персональной могилы, но и упокоения в церкви. Участь же бедняков и малоимущих была куда более скромна, если не сказать печальна: «многие их поколения мирились с тем, что им придется обходиться без могилы». Да, именно так — «до XVIII века многие бедные люди хоронили покойников без гроба», а «последнее пристанище бедных все больше напоминало братскую могилу, которая нередко находилась в центре кладбища». Автор красочно сравнивает два этих класса — у первых была монета за переправку души через Стикс, другие же за неимением денег были обречены вечно скитаться на берегу Стикса, у ворот в подземный мир.

🔻Продолжение обзора от публициста и религиоведа Гедеона Янга читайте тут.