Суббота в еврейской традиции – не просто выходной день. Это целая система смыслов, обычаев и ограничений, которые создают особую атмосферу. Разбираемся, как устроен шаббат, что можно, а что не рекомендуется делать в этот день.
Зачем вообще шаббат?
Шаббат – это заповедь из Торы. В самом начале, в книге Берешит (Бытие), рассказывается, как Вс-вышний сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день остановился. Эта идея задаёт ритм: есть время труда и время остановки.
В Торе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а в седьмой день – шаббат Вс-вышнему, Б-гу твоему». За 40 лет хождения по пустыне народ Израиля учился соблюдать этот ритм. Иногда с тяжёлыми последствиями. Например, известен случай, когда человек стал собирать хворост в шаббат – наказание за это было суровым.
Но шаббат – не день скучного безделья. Это пространство для другого типа активности: общения, размышления, духовной работы.
Когда начинается шаббат?
В еврейской традиции неделя начинается с воскресенья. Это первый день – йом ришон (יוֹם רִאשׁוֹן). Понедельник – второй день, йом шени (יוֹם שֵׁנִי), и так далее. Седьмой день – шаббат (שַׁבָּת).
Особенность в том, что новый день в еврейском календаре начинается не с полуночи, а с захода солнца. Поэтому шаббат наступает уже в пятницу вечером. Перед заходом солнца зажигают субботние свечи, накрывают стол, дом наполняется особенной атмосферой. Это момент перехода – от повседневной суеты к дню покоя.
Что нельзя делать в шаббат
Заповедь «не работать» в шаббат кажется простой. Но что именно считается работой? Традиция объясняет это через понятие мелахот – видов деятельности, которые использовались при строительстве Скинии в пустыне. Таких видов – 39. Многие из них сегодня звучат непривычно:
– зажигать огонь (в современном мире сюда относят и включение электричества),
– начинать приготовление пищи,
– писать или стирать написанное,
– строить или ремонтировать,
– собирать урожай, молотить, просеивать,
– переносить вещи за пределами дома, если территория не ограждена специальным символическим контуром, превращающим её в единое пространство (эрув).
Современные технологии добавляют новых вопросов. Можно ли пользоваться телефоном, лифтом, бытовой техникой? Общий подход таков: если действие приводит к созданию чего-то нового или изменению состояния – его стараются избегать.
Эти ограничения создают чёткую границу между рабочей неделей и днём покоя. Чтобы подготовиться заранее, накануне готовят еду, используют шаббатние платы для подогрева пищи, ставят таймеры, включают бойлеры с термостатами.
Есть и тонкий момент. Иногда думают: если работать нельзя, можно просто проспать весь шаббат, а вечером сразу вернуться к делам. Формально нарушений нет, но сам смысл дня – в осознанном проживании. Шаббат – не про то, чтобы «переждать», а про то, чтобы наполнить время покоем, общением и другим ритмом.
Кроме повседневных действий, есть и отдельные обычаи, которых в шаббат избегают. Например, не принято посещать кладбище. Даже в день годовщины смерти, если он выпадает на шаббат, визит на могилу откладывают на ближайший будний день. Шаббат — это день жизни и покоя, и атмосфера скорби в этот день считается неуместной.
Что делают в шаббат?
Шаббат – это не только список ограничений. Он задуман как время, наполненное другим содержанием. В этом его особый смысл.
Одна из центральных традиций – субботняя трапеза. Перед ужином зажигают свечи, произносят благословение на вино – кидуш, и на халы – особый плетёный хлеб. За столом собираются семья, друзья, гости. Звучат разговоры, чтение, субботние песни. Многие из этих мелодий передаются из поколения в поколение.
День проводят спокойно. Общаются, читают, изучают Тору, гуляют. В шаббат не работают – но активно присутствуют в дне. Это возможность побыть с собой, с близкими, восстановить силы и дать душе отдохнуть от повседневной суеты.
Как соблюдают шаббат в современном мире
Современные технологии постоянно ставят новые вопросы перед теми, кто старается соблюдать шаббат. Электричество, транспорт, связь – всё это требует дополнительных решений.
