Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

На съёмках у Семёна Тимошенко Павел Кадочников сломал ребро Георгию Вицину, а Николай Крючков ушёл от жены

Я думала, вы ас, а вы у-двас. Режиссёр легендарного фильма "Небесный тихоход" Семён Тимошенко похоронен на Серафимовском кладбище Кинорежиссёр Семён Алексеевич Тимошенко, о котором я хочу сегодня рассказать, снял до обидного мало фильмов. Но даже по тем нескольким картинам, которые мы можем сейчас посмотреть, видно, насколько талантлив был в своём деле этот человек. Он был коренным питерцем - родился ещё в том, не переименованном, Петербурге в самом начале 1899 года. Его детство и юность пришлись на лихолетье русских революций, Первую мировую и Гражданскую войны. Поэтому вряд ли он мечтал, оканчивая гимназию, стать кинорежиссёром. Да и кино тогда только зарождалось. И хотя к тому времени Тимошенко уже имел опыт выступлений на сцене, он решил получить специальность инженера-строителя. В 1918 году Семён поступил в Петроградский институт гражданских инженеров (сегодня это Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), но проучившись в нём два года, всё же поня

Я думала, вы ас, а вы у-двас. Режиссёр легендарного фильма "Небесный тихоход" Семён Тимошенко похоронен на Серафимовском кладбище

Кинорежиссёр Семён Алексеевич Тимошенко, о котором я хочу сегодня рассказать, снял до обидного мало фильмов. Но даже по тем нескольким картинам, которые мы можем сейчас посмотреть, видно, насколько талантлив был в своём деле этот человек.

Семён Тимошенко. Фото seance.ru
Семён Тимошенко. Фото seance.ru

Он был коренным питерцем - родился ещё в том, не переименованном, Петербурге в самом начале 1899 года. Его детство и юность пришлись на лихолетье русских революций, Первую мировую и Гражданскую войны. Поэтому вряд ли он мечтал, оканчивая гимназию, стать кинорежиссёром. Да и кино тогда только зарождалось. И хотя к тому времени Тимошенко уже имел опыт выступлений на сцене, он решил получить специальность инженера-строителя. В 1918 году Семён поступил в Петроградский институт гражданских инженеров (сегодня это Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), но проучившись в нём два года, всё же понял, что искусство привлекает его гораздо больше, чем проектирование зданий.

Всеволод Мейерхольд. Фото culture.ru
Всеволод Мейерхольд. Фото culture.ru

Ещё будучи студентом, Тимошенко познакомился со Всеволодом Мейерхольдом, посещал мастерскую режиссёра, ставшего очень популярным после постановки "Мистерии-буфф" Владимира Маяковского. Практически одновременно с учёбой у Всеволода Эмильевича Семён Тимошенко начал работать в только что открывшемся "театре трагедии, романтической драмы и высокой комедии", известном нам сейчас как Большой драматический. Поспособствовал приёму в этот театр Семёна Тимошенко, кстати, Мейерхольд, друживший с Александром Блоком и поставивший пьесу поэта "Незнакомка". Блока в апреле 1919-го назначили председателем художественного совета БДТ, и с этого времени вплоть до 1924 года Тимошенко служил в этом театре. Из БДТ Тимошенко перешёл в театр "Вольной комедии", на сцене которого ставились, в основном, небольшие юмористические пьесы, как сейчас сказали бы, скетчи. Кстати, этот театр открылся антиамериканской опереттой "Белые и чёрные", сочинил которую в соавторстве с актёром Владимиром Шмитгофом Семён Тимошенко. Иногда в театре давалось по пять-шесть представлений в день, и во всех них Тимошенко принимал участие, сыграв, в общей сложности за сезон в 166 пьесах. При этом Тимошенко был ещё и конферансье в кабаре "Балаганчик", организованном при театре. Программа в кабаре начиналась после окончания спектаклей в "Вольной комедии" и шла обычно до двух часов ночи, а автором большинства миниатюр для этой программы был опять же Тимошенко. К слову, в "Балаганчике" исполняла частушки и пела песни Рина Зелёная. Конферансье Тимошенко объявлял её так:

Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица – всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зелёная, я не стану возражать.
Рина Зелёная. Фото ria.ru
Рина Зелёная. Фото ria.ru

Актриса позже вспоминала:

У меня своё место в программе. Я пою песенки и частушки. Костюм для частушек я придумала сама. Он был довольно дурацкий – сарафан с кринолином и нижними юбками, кофта с пышными рукавами, туфли на высоких каблуках, на голове маленький платочек уголком. Но, наверное, всё это было симпатично, потому что успех я имела довольно большой. Говорили, будто бы какая-то часть публики приезжает специально послушать песенки, а после того, как я кончаю петь, сразу уезжает.

Ну, а Тимошенко поставил здесь, помимо всего прочего, киноспектакль в 18 картинах и 3 интермедиях "Бунт времени". Критики писали:

В пьесе Тимошенко есть всё, чего может желать современный кинозритель: небоскрёбы, частушки Рины Зелёной, Ку-клус-клан.
Афиша "Балаганчика" Фото seance.ru
Афиша "Балаганчика" Фото seance.ru

В конце 1924 года в помещении "Вольной комедии" был открыт кинотеатр "Капитолий", сам театр и кабаре "Балаганчик" были закрыты. Но к тому времени Тимошенко уже определился со своими дальнейшими планами - стремительно развивающаяся киноотрасль полностью захватила его. С 1925 года он - режиссёр киностудии "Севзапкино" - сегодняшнего "Ленфильма". И в том же году Тимошенко снял свой первый фильм. Это была фантастическая драма-агитка "Наполеон-газ". Речь в ней шла не о французском императоре, как могло бы показаться кому-то из названия, а о захвате Ленинграда американскими империалистами при помощи газа, изобретённого химиком Наполеоном Гинимером.

Кадр из фильма "Наполеон-газ" (1925). Наталья Ивановна - Елена Чайка
Кадр из фильма "Наполеон-газ" (1925). Наталья Ивановна - Елена Чайка

Если первый фильм Тимошенко можно найти на просторах интернета, то многие последующие, например, революционная драма "Два броневика" (1928), "Ордер на жизнь" (1928), производственная драма "Турбина № 3" не сохранились. Известно лишь, что в большинстве своих "немых" картин режиссёр снимал чаще всего актёров Петра Кириллова, Петра Кузнецова, Татьяну Гурецкую. А в вышедшем в 1928 году фильме "Мятеж" - экранизации повести Дмитрия Фурманова - состоялся кинодебют Бориса Бабочкина, будущего "всенародного" Чапая - сыгравшего в картине Тимошенко комбата Караваева.

Кадр из фильма "Мятеж" (1928). Комбат Караваев - Борис Бабочкин
Кадр из фильма "Мятеж" (1928). Комбат Караваев - Борис Бабочкин

В этом фильме, кстати, снова снялась Татьяна Гурецкая, фамилия которой, на самом деле была Огурецкая, но актриса решила, что Гурецкая для киноэкрана благозвучнее.

Кадр из фильма "Мятеж" (1928). Дмитрий Фурманов - Алексей Алексеев, Ная Фурманова - Татьяна Гурецкая
Кадр из фильма "Мятеж" (1928). Дмитрий Фурманов - Алексей Алексеев, Ная Фурманова - Татьяна Гурецкая

В начале тридцатых годов появилось звуковое кино. И одним из первых отечественных звуковых фильмов стал фильм Семёна Тимошенко "Снайпер" - его премьера состоялась второго января 1932 года - через несколько месяцев после "Путёвки в жизнь" Николая Экка. Между прочим, трижды оскароносный японский режиссёр Акира Куросава как-то назвал фильм "Снайпер" в числе своих самых любимых.

