Мне всегда казалось, что каникулы даны детям для того, чтобы отдохнуть, набраться сил, оздоровиться. Но, глядя на список заданий, который выдали моему сыну, закончившему второй класс, я начинаю в этом сомневаться.
Нам выдали целый талмуд, который, по-хорошему, предполагает ежедневные занятия в течение всего лета. Судите сами:
- По математике: 35 объемных заданий. И это не просто примеры! В каждом задании по 5-6 подпунктов, включая задачи в несколько действий, логические упражнения, работу с величинами. Если посчитать все "подзадачи", то выходит около 150-200 отдельных упражнений.
- По русскому языку: примерно такой же объем – диктанты, работа над ошибками, разбор слов по составу, упражнения на все пройденные правила.
- Наизусть: вся таблица умножения.
- По литературному чтению: внушительный список произведений, включая довольно объемные.
Я просто в растерянности. Чтобы все это выполнить, не торопясь и качественно, нужно заниматься практически каждый день, минимум по часу-полтора. Но ведь это же летние каникулы! Время, когда ребенок должен бегать на улице, ездить к бабушке в деревню, купаться в речке, а не сидеть за столом, боясь что-то не успеть.
Мой сын – старательный мальчик, но даже он, увидев эти горы заданий, скис и сказал: «Мама, я что, опять в школу ходить буду все лето?». Мы, конечно, начали потихоньку заниматься. Таблицу умножения он выучил. Сделали примерно половину заданий по математике и русскому, что-то прочитали. Но я вижу, что это делается через силу, без всякого удовольствия. Вместо радости от решенной задачки – вздох облегчения, что «еще одним пунктом меньше». И я его прекрасно понимаю. Мне и самой не хочется превращать долгожданные летние дни в продолжение учебного года.
Я пыталась поговорить с другими мамами из нашего класса. Кто-то отмахивается: «Ой, да сделаем в августе за неделю все». Кто-то, наоборот, в панике и уже нанял репетитора на лето. А я не хочу ни того, ни другого. Я не хочу, чтобы мой ребенок в последние дни каникул в стрессе и спешке делал эти задания, и не хочу лишать его полноценного отдыха.
Эта ситуация заставила меня задуматься о правовой стороне вопроса. Насколько это вообще законно – так нагружать детей на каникулах?
- Ваш вопрос о летних заданиях – это настоящая "летняя головная боль" для многих родителей. Вы абсолютно правы в своих сомнениях и переживаниях. Давайте разберемся, где заканчиваются педагогические рекомендации и начинаются нарушения прав вашего ребенка на отдых.
Существуют ли какие-то официальные нормы, которые регламентируют объем домашних заданий на каникулы для начальной школы?
Прямого запрета на задания на каникулы нет, но их объем и обязательность очень ограничены.
СанПиН 1.2.3685-21 (санитарные правила) устанавливают гигиенические нормативы по объему домашних заданий во время учебы.
Например, во 2-3 классах на домашнюю работу должно уходить не более 1,5 часов.
❌ На каникулы домашние задания задавать не рекомендуется. Об этом прямо говорится в различных методических письмах Министерства просвещения и Рособрнадзора. Каникулы предназначены для отдыха.
Летние каникулы должны быть свободны от обязательной учебной деятельности.
➡️ Календарный учебный график, который утверждает школа, четко определяет периоды учебы и периоды каникул. Каникулы – это не учебное время.
❌ Выполнение домашних заданий – это форма учебной деятельности. Поэтому требовать ее осуществления в неканикулярное время – это нарушение установленного графика.
Представьте, что вас в отпуске заставляют каждый день по 2 часа отвечать на рабочие письма. То же самое происходит и с вашим ребенком.
Таким образом, талмуд с заданиями, требующий ежедневных занятий, – это явное нарушение рекомендаций и принципов здоровьесбережения. Учитель здесь явно переусердствовал.
Правомерно ли задавать на лето такой объем работы, который по факту не оставляет ребенку времени на полноценный отдых и предполагает ежедневные занятия?
❌ Нет, неправомерно.
Основной закон здесь – ФЗ-273 "Об образовании в РФ". Ст. 34 гарантирует обучающимся право на предоставление каникул – плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей.
Если задание таково, что ребенок вынужден заниматься все лето, это нарушает его право на отдых. Задача школы – организовать учебный процесс в течение учебного года, а не перекладывать его на каникулярное время.
Каков официальный статус "заданий на лето": они обязательные или носят исключительно рекомендательный характер?