Чтобы не нарушать запреты, придуманы разные технические приспособления. Например, заранее включают так называемую шаббатнюю плату – плоскую нагревающую панель, наподобие упрощённой плитки. Благодаря этому еда остаётся тёплой в течение всего шаббата. Бойлеры с термостатами поддерживают горячую воду. Таймеры заранее программируют включение и выключение света. Главное – включить в розетку накануне.
Особая тема — шаббатние лифты, такие часто можно встретить в Израиле в общественных пространствах. В них кнопки автоматически отключаются, а кабина останавливается на каждом этаже. Так человек пользуется лифтом, не совершая действий, которые могут быть приравнены к запрещённой работе.
Развитие технологий идёт быстро — поэтому раввины продолжают обсуждать новые ситуации. Например, использование датчиков движения, автоматических дверей, электронных помощников. Главное правило остаётся прежним: заранее подумать о шаббате и организовать быт так, чтобы в сам день отдыха не нужно было включать приборы или выполнять запрещённые действия.
Что взять из шаббата для себя, если не соблюдать строго
Шаббат связан с религиозной традицией, но его идеи могут быть близки и тем, кто не соблюдает все правила. Даже частичное перенятие некоторых принципов может принести ощущение покоя и восстановление сил.
– Отключение от работы и гаджетов хотя бы на часть выходного дня.
– Общий семейный ужин без спешки и отвлечений.
– Возможность замедлиться, уделить внимание близким, спокойно поговорить.
– Простая прогулка, чтение, тишина без новостей и суеты.
Даже если человек не следует всем предписаниям, сам замысел шаббата напоминает о том, что должно быть время для отдыха не только физического, но и внутреннего. Это день, который принадлежит не задачам и планам, а человеку самому.
Узнать больше о еврейских традициях, истории и культуре можно на сайте нашего проекта «аГутэр Бэтэр», мы проводим лекции и экскурсии, которые помогают лучше понять еврейскую культуру. А для тех, кто хочет приобщиться, вложив свой вклад у нас есть Волонтёрский круг – это хороший шанс не только узнать что-то новое, но и почувствовать себя в кругу единомышленников.
Комментарий раввина Шимона Варакина.
В чём основная проблематика?
Мы можем зачастую столкнуться с вопросами из серии:
А всё-таки, можно ли в шаббат ходить в кафе или ресторан? Смотреть кино дома или в кинотеатре, есть ли разница в этом? Можно ли расплачиваться, и есть ли разница между оплатой наличными или картой? А что с вождением машины? А если вызвать такси?
Все они в целом очень похожи с точки зрения того, что есть такое понятие, как работы, запрещенные в шаббат. Потому что они имеют отсылку на те действия, которые были во времена Храма и Мишкана.
Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли смотреть кино в шаббат в кинотеатре или дома, нужно учесть несколько моментов. Первое – это запрет на использование электричества в любом возможном виде. Соответственно, связано это с тем, что в Храме разжигали огонь, и сегодня использование электричества в шаббат – это и есть та работа, которая произошла от разжигания огня в том Храме. А второй момент – есть такое понятие, как «видение глаза», на иврите – «Марит-айн», это то, что видят окружающие люди. Допустим, человек в кинотеатре не платил за билет в шаббат, его пригласили и он прошел бесплатно, ничего сам не включал. Он знает сам, что не нарушает. Но есть понятие «видение глаза» – ведь другие люди-то об этом не знают и думают, что он все эти вещи, которые в субботу запрещено делать, – совершил. В этом и есть проблематика.
Плюс есть такое понятие, которое называется «Увдин де-холь». Это те вещи, которые имеют отношение больше к будням, чем к субботе и праздникам.
Например, ходить в кино или в ресторан – это тоже времяпрепровождение, которое больше принято в будни. То есть каждый из этих вопросов – многогранен, на каждый из них можно ответить, что помимо самого запрета на совершение работы, есть ещё запрет на то, что видят другие люди, а также запрет в связи с тем, что есть понятие будних дней. Поэтому что-то делается именно в будни, а не в шаббат и в праздники.