Кадр из фильма "Снайпер" (1931). Русский солдат - Пётр Соболевский, капитан - Борис Шлихтинг
Кадр из фильма "Снайпер" (1931). Русский солдат - Пётр Соболевский, капитан - Борис Шлихтинг

В середине тридцатых Тимошенко снял две кинокомедии, ставшие очень популярными в довоенное время. Фильм "Три товарища" (1935), разумеется, не имеет никакого отношения к одноимённому произведению Ремарка. Роман немецкого писателя вышел годом позже фильма Тимошенко, а на русский язык был переведён вообще в конце пятидесятых. В "Трёх товарищах" сыграли замечательные актёры: Михаил Жаров, Николай Баталов (дядя всем известного Алексея Баталова) - это была его последняя роль в кино, Анатолий Горюнов, разумеется, Татьяна Гурецкая. Музыку к этому фильму написал Исаак Дунаевский, его песню "Каховка" на стихи Михаила Светлова вскоре распевала вся страна, а фраза из этой песни: "Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!" стала, как сейчас говорят, мемом.

Кадр из фильма "Три товарища" (1935). Михаил Иванович Зайцев - Михаил Жаров, Ирина - Вероника Полонская
Кадр из фильма "Три товарища" (1935). Михаил Иванович Зайцев - Михаил Жаров, Ирина - Вероника Полонская

Кстати, музыку к следующему фильму Тимошенко - "Вратарь" (1936) - тоже написал Дунаевский, а песни из этой комедии пел весь Советский Союз. Во всяком случае, "Спортивный марш" на слова Василия Лебедева-Кумача:

Эй, вратарь, готовься к бою,—
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идёт!

Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!

Сам фильм "Вратарь", несмотря на то, что снят чуть ли ни век назад, и сейчас, особенно после его колоризации, на мой взгляд, очень даже смотрибелен. Ну, а в год своего выхода на экраны страны он занял второе место по числу зрителей, его посмотревших, лишь немного уступив музыкальной комедии Григория Александрова "Цирк".

Великолепно сыграл инженера Карасика Анатолий Горюнов - племянник великих Ивана Москвина и Михаила Тарханова. Пожалуй, это его лучшая роль в недолгой кинокарьере - актёр умер в 1951 году в возрасте 48 лет. Роль Насти Вальяжной была не первой у Людмилы Глазовой, но именно после фильма "Вратарь" она, как говорится, проснулась знаменитой. Глазова тогда была замужем за актёром Яном Буринским, но ещё во время съёмок между ней и режиссёром вспыхнул роман, результатом которого стал развод Глазовой с Буринским и свадьба с Тимошенко.

Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Инженер Карасик - Анатолий Горюнов, лаборантка Настя - Людмила Глазова
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Инженер Карасик - Анатолий Горюнов, лаборантка Настя - Людмила Глазова

Главную роль во "Вратаре" - Антона Кандидова - сыграл Григорий Плужник. Эта роль - дебютная для актёра - так и осталась пиком его карьеры. Он снимался ещё больше тридцати лет, но все остальные его роли были второстепенными, эпизодическими, а его фамилии часто даже не было в титрах. Кстати, начальный эпизод фильма, в котором Кандидов, как заправский вратарь, ловит арбузы, произошёл на самом деле. Как-то катаясь на катере по реке, Тимошенко случайно увидел, как высокий светловолосый парень ловит арбузы и складывает их в лодку и решил пригласить того в свой фильм. Забавно, что после выхода картины на экраны, Плужника пригласили в киевское "Динамо", где он был заявлен третьим вратарём - после знаменитейших Николая Трусевича и Антона Идзковского - и даже принимал участие в реальных матчах. К слову, Идзковский тоже сыграл в комедии Тимошенко - вратаря команды "Чёрных буйволов". Впрочем, практически все футболисты, появляющиеся в кадре - это не актёры, а реальные спортсмены, в основном, футболисты "Динамо" (Киев).

