Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой —
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.
Не тянитесь к прошлому, не стоит —
Все иным покажется сейчас…
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас
Юлия Друнина, 1970 г.
Всем известны эти стихи советской поэтессы, первая строчка которого стала афоризмом. Но что делать, если незаконченная история молодости не отпускает всю жизнь?
Андрей Дмитриев приглашает нас погрустить и задуматься о том, может ли у первой любви быть второй шанс: шорт - лист Большой Книги 2025
Андрей Викторович Дмитриев - писатель и сценарист, лауреат премий «Русский Букер» и «Ясная Поляна», финалист премий «Большая книга».
Библиография писателя обширна и охватывает множество жанров, среди которых и романы и произведения малой прозы: свой писательский путь автор начал еще в 1970 году (!).
Кроме того, Андрей Дмитриев выступает автором и соавтором сценариев многих художественных и документальных фильмов и телесериалов. Андрей Викторович работал над фильмами: «Человек-невидимка» (1984 г. реж. Александр Захаров), «Алиса и букинист» (1991 г. реж. Алексей Рудаков) и «Гагариным» («Гагарин. Первый в космосе», 2013 г., реж. Павел Пархоменко)
Романы Дмитриева уже завоевывали внимание жюри премии «Большая книга». В 2013 году «Крестьянин и тинейджер», а в 2021 году роман «Этот берег» вошли в число финалистов. В этом сезоне премия вновь отметила его работы, включив роман «Ветер Трои» в шорт-лист.
Сюжет. Так уж повелось, что в обществе принято считать, что любовь, страстные чувства и надежды свойственны молодости, когда эмоции накалены до предела. В зрелом возрасте это уже не любовь, а попытки исправить ошибки прошлого, заполнить душевные пустоты. А вот пожилые люди редко становятся героями любовных историй, и если это происходит, то чаще всего в контексте воспоминаний или сожалений.
«Ветер Трои» - история Тихонина и Марии, решивших начать все с начала спустя сорок лет. Да и сказать «начать сначала» не совсем уместно - повстречавшись еще шестнадцатилетними они в силу возраста и обстоятельств, так и не смогли начать отношения, но пронесли любовь через всю жизнь.
мы все надежно знали, что значит для Тихонина Мария – его упущенное счастье, смысл и единственная цель его жизни, так им и не достигнутая цель, оставленная там, куда возврата нет и куда не стоит оборачиваться…
«Ветер Трои»
Реализация. Признаться, я не ожидала от романа многого. Думала, что это будет очередная сага об исторической травме, приправленная размышлениями о том, что раньше и трава была зеленее, и яблоки слаще (в лучших традициях, словом).
И как же я рада, что роман не оправдал моих ожиданий. История хотя и затрагивает жизнь героев, но не об этом. Она балансирует на грани сентиментальности и реализма, с нотками невыносимой, порой, горечи и драматизма. Во время чтения не покидает чувство тревоги - постоянно кажется, что вот-вот случится что-то плохое. И это несмотря на то, что в романе ничего страшного не происходит. То, как автору удалось создать такое ощущение лишь одним только текстом, несомненно, заслуживает восхищения.
Автор обращается к жанру травелога, используя его не только для описания внешних путешествий, но и для глубокого внутреннего странствия героев. В «Ветре Трои» маршрут становится метафорой поисков себя, встречи с прошлым. Роман -маршрут, но не столько в географическом понимании, сколько в абстрактном - маршрут двух душ друг к другу сквозь время и пространство.
Несмотря на небольшой объем, «Ветер Трои» - многослойное произведение, где за короткую встречу с героями удается не только хорошо себе их представить, но и поразмышлять над тем, что осталось между строк.