Найти в Дзене
Политрук Кирпич

7.4. Раскопок не было. Левашово и Коммунарка

Существуют и более интересные расстрельные полигоны, где не только отсутствуют акты о захоронении, но и раскопок (даже с такими результатами, как в Бутово) не было – но списки погребенных тем не менее откуда-то есть. Это Левашово и Коммунарка.

Вот краткая история Левашовской пустоши под Санкт-Петербургом[1]. Она очень краткая, потому что изучать там особо нечего – был некий огороженный забором объект КГБ, который объявили захоронением жертв БТ и, даже не попытавшись провести эксгумаций, составили список погребенных там людей.

Как определяли, что эти несчастные похоронены именно в Левашово? Очень просто. Посмотрите ролик[2] левашолога Льва Гольдштейна с 3:00 по 6:09. Он, как и Гарькавый в Бутово, открытым текстом говорит, что нет никаких документальных доказательств того, что в Левашово похоронен хоть один расстрелянный в БТ. Но он за три минуты несколько раз повторяет – «признано», «признано», «признано» – Левашово признано массовым захоронением БТ. Вот и всё, доказательств нет и не надо. Признание – царица доказательств.

История[3] подмосковной Коммунарки (ныне ставшей территорией Москвы) столь же проста и незамысловата: никаких актов о захоронении нет, никаких эксгумаций нет, никаких оснований утверждать, что там похоронен хоть кто-то – нет. Но списки погребенных в Коммунарке – есть. Максимум, что можно сказать про Коммунарку – там есть данные аэрофотосъемки, показывающие участки поврежденного грунта. Их сейчас считают расстрельными рвами, но проверять это раскопками почему-то не спешат.

7.5. Селифонтово

Селифонтово – небольшое, но очень интересное захоронение примерно в 25 км от Ярославля. Раскопки проводились[4] экскаватором (мотивируя тем, что грунт болотистый и лопатами копать невозможно) 6 октября 1989 г. и 3-4 июля 1990 г., обнаружены были остатки обуви, одежды, пенсне, трубки, зубные щетки, а также кости, включая черепа с пулями внутри. Данных о калибрах пуль нет, несмотря на утверждения о том, что экспертиза останков проводилась. Нет также сведений о количестве останков (что неудивительно после экскаватора), поле, возрасте, характере ранений.

Несмотря на обыкновенное отсутствие актов о захоронении в Селифонтово, список расстрелянных в Селифонтово тем не менее существует, он примечателен тем, что состоит из приговорённых не Тройкой, а исключительно ВКВС[5].

Опознание останков проводилось, причем очень интересно: «Специалисты КГБ идентифицировали погибших по найденным при раскопках предметам: по пенсне, когда-то принадлежавшему председателю райисполкома А.М. Чуркину, по большой берцовой кости бывшего первого председателя Ярославского губернского исполнительного комитета Н.Ф. Доброхотова, который имел двухметровый рост. По модельной туфельке и сохранившимся светлым волосам, заплетённым в две косички, удалось узнать второго секретаря обкома ВЛКСМ А.В. Смирнову. Некоторые вещи расстрелянных признали их родные и близкие»[6].

О да, разумеется, единственный двухметровый мужчина в СССР – это Доброхотов, а единственная блондинка в СССР – это Смирнова. А Чуркин носил уникальное пенсне – кто ж не помнит пенсне Чуркина, разве можно забыть его за какие-то пятьдесят лет? Да и остальные вещи расстрелянных забыть невозможно – вы ведь точно помните, во что были одеты ваши родственники во времена вашего детства, не так ли? И на раскопки, длившиеся всего два дня, должны были успеть съехаться на опознание родственники расстрелянных со всей Ярославской области, если не со всего Советского Союза – ведь в Селифонтово расстреливали вовсе не селифонтовцев.

Селифонтовское «опознание» по своей методике очень напоминает описанное в соответствующем разделе этой книги проведенное немецкими оккупантами Винницкое «опознание», только сфабрикованное ещё более топорно - но интересно не только это. В двух источниках[7][8] упоминается некий настил из бревен или досок поверх трупов и артиллерийские снаряды. Зачем и то и это нужно в захоронении?