Кстати, главную женскую роль во "Вратаре" сыграла вовсе не Глазова, а всё та же Татьяна Гурецкая.

Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Антон Кандидов - Григорий Плужник, Груша - Татьяна Гурецкая
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Антон Кандидов - Григорий Плужник, Груша - Татьяна Гурецкая

И ещё один интересный факт - этот фильм считают экранизацией романа Льва Кассиля "Вратарь республики", но сначала, в 1936 году, вышла картина, а через год, после успеха кинокомедии, Кассиль на основе сценария написал свой роман, фабула которого основательно отличается от того, что мы можем увидеть на экране. Случай, если не уникальный, то довольно редкий. Я могу припомнить нечто подобное лишь с фильмом и книгой "Москва слезам не верит" - автор сценария, пожалуй, самой известной советской мелодрамы Валентин Черных написал книгу через пятнадцать лет после появления картины Владимира Меньшова.

По каким-то неведомым мне причинам, Тимошенко после съёмок "Вратаря" практически отлучили от кино. За последующие почти десять лет он не снял ни одного художественного фильма - вышло лишь три его музыкальных картины. Хотя даже в этом можно увидеть определённые плюсы, ведь он стал основоположником отечественных фильмов-концертов.

Кадр из фильма "Концерт на экране" (1940). Злоумышленник Денис Григорьев - Иван Москвин, следователь - Иван Москвин
Кадр из фильма "Концерт на экране" (1940). Злоумышленник Денис Григорьев - Иван Москвин, следователь - Иван Москвин

В 1942 году Тимошенко был эвакуирован в Алма-Ату. В тот год Сергей Эйзенштейн, также находящийся в эвакуации в Средней Азии, подбирал актёров для свой исторической драмы "Иван Грозный". Встретив только что приехавшего из Ленинграда, исхудавшего Тимошенко, Эйзенштейн предложил тому сняться в небольшой роли ливонского посла. Тимошенко не стал отказываться и позже, когда картина Эйзенштейна вышла в прокат, радовался тому, что его начали узнавать на улицах. При этом порой удивлялся, говоря актёрам:

Вот ведь режиссёров только по фамилиям и различают, а вашего брата на всех улицах узнают.

Роль Тимошенко в фильме Эйзенштейна была небольшая, но он вовсе не затерялся на фоне знаменитых актёров. А ведь в этом фильме снимались Николай Черкасов, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Александр Мгебров и другие известные артисты.

Кадр из фильма "Иван Грозный" (1944). Князь Андрей Михайлович Курбский - Михаил Названов, ливонский посол - Семён Тимошенко
Кадр из фильма "Иван Грозный" (1944). Князь Андрей Михайлович Курбский - Михаил Названов, ливонский посол - Семён Тимошенко

Наконец, почти через десять лет после работы над "Вратарём", Тимошенко приступил к главному, как стало понятно потом, своему фильму. В 1944 году начались съёмки "Небесного тихохода" - фильма, ставшего, пожалуй, самым популярным в конце сороковых годов в Советском Союзе. Только в год премьеры его посмотрело более двадцати одного миллиона зрителей. По этому показателю мелодраматическая комедия о войне Семёна Тимошенко в 1946 году уступила лишь киносказке Александра Птушко "Каменный цветок", получившей, между прочим, приз на Каннском фестивале - "За лучшее цветовое решение". Но, я думаю, в последующие годы количество посмотревших "Небесный тихоход" определённо превысило число зрителей "Каменного цветка", ведь с развитием телевидения редкий День Победы обходился без показа на голубых экранах этого фильма.

Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Старший лейтенант Кутузова - Людмила Глазова, старший лейтенант Туча - Василий Меркурьев
Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Старший лейтенант Кутузова - Людмила Глазова, старший лейтенант Туча - Василий Меркурьев

Песни из этого фильма тоже стали очень популярны. Хотя в этот раз композитором, написавшим музыку к картине Тимошенко был композитор Василий Соловьёв-Седой. Кстати, они, песни из "Небесного тихохода", остаются популярны и сейчас, через восемьдесят лет после выхода фильма на экраны.

Мы друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь…
Потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом —
Первым делом, первым делом — самолёты,
Ну а девушки? А девушки — потом!

И эта:

Дождливым вечером-вечером-вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего,
Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том о сём,
И нашу песенку любимую споём…
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём.
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом…

Интересно, что сначала Тимошенко предполагал использовать в фильме другие песни - написанные на стихи Владимира Дыховичного. Да и в главных ролях должны были сниматься другие актёры: хорошо знакомый Тимошенко Анатолий Горюнов, Иван Переверзев, ставший очень популярным после того, как сыграл главную роль в картине режиссёра Игоря Савченко "Иван Никулин - русский матрос", должен был играть майора Булочкина, а актриса Новосибирского театра "Красный факел" Вера Капустина была приглашена на роль одной из девушек-лётчиц.

Кадр из фильма "Иван Никулин - русский матрос" (1944). Иван Никулин - Иван Переверзев, Захар Фомичёв - Борис Чирков
Кадр из фильма "Иван Никулин - русский матрос" (1944). Иван Никулин - Иван Переверзев, Захар Фомичёв - Борис Чирков

Но когда уже отснятый материал весной 1945 года был показан в Комитете по делам кинематографии, там забраковали и исполнителей главных ролей, и тексты песен. В итоге Тимошенко практически полностью переснял в июле-сентябре 1945-го свой фильм. В целях экономии времени съёмки провели в одной локации - на аэродроме Левашово под Ленинградом. И с этой же целью, чтобы не заниматься отдельно озвучиванием картины, снимали синхронной аппаратурой, записывая сразу и звук, и изображение. Причём аппарат "Эклер-Радио" для синхронной записи был получен из Румынии и часто давал посторонние шумы, из-за чего приходилось увеличивать количество дублей. И без того сжатые сроки уменьшились из-за капризов ленинградской погоды - за три месяца съёмочная группа тридцать восемь дней находилась в простое из-за дождей. И тем не менее, к концу 1945 года фильм был завершён и на этот раз получил одобрение киношного начальства. Хотя председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков всё же высказался о нём отрицательно:

Все любовные перипетии героев происходят на фоне боевых событий: бомбёжек, воздушных боёв, но это только фон, и он не спасает фильм от пошлости и фальши.

Во время съёмок исполнитель роли капитана Сергея Кайсарова - актёр Василий Нещипленко - безответно влюбился в Людмилу Глазову. Его чувство было столь сильно, что потом он даже часто отказывался от ролей, чтобы случайно не пересечься с актрисой. А вот вспыхнувший по сюжету фильма роман майора Булочкина и молодой журналистки Вали Петровой, продолжился и в реальной жизни. Николай Крючков ушёл от своей жены, тоже актрисы Марии Пастуховой, и женился на Алле Парфаньяк. Кстати, настоящая фамилия актрисы Парфаняк - мягкий знак она сама вставила, когда поступила в Театральное училище имени Щукина, посчитав, что так её фамилия будет звучать на французский манер, что замечательно для актрисы. Их брак продлился чуть больше десяти лет, в нём родился сын Николай, но в 1957 году Парфаньяк ушла к Михаилу Ульянову, с которым прожила до самой смерти актёра. А Николай Крючков потом ещё дважды был женат, но это уже другая история.

Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Валя Петрова - Алла Парфаньяк, майор Булочкин - Николай Крючков
Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Валя Петрова - Алла Парфаньяк, майор Булочкин - Николай Крючков

У "Небесного тихохода" была совсем не простая судьба. Более того, якобы Сталин назвал этот фильм "безыдейным и пустым". Впрочем, думаю, что это миф - если б "вождь и учитель" так сказал, то вряд ли фильм вообще вышел на экраны. Но фильм, как мы знаем, вышел, его смотрели миллионы зрителей, но картина буквально подверглась критиками остракизму. Так, киновед Ростислав Юренев, во время войны служивший в авиации штурманом, опубликовал в журнале "Искусство кино" разгромную статью под названием "О тихоходах в нашем искусстве", в которой писал:

Это ли война? Это ли люди войны, ее героические и суровые события? Вы скажете — жанр? Нет, стиль! "Стиль", конечно, в кавычках. Как назвать его? Обывательским сентиментализмом? Романтикой мещан­ства? Лакировкой действительности? … О чем говорит "Небесный тихоход", вышедший после войны? О том, что воевать было приятно и просто? О том, что мы победили легко? Ложь! Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в "стиле" лакировки, лег­комыслия, безыдейности, заимство­ванном из старой оперетки и худших американских ревю.

Причём, критик Юренев не отрицал того, что фильм снят мастерски, но:

все эти достоинства актёрской игры, операторского мастерства, музыкального сопровождения не могут сделать фильм хорошим, а лишь делают его недостатки более ощутимы­ми. Потому, что идеи в фильме нет, если не считать идеей опроверже­ние заведомой нелепости о несо­стоятельности любви во время войны. Потому, что лётный, военный мате­риал в фильме обеднён и извращён. Потому, что характеры героев надуманы, не типичны. Потому, что сюжет фильма не орга­ничен для темы и материала, а при­внесён извне, старый, молью трачен­ный сюжет неумного фарса. Потому, что фильм резко выпадает из стиля нашего искусства, идёт вразрез его плодотворным традициям. … Перед советским искусством кино открыты безграничные возможности, простор­ная дорога. Искусство пойдёт по этой столбовой дороге широкими, уверен­ными шагами. Тихоходы, плутающие по топким тропинкам обывательщины, пошлости, "развлекательности", отстанут.

Но никакие разгромные статьи и мнения начальства не смогли повлиять на любовь кинозрителей к этой картине, голосовавших, как говорится "ногами" и заполнявшими зрительные залы. О популярности "Небесного тихохода" можно судить и по тому факту, что в 1970 году на киностудии "Ленфильме" картина была полностью отреставрирована и переозвучена. Правда, при восстановлении фильм сократился на десять минут - некоторые сцены были удалены. Например, вырезали сцену флирта друзей-женоненавистников с медсестрой, шутку, в которой сравнивается газета "Пионерская правда" с "вражеской" "Таймс", рассказ о романах, флиртах и семейных драмах профессора медицины, которого играет Фаина Раневская ("Пить можно, голубчик, пить можно… Молоко, знаете, ситро, понимаете там, фруктовые воды. Квас в неограниченном количестве. А вот это — романы, понимаете, флирты, семейные драмы — нельзя! Надо сердце беречь…") Кстати, в восстановленной в 1970 году версии героиня Раневской говорит голосом актрисы Анны Лисянской, так как Фаина Георгиевна в это время находилась на гастролях. А в 2012 году фильм был снова отреставрирован - на этот раз в нём были оставлены оригинальные голоса и все эпизоды - и колоризирован, и теперь можно посмотреть его цветную версию без купюр и в отличном качестве.

Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Профессор медицины - Фаина Раневская.
Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945). Профессор медицины - Фаина Раневская.