Они должны носить исключительно рекомендательный характер.
➡️ Любые задания на каникулы (кроме, возможно, списка литературы, о чем ниже) должны подаваться как рекомендация для поддержания тонуса и предотвращения "летнего отката" в знаниях.
➡️ Формулировки должны быть соответствующими: "Рекомендуется для повторения...", "Для желающих...". Требование "Выполнить обязательно!" в данном случае незаконно.
❌ Исключение – список литературы. Его часто подают как обязательный, так как эти произведения будут изучаться в следующем году. Но и здесь есть нюансы (см. ниже).
Может ли учитель по закону ставить оценки за летние домашние задания?
❌ Нет, не может.
➡️ Оценивание – это часть учебного процесса, а каникулы – это перерыв в учебном процессе. Учитель не имеет права ставить оценки за работу, выполненную в каникулярное время. Это грубое нарушение.
Он может проверить выполненные задания в сентябре, похвалить тех, кто занимался, возможно, провести небольшую входную контрольную работу, чтобы понять общий уровень класса после лета.
Но выставлять оценки за летние тетради в журнал и учитывать их при выставлении четвертной отметки – незаконно.
Как юридически грамотно разграничить "рекомендации для поддержания знаний" и "обязательную программу", перенесенную на каникулы?
Все, за что ставят оценку и что является частью учебного плана, – это обязательная программа. Она должна проходиться в учебное время.
✅ Если учитель говорит: "Кто не сделает эти 100 заданий, получит "двойку" в первой четверти", – это прямое перенесение обязательной программы на каникулы, что незаконно.
❌ Если учитель говорит: "Ребята, чтобы не забыть математику, летом можно порешать вот эти задачки из тетради", – это рекомендация.
☑️ Список литературы – это пограничный случай. Формально, это тоже рекомендация. Но поскольку эти книги будут изучаться, не прочитать их – значит, создать проблемы самому себе в будущем.
Однако за сам факт непрочтения книги летом оценку ставить не могут. Оценивать будут уже работу по этому произведению на уроках в течение года.
Имею ли я как родитель право принять решение не выполнять часть заданий, если считаю их объем чрезмерным и вредным для здоровья и психологического состояния моего ребенка?
✅ Да, имеете полное право. Никаких юридических последствий быть не должно.
Вы, как законный представитель ребенка несете ответственность за его жизнь и здоровье. Если вы видите, что непомерная нагрузка вредит ребенку, вы вправе ее дозировать.
⛔ Последствия: При адекватном учителе – никаких. Он поймет, что ребенок отдохнул и готов к учебе. При неадекватном – возможны придирки и попытки "отыграться" на оценках в течение года. Но это уже будет поводом для отдельного разбирательства.
Что делать, если учитель настаивает на полном выполнении всех заданий и угрожает "проблемами в учебе" в следующем году?
Спокойно и вежливо обсудить это с учителем, а если не поможет – с администрацией школы.
Угрозы – это непрофессионально и недопустимо. Вы можете сказать учителю:
"Марья Ивановна, мы понимаем важность повторения, но объем заданий кажется нам чрезмерным для летнего отдыха, что противоречит рекомендациям Минпросвещения. Мы выполним часть заданий, чтобы сын не потерял навыки, но считаем, что полноценный отдых для него сейчас важнее. Прошу вас не учитывать выполнение летних заданий при выставлении оценок в новом учебном году, так как это будет нарушением".
Если угрозы продолжаются, идите к завучу или директору. Вот на какие аргументы стоит опираться:
☑️ Забота о здоровье: "Мы обеспокоены, что такая нагрузка летом может привести к переутомлению, и ребенок придет 1 сентября не отдохнувшим, а уставшим".
☑️ Право на отдых: "Мы бы хотели, чтобы были соблюдены права нашего ребенка на каникулы, гарантированные Законом об образовании.
☑️ Здравый смысл: "Мы согласны, что навыки нужно поддерживать, но считаем, что для этого достаточно 15-20 минут занятий в день, а не нескольких часов, как предполагает выданный объем".
Вместо вывода
Задача родителей – найти разумный баланс. Не нужно полностью игнорировать рекомендации учителя (повторить таблицу умножения и почитать – это действительно полезно), но и превращать лето в учебный марафон вы не обязаны.
Определите для себя и ребенка комфортный режим (например, 20-30 минут занятий в день, 5 дней в неделю) и спокойно ему следуйте. А если школа будет настаивать на невозможном – знайте, что закон на вашей стороне.