«Из­под бревенчатого настила на свет божий ковшом были подняты человеческие кости, простреленные черепа, в которых были обнаружены пули. 4 июля раскопки были остановлены: в глиняной глыбе оказались артиллерийские снаряды».

«…палачи как могли, пытались замести следы. Тела были засыпаны известью, затем были положены доски, тоже засыпанные известью, сверху были уложены снаряды (предназначались, видимо, нам, потомкам)».

Но сотрудникам НКВД взять снаряды неоткуда и класть их в могилу незачем. Отметим, что фронт в ВОВ до Ярославля не дошел, последний раз там были боевые действия во время Ярославского мятежа летом 1918 г.

С учетом этих обстоятельств – наличие совершенно ненужных в могиле деревянных конструкций и снарядов – видимо в Селифонтово откопали артиллерийскую позицию времен Гражданской войны. Либо же в Селифонтово не откопали вообще ничего, а всё опубликованное является ложью от первого до последнего слова – такое тоже нельзя полностью исключать и особенности «опознания» намекают на такую вероятность.

7.6. Тесницкий

Тесницкий расстрельный полигон расположен в 25 км севернее Тулы, на территории Тесницких военных лагерей; считается, что там погребено около 3 тыс. жертв БТ[9]. Про списки расстрелянных на данном полигоне, возникшие самопроизвольно, без опознавания трупов и без актов о захоронении, повторять уже как-то неудобно - но они, разумеется, есть[10].

Чтобы сразу проникнуться накалом неполживости, оцените цитату, приписываемую Валерию Васильевичу Игнашину, возглавлявшему в 1989-91 гг. следственную бригаду прокуратуры Тульской области по расследованию обстоятельств массовых расстрелов конца 30-х годов: «Оказалось, сотрудники НКВД создавали в Тесницких лесах видимость стрелкового полигона, устраивая во время ночных расстрелов пальбу из оружия в воздух для отвода глаз…».

Т.е. сотрудники НКВД создавали в военных лагерях видимость военных лагерей, а выстрелами в воздух заглушали выстрелы в невинных жертв репрессий – очевидно ведь, что те и эти выстрелы звучат совершенно по-разному.

В июле 1991 г. в Тесницком была проведена эксгумация[11], результаты её таковы: вскрыто два захоронения, в одном обнаружено 10 черепов, из них 2 прострелено, в другом обнаружено 15 черепов, из них 2 прострелено; найдены остатки одежды и зимняя/демисезонная обувь (сапоги, ботинки, галоши); три гильзы и пуля от нагана, одна гильза от трехлинейки; очки в футляре; 8 лопат; 29 стальных кружек; куски металла от ящиков для патронов.

Доля расстрелянных среди погребенных невелика, всего 16%, кто бы там ни похоронен – это захоронение не расстрельное.

Устав службы конвойных войск НКВД[12] (это, конечно, документ не 1937 г., а 1939 г., но все же) запрещает конвоируемым иметь при себе стальные предметы, потому что из них можно изготовить колющее-режущее – откуда в расстрельной яме стальные кружки?

Т.е. картина напоминает Бутово; Тесницкий полигон – санитарное захоронение времен ВОВ, а гильзы, пули и даже целиковые патроны могли у умерших от ран солдат просто по карманам валяться

[1] https://bessmertnybarak.ru/books/levashovo/

[2] https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=q3p1YMVv3nw

[3] https://bessmertnybarak.ru/books/kommunarka/

[4] https://yarcenter.ru/articles/history/selifontovo-istoriya-i-pamyat-5600/

[5] https://yarwiki.ru/article/1498/spisok-rasstrelyannyh-u-derevni-selifontovo

[6] https://yarcenter.ru/articles/history/selifontovo-istoriya-i-pamyat-5600/

[7] https://yarcenter.ru/articles/history/selifontovo-istoriya-i-pamyat-5600/

[8] https://bessmertnybarak.ru/Orlov_Pavel_Grigorevich/

[9] https://tsarevich.cerkov.ru/tesnickij-poligon-smerti/

[10] https://memorialtula.ru/articles/martirolog/1938.01.25.html

[11] http://memorialtula.ru/articles/tesnitsky/resume.html

[12] http://www.rkka.ru/docs/real/uskv-39.pdf