Впрочем, фантастический успех у кинозрителей "Небесного тихохода" никак не повлиял на мнение киношного начальства о режиссёре - следующий, и свой последний художественный фильм Семён Тимошенко снял лишь в 1954 году. А за прошедшее после выхода "Небесного тихохода" почти десятилетие ему было позволено создать лишь две никому сейчас не известные документалки: "Сады и парки Ленинграда" и "Кемери" - о латвийском климатическом и бальнеогрязевом курорте. И, повторюсь, только в 1954 году отечественные кинозрители смогли увидеть новую картину Тимошенко. Это была снова комедия и опять о спорте - круг, начатый "Вратарём" двадцатью годами ранее, замкнулся "Запасным игроком". Эту комедию посмотрело в год выхода почти тридцать миллионов зрителей - она уверенно вошла в десятку самых кассовых картин 1954 года. Чему способствовал, разумеется, и прекрасный актёрский ансамбль: Георгий Вицин, Всеволод Кузнецов, Павел Кадочников, Марк Бернес... Интересно, что Вицину, сыгравшему восемнадцатилетнего футболиста, во время съёмок было тридцать семь лет.

Кадр из фильма "Запасной игрок" (1954). Корреспондент - Леонид Маренников, Саша Веснушкин - Всеволод Кузнецов, Вася Веснушкин - Георгий Вицин
Кадр из фильма "Запасной игрок" (1954). Корреспондент - Леонид Маренников, Саша Веснушкин - Всеволод Кузнецов, Вася Веснушкин - Георгий Вицин

Музыку к фильму "Запасной игрок" написал всё тот же Исаак Дунаевский. Интересно, что "Песенку пожилых людей" исполнил сам Павел Кадочников - у него был прекрасный голос и до того, как он стал актёром, он даже собирался поступать в консерваторию на вокальное отделение - герой которого и поёт эту песню в кадре:

Нам года - не беда,
Если к цели стремишься большой,
Оставайтесь, друзья, молодыми,
Никогда
Никогда
Никогда не старейте душой!

Чтобы все, как один доктора
Находили вас в полном порядке
Каждый день начинайте с утра
Бодрым маршем спортивной зарядки!
Кадр из фильма "Запасной игрок" (1954).Старик на теплоходе - Анатолий Королькевич, лысый старик - Александр Орлов, Любовь Сергеевна Малюткина - Эльвира Луценко, Спиридон Спиридонович  Виолеттов - Александр Жуков, Днепровский, композитор - Павел Поль, Дедушкин (Иван Иванович Светлов) - Павел Кадочников,
Кадр из фильма "Запасной игрок" (1954).Старик на теплоходе - Анатолий Королькевич, лысый старик - Александр Орлов, Любовь Сергеевна Малюткина - Эльвира Луценко, Спиридон Спиридонович Виолеттов - Александр Жуков, Днепровский, композитор - Павел Поль, Дедушкин (Иван Иванович Светлов) - Павел Кадочников,

И ещё один факт, связанный с Павлом Кадочниковым и съёмками "Запасного игрока. Георгий Вицин на репетиции боксёрского поединка с Кадочниковым так разошёлся, что провёл хороший удар по корпусу своего противника. А Павел Кадочников, ранее занимавшийся боксом на довольно высоком уровне, автоматически ответил. В результате Вицин оказался в нокауте с трещиной в ребре. Из-за этого даже пришлось на некоторое время прекратить съёмки.

Кадр из фильма "Запасной игрок (1954). Иван Светлов - Павел Кадочников, Вася Веснушкин - Георгий Вицин
Кадр из фильма "Запасной игрок (1954). Иван Светлов - Павел Кадочников, Вася Веснушкин - Георгий Вицин

Кстати, к "Запасному игроку", как и к большинству своих фильмов, включая и "Небесный тихоход", Семён Тимошенко сам написал сценарий. А ещё он опубликовал во второй половине двадцатых годов две своих книги по теории кино. Интересно, что обе своих книги он написал, когда ему не было и тридцати лет - уже в этом возрасте он, без ложной скромности, учил своих коллег, как надо снимать кино.

Обложка книги Семёна Тимошенко.
Обложка книги Семёна Тимошенко.

