Найти в Дзене

Мини-сериал «Все совпадения неслучайны»: любая история — это лишь чья-то интерпретация событий

Мини-сериал «Все совпадения неслучайны» в поиске мне попался с таким описанием: «Известная тележурналистка обнаруживает, что является центральным персонажем романа, раскрывающего тайну, которую она пыталась скрыть». Скажу честно, если бы не указание на Кейт Бланшетт в главной роли, я бы со 100-процентной вероятностью пролистала ленту дальше. Очень уж банальное превью: воображение сразу нарисовало любовную драму юности, которая вскрывается через лет 20, где все виноваты (но никто не виноват) — и пережёвывание этого на разных зубах долгие часы. И, в принципе, теперь, досмотрев сериал до конца, могу сказать, что в общих чертах я не ошиблась, а вот с сутью прогадала. «Все совпадения неслучайны» — это потрясающая история. Она про любовь, да, но с такой её стороны, с такой задумкой и с такой подачей сюжета, каких я в кинематографе ещё не видела! Вообще. Ничего подобного. Никогда. И правильно я подумала, прежде чем нажать PLAY: «Кейт Бланшетт где попало сниматься не будет». Завязка в следующе
Оглавление

Мини-сериал «Все совпадения неслучайны» в поиске мне попался с таким описанием: «Известная тележурналистка обнаруживает, что является центральным персонажем романа, раскрывающего тайну, которую она пыталась скрыть».

Скажу честно, если бы не указание на Кейт Бланшетт в главной роли, я бы со 100-процентной вероятностью пролистала ленту дальше. Очень уж банальное превью: воображение сразу нарисовало любовную драму юности, которая вскрывается через лет 20, где все виноваты (но никто не виноват) — и пережёвывание этого на разных зубах долгие часы.

И, в принципе, теперь, досмотрев сериал до конца, могу сказать, что в общих чертах я не ошиблась, а вот с сутью прогадала. «Все совпадения неслучайны» — это потрясающая история. Она про любовь, да, но с такой её стороны, с такой задумкой и с такой подачей сюжета, каких я в кинематографе ещё не видела! Вообще. Ничего подобного. Никогда. И правильно я подумала, прежде чем нажать PLAY: «Кейт Бланшетт где попало сниматься не будет».

Завязка в следующем: пожилой мужчина, разбирая вещи своей покойной жены, находит рукопись. В ней рассказывается трагическая история гибели их единственного сына Джонатана, произошедшая более 20 лет назад на отдыхе в Италии.

Тут же, в ящике стола, лежит стопка фотографий, сделанных самим юношей в номере отеля за день до страшных событий. На них — молодая женщина, и точно известно, что он погиб, спасая именно её маленького сына. Только вот сама девушка тогда сказала полиции, что не знала Джонатана. Фото же недвусмысленно говорят о том, что они были знакомы, причём очень близко.

-2

Пожилой мужчина понимает, что ни разу не видел этих снимков. Далее он делает вывод, что плёнку нашла в вещах сына его покойная жена и посвятила остаток жизни реконструкции и написанию той истории. Выводы в ней однозначны: в трагедии виновата распутница с фото.

Убитый горем, он решает опубликовать книгу («Идеальный незнакомец») и сделать всё, чтобы заставить ту женщину с фото дорого заплатить за смерть Джонатана. Как раз её, точнее её взрослую версию (спустя 20 лет), и играет Кейт Бланшетт.

И теперь немного мыслей о фильме.

Начало: ничего не понятно (но очень интересно)

В комментариях часто — и справедливо! — пишут, что поначалу ничего не понятно: кто эти люди, что происходит и как это всё связано. Но сумбур развеивается очень быстро, буквально к середине первой серии, и дальше всё идёт чётко и ясно.

-3

Лично меня в этой связи сильно ввёл в заблуждение эпизод с розовым кардиганом. В самом начале фильма пожилой вдовец находит кофту такого цвета в вещах умершей жены и вспоминает, что, мол, это была её любимая одежда.

Затем сюжет быстро смещается на историю других людей: они молоды, веселы и куда-то едут с рюкзаками. На девушке — розовая кофта. И я логично предположила, что это тот мужчина и его жена в молодости. И так считала, пока не увидела в руках парня современную фотокамеру и пока его кто-то не назвал по имени — Джонатан. Только тогда сообразила, что это не сам рассказчик, а его погибший сын.

Завязка: не интриговала бы с плохими актёрами

Очень банально писать про «великолепный подбор актёров» в отзыве о фильме, который понравился. Это ведь само собой разумеется. Но тут хочется сказать о другой грани исполнителей всех ключевых ролей: именно благодаря им — игре и тонкой передаче характеров — держится интрига.

Причём не явная (герой и здодей(ка) объявлены в самом начале), а какая-то «закулисная».

-4
  • И отец Джонатана (Кевин Клайн) одну минуту безобидный старичок, а вторую — дьявол-кукловод с полубезумным взглядом.
  • И его жена Нэнси (Лесли Мэнвилл), оживая в воспоминаниях, отнюдь не образец добродетели. Хотя вроде как её можно понять — как мать, убитую горем.
  • И спасённый 20 лет назад Джонатаном мальчик — Ник (Коди Смит-Макфи). Он кажется взрослым безобидным бездельником, но что-то с ним явно не так.

