Найти в Дзене

Научите СДВГ-шника отличать мнение от факта

Плохо получать более высокие оценки, чем твои друзья в классе. Это мнение или факт?  Научить различать мнения и факты нужно не только СДВГшника, но его особенно. У людей с СДВГ сложности с критическим мышлением. Чаще всего, они (мы) берут первое попавшееся правдоподобное мнение и считают его фактом. Так уж устроен мозг. Я думаю, что с этим связана некоторая ведОмость детей с СДВГ.  Идею отличать мнение от факта я подсмотрела в каком-то азиатском шортсе. На видео мама чистит яблоко и задает дочке простые вопросы. По памяти: «Я чищу яблоко - это мнение или факт?» «Если кто-то скажет, что у тебя некрасивое платье - это будет мнением или фактом? А если кто-то скажет - мне не нравится с тобой играть, как ты поступишь?» Девочка лет шести с интересом погружается в предлагаемые обстоятельства, осознанно и грамотно отвечает. Получается тренинг-инвестиция в будущее ребёнка.  Трудности с концентрацией внимания, импульсивностью, организацией… Какое тут критическое мышление? Не до него. Но тако
Оглавление

Плохо получать более высокие оценки, чем твои друзья в классе. Это мнение или факт? 

Научить различать мнения и факты нужно не только СДВГшника, но его особенно. У людей с СДВГ сложности с критическим мышлением. Чаще всего, они (мы) берут первое попавшееся правдоподобное мнение и считают его фактом. Так уж устроен мозг. Я думаю, что с этим связана некоторая ведОмость детей с СДВГ. 

Идею отличать мнение от факта я подсмотрела в каком-то азиатском шортсе. На видео мама чистит яблоко и задает дочке простые вопросы. По памяти: «Я чищу яблоко - это мнение или факт?» «Если кто-то скажет, что у тебя некрасивое платье - это будет мнением или фактом? А если кто-то скажет - мне не нравится с тобой играть, как ты поступишь?» Девочка лет шести с интересом погружается в предлагаемые обстоятельства, осознанно и грамотно отвечает. Получается тренинг-инвестиция в будущее ребёнка. 

Почему люди с СДВГ путают мнения и факты

Трудности с концентрацией внимания, импульсивностью, организацией… Какое тут критическое мышление? Не до него. Но такое мышление можно и нужно тренировать. Когнитивно-поведенческие тренинги считаются наиболее эффективными для решения проблем СДВГшника. Ведь особенности синдрома затрудняют рациональные рассуждения и стирают границы между объективной реальностью и субъективными взглядами.

Чем поможет умение отличать мнение от реальности

  1. Формирование верных убеждений о себе. Ребенок (да и взрослый) с СДВГ тонет в постоянном чувстве неуверенности в себе. Частые ситуации неуспеха подливают масло в огонь. 
  2. Принятие обоснованных решений. Навыкнув отличать субъективные эмоции от объективных фактов, человек с СДВГ будет способен принимать рациональные решения в различных ситуациях, выявлять логические ошибки. 
  3. Улучшение коммуникации. Здесь про более эффективное и уважительное общение с другими людьми. 

Как научить отличать предубеждения от фактов 

Выбирайте способы, которые нравятся именно вам и вашему ребенку.

  1. Игра

Я много пишу про важность геймификации для людей с СДВГ (это про формирование игрового пространства). 

Игра «факт/мнение» становится очень интересной как детям, так и взрослым.  

Дети в процессе ответов часто сами хотят задавать вопросы. Общение в формате игры дает мозгу очень приятную интеллектуальную нагрузку, способствует повышению уверенности в себе. 

Если ребенок совсем маленький, то сначала нужно проговорить, что такое факт и мнение. Факт - утверждение, которое можно проверить и доказать. Пример: "Сегодня 24 октября." Это можно проверить, посмотрев в календарь. Мнение же - это выражение личного чувства или оценки. Мнения могут варьироваться от человека к человеку и не требуют доказательств. Пример: "Октябрь - лучший месяц в году." Это субъективное мнение, которое может отличаться у разных людей.

2. Анализ текста для детей постарше и взрослых. Выберите короткий текст, например, статью из газеты или пост в социальных сетях. Попросите человека с СДВГ выявить факты и мнения, содержащиеся в тексте.

3. Обсуждение конкретных ситуаций. Рассмотрите различные жизненные ситуации и предложите определить, какие утверждения являются фактами, а какие – мнениями. Пример: "Мой учитель строгий" (мнение) против "Мой учитель задает много домашних заданий" (факт, который можно проверить, посмотрев электронный дневник).

4. Дебаты. Устройте небольшие дебаты на спорные темы, чтобы стимулировать критическое мышление и умение аргументировать свою позицию, опираясь на факты. Например: «Много домашних заданий» - это всего лишь мнение. Есть опровержения?

Не нужно планировать долгие и интенсивные разговоры. Пусть такое времяпрепровождение будет естественным и дарит положительные эмоции. Всегда можно сделать паузу, если ребенок устал. 

Для детей с СДВГ очень важно поощрение. 

Здорово, если вы положительно отмечаете его критические вопросы. 

Поощряйте ребенка размышлять о том, откуда берутся факты и мнения, и кто может выиграть от того, что он в них верит.

Также для детей с СДВГ важно научиться речевым формулам для общения с друзьями. Прекрасно, когда родитель учит детей задавать вопросы. Например, "Откуда ты это знаешь?" или "Как это можно проверить?"

Учить ребенка с СДВГ отличать факты от мнений – это вкладывать в его будущее. Такой навык позволяет более уверенно ориентироваться в сложном мире информации в условиях подмены ценностей.