Так, по мнению Тимошенко, должен выглядеть штаб режиссёра
Так, по мнению Тимошенко, должен выглядеть штаб режиссёра

У Семёна Тимошенко вскоре после выхода на экраны "Запасного игрока" резко ухудшилось здоровье. Он был практически парализован, не выходил из дома. Ради ухода за ним его жена, Людмила Глазова, перестала сниматься и несколько лет полностью посвятила своему мужу, лишь изредка выступая в концертах.

Семён Тимошенко. Фото tgstat.ru
Семён Тимошенко. Фото tgstat.ru

Семён Алексеевич Тимошенко скончался 13 ноября 1958 года. Ему было всего 59 лет. Режиссёр был похоронен на Коммунистической площадке Серафимовского кладбища. А через три месяца, седьмого января 1959 года в жизни Людмилы Глазовой произошла ещё одна трагедия - погиб её племянник, сын старшей сестры актрисы Вадим, приехавший на зимние школьные каникулы из Москвы в Ленинград. Его убили пьяные хулиганы, когда он, находясь в составе патруля добровольной народной дружины, заступился за девушку в парке имени Ленина (сейчас это Александровский парк). Юноша был похоронен рядом с Семёном Тимошенко. Поэт Юрий Адрианов написал стихи, посвятив их Вадиму:

Не надо баллад про посвист пуль.
Про лязг заржавелых мечей —
Идёт, идёт комсомольский патруль
В мёрзлую темь ночей.

В очках,
В ушанках.
Обычны на взгляд.
Шагают они тупиками ночными...
Об этих парнях не пишут баллад,
Баллады рождаются с ними!

Могила Семёна Тимошенко
Могила Семёна Тимошенко

А в 1983 году здесь же был захоронен прах Людмилы Глазовой, трагически погибшей 16 мая этого года. Почему-то в очень многих источниках, включая известные сайты о кино kino-teatr.ru, kinopoisk.ru или сайт о могилах знаменитостей a-tremasov.ru годом смерти актрисы указан 1981-й, но на её могильной табличке, которую, правда, довольно сложно разглядеть, написан 1983-й.

-25

О том, что здесь же захоронен прах актрисы Людмилы Глазовой, напоминает лишь крохотная табличка, которую даже не всегда можно разглядеть
О том, что здесь же захоронен прах актрисы Людмилы Глазовой, напоминает лишь крохотная табличка, которую даже не всегда можно разглядеть

Фильмография Семёна Тимошенко

Режиссёр

  • 1925 — Наполеон-газ
  • 1925 — Радиодетектив
  • 1927 — Ордер на жизнь
  • 1927 — Турбина № 3
  • 1928 — Два броневика
  • 1929 — Мятеж
  • 1930 — Заговор мёртвых
  • 1931 — Снайпер
  • 1933 — Жить
  • 1935 — Три товарища
  • 1936 — Вратарь
  • 1940 — Концерт на экране
  • 1941 — Киноконцерт 1941 года
  • 1943 — Под звуки домбр
  • 1945 — Небесный тихоход
  • 1950 — Сады и парки Ленинграда (документальный)
  • 1952 — Кемери (документальный)
  • 1953 — Лес
  • 1954 — Запасной игрок

Сценарист

  • 1925 — Наполеон-Газ
  • 1925 — Радиодетектив
  • 1926 — Радио-приёмник
  • 1927 — Ленсовет
  • 1928 — Два броневика
  • 1929 — Мятеж
  • 1930 — Заговор мёртвых
  • 1931 — Снайпер
  • 1933 — Жить
  • 1940 — Концерт на экране
  • 1941 — Киноконцерт 1941 года
  • 1943 — Под звуки домбр
  • 1945 — Небесный тихоход
  • 1952 — Кемери
  • 1954 — Запасной игрок
  • 1962 — В мёртвой петле

Если кто-то желает выразить благодарность автору канала "Вдоль по Питерской", то можно пройти по этой ссылке - ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.

Финансовую поддержку канала можно осуществить переводом любой суммы на эту карту:

2204 2401 3299 0229, Озон-банк.