И, конечно, сама Кэтрин Рейвенскрофт (Кейт Бланшетт) — она в этой роли универсальна в плане «полюса отношения»! То есть ей абсолютно веришь и как холодной карьеристке, любящей только себя, и как несчастной женщине, против которой вдруг ополчилось всё её окружение.

Апогей напряжения и развязка: повод задуматься

Я люблю проводить время за просмотром фильмов, но отзывы всегда пишу только о тех, что заставили о чём-то задуматься. Ниже озвучу мысли, которые пробудил сериал «Все совпадения неслучайны». Какие-то из них неновы, какие-то претерпели апгрейд и дополнены собственным опытом, но есть и открытия.

-5
  • Нельзя утверждать, что ты знаешь человека, кем бы он тебе ни приходился.

До рождения нас у наших мамы и папы была своя жизнь, о которой мы не имеем понятия. Родители не знают, что в голове у их детей и какие они вне их контроля (в любом возрасте). Наши вторые половины, а также братья, сёстры, друзья, коллеги по работе и т. д. и т. п., какими бы близкими и предсказуемыми ни казались, по сути — тёмные лошадки.

Мы можем утверждать, что знаем их, только в привычных, повторяющихся изо дня в день условиях. Пока они думают, что знают нас. Стоит обстоятельствам измениться, особенно в плохую сторону, и привычные образы рухнут. И вот здесь уже: «Друг познаётся в беде».

  • Серьёзные проблемы нужно решать сразу. Как бы порой ни хотелось сделать вид, что ничего не произошло, и просто забыть.

Если случилось то, что действительно травмировало и мешает спокойно жить, не стоит ждать, что «всё рассосётся само собой». Да, в медицине иногда случается чудо самоисцеления от смертельных недугов, но это 0,0000000000001 процента.

При этом стоит учесть предыдущий пункт: отношение к вам даже самых близких людей после вскрытия этих проблем может измениться, как и вся жизнь. Но, как говорится, закрываются одни двери — открываются другие.

  • Чтобы понять, что за человек перед тобой, не слушай, что он говорит (и что о нём говорят). Посмотри, что он делает.Это, пожалуй, мой самый любимый повод для рассуждений, который я нахожу во многих фильмах, но постепенно раскрываю с разных сторон.

Не читайте, если ещё не смотрели фильм — далее небольшие спойлеры!

-6

Более всего с этой точки зрения раскрывается образ матери Джонатана, автора книги «Идеальный незнакомец». Представляется в сюжете как убитая горем мать, желающая рассказать миру правду о смерти своего сына. Но что она делает: высокомерно третирует мужа, отстраняется от него, а затем и вовсе врёт Кэтрин Рейвенскрофт о его смерти (зачем-то).

При этом она одержима горем и практически сходит с ума, скрывшись в комнате сына от всего мира и посвятив остаток жизни написанию книги о нём. Но для сбора материала она не идёт к его друзьям, бывшей девушке и т. д., а только изучает найденные фотографии. Может ли из-под пера такого автора выйти искренняя история?

Или отец Джонатана — с виду добродушный горюющий старичок, бывший школьный учитель. Но что он делает: позволяет своей жене медленно сходить с ума и умирать от рака (хотя должен был отвести её к врачам, пусть даже силой). А впоследствии он пытается отомстить главной героине через её сына, который один во всей истории вообще ни в чём не виноват. Мог в такой семейке, с такими мамой и папой, вырасти нормальный, психически здоровый ребёнок (Джонатан)?

И наконец, сама Кэтрин Рейвенскрофт — противоположный пример. Изначальный образ: карьеристка, холодно относящаяся к мужу, думающая только о своих потребностях. Что она делает: помнит, какое у её супруга любимое блюдо было 20 лет назад, какое вино он пьёт сегодня и почему, постоянно целует его и обнимает. Способна ли эта женщина хладнокровно изменить и дать умереть другому человеку, только чтобы сохранить этот секрет?

Поступки никогда не лгут, но, поддаваясь стереотипным суждениям о людях, особенно когда всё подкрепляется «фактами» и «доказательствами», мы забываем об этом помнить.

И напоследок вывод: немного о «морали сей басни»

Мини-сериал «Все совпадения неслучайны» (адаптация романа «Дисклеймер» Рени Найт) — это не просто детективная история о раскрытии давней тайны, но и глубокое размышление о природе правды, манипуляции памятью и опасности односторонних, стереотипных суждений.

-7

Проект играет с восприятием зрителя, заставляя его сомневаться в каждом показанном кадре и каждой озвученной версии событий.

Рени Найт, будучи опытной документалисткой, прекрасно понимала, как легко исказить реальность, подав её под определённым углом. Её роман (а вслед за ним и сериал) построен на идее, что любая история — это лишь чья-то интерпретация событий.

Финал оставляет зрителя с тягостным, но важным осознанием: даже если все детали истории совпадают, это не значит, что они складываются в правду.

© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек