Найти в Дзене
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Прогулка по Петербургу, или Судьба разведчика

Звания Герой Советского Союза были удостоены около тринадцать тысяч человек. За каждым званием стоит своя история. К сожалению, большая часть подвигов наших соотечественников неизвестна широкой аудитории. Если в Санкт-Петербурге вы окажитесь в районе здания Академии Штиглица, то остановитесь рядом с Церковью святого великомученика и целителя Пантелеимона. Кстати, в этой церкви часто бывал Александр Пушкин, а первый храм появился при Петре Первом. В 1854 году из этой церкви был вызван священник для умирающей матери композитора Петра Ильича Чайковского Остановитесь и посмотрите через дорогу. Именно в этом Доходном доме М. А. Соловейчика (ул. Пестеля, 7) жил Виктор Александрович Лягин. «По выходным дням, бывало, Виктор спускался сверху и названивал в квартиры, где жили дети. Мы уже знали, что нам предстоит веселая прогулка. Виктор собирал нас у подъезда, и мы направлялись в Летний сад. Странная, наверное, это была картина: взрослый парень в окружении мальчиков и девочек. В кондитерской

Звания Герой Советского Союза были удостоены около тринадцать тысяч человек. За каждым званием стоит своя история. К сожалению, большая часть подвигов наших соотечественников неизвестна широкой аудитории.

Если в Санкт-Петербурге вы окажитесь в районе здания Академии Штиглица, то остановитесь рядом с Церковью святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Кстати, в этой церкви часто бывал Александр Пушкин, а первый храм появился при Петре Первом.

В 1854 году из этой церкви был вызван священник для умирающей матери композитора Петра Ильича Чайковского

Остановитесь и посмотрите через дорогу.

-2

Именно в этом Доходном доме М. А. Соловейчика (ул. Пестеля, 7) жил Виктор Александрович Лягин.

«По выходным дням, бывало, Виктор спускался сверху и названивал в квартиры, где жили дети. Мы уже знали, что нам предстоит веселая прогулка. Виктор собирал нас у подъезда, и мы направлялись в Летний сад. Странная, наверное, это была картина: взрослый парень в окружении мальчиков и девочек. В кондитерской Лора он покупал нам шоколадные конфеты, в Летнем саду угощал мороженым с лотков на колесах или сельтерской водой ... Ходили мы с ним и в Сплендид-Палас - так назывался нынешний кинотеатр "Родина". ("Виктор Лягин" книга из цикла ЖЗЛ А. Бондаренко)
Скрин из "Виктор Лягин" книга из цикла ЖЗЛ А. Бондаренко)
Скрин из "Виктор Лягин" книга из цикла ЖЗЛ А. Бондаренко)

Про не знание героев

Жили мирно, дружно, не богато. Обычные люди в новой стране. Виктор Александрович поступил в Ленинградский политехнический институт, где учился вместе с Михаилом Кошкиным, известным конструктором танков, разработчиком знаменитого Т-34. Имя его однокурсника известно каждому человеку в нашей стране, а о Лягине, например, я узнала недавно.

С женой и дочкой скрин из "Виктор Лягин" книга из цикла ЖЗЛ А. Бондаренко
С женой и дочкой скрин из "Виктор Лягин" книга из цикла ЖЗЛ А. Бондаренко

Виктор Александрович учился, женился и мог бы жить обычной жизнью. Время тогда было иное. Сердца их бились громче и о любви к родине не говорили, а делали. Строили, создавали, но нужны были и защитники. Не только, те кто на границе, но и в тылу потенциального врага. Виктор Александрович стал разведчиком.

В 1938 году был направлен на работу в Управление НКВД по Ленинградской области, а затем переведён в Москву для прохождения службы в центральном аппарате НКВД. С июля 1939 года по июнь 1941 года находился в служебной командировке в США.

Из Америки Лягин с семьёй вернулся в мае 1941. Жена поехала с уже двумя детьми в Ленинград, а он остался в Москве.

О войне он узнал в метро на станции Сокольники, -рассказывает Софья Александровна. - Квартира его в том районе ремонтировалась, и он временно жил у нас. В тот день, 22 июня, он взял маляров и поехал к себе. И в метро
услышал: "Фашисты напали на нашу Родину!" Ну, маляры в одну сторону, а он в другую. А через три дня сказал "до свидания", взял чемоданчик, дала я ему кожаное пальто Глеба и проводила на вокзал»

Он мог оставаться, в Москве и дальше, у него не было опыта работы под прикрытием, но было ярое желание помочь родине.

Л. П. Берия первоначально категорически возражал против его отправки в Николаев. "Это не твоя война. Ты специалист по США и научно-технической разведке. Справимся с Германией без тебя. Твоя война - следующая. Для тебя есть достойная должность".

Но Виктор Лягин исчез, а в Николаеве появился инженер Корнеев, который два года руководил подпольем и диверсионными работами. Потом было предательство, плен, пытки... Казнь. Как и другие наши герои, Виктор своих не сдал. Перед отъездом в Николаев Виктор написал жене:

-5

Свой рассказ я начала с того, что многих героев мы не знаем, если после этой статьи чуть больше людей узнает о Викторе Александровиче, значит не зря.