Участие СССР в войнах в ХХ веке историки оценивают по-разному. Как правило, оценка зависит от источника финансирования больших и малых "экспертов". К примеру, Заслуженный учитель Российской Федерации Тамара Натановна* (иноагент), ничего, кроме "бессмысленного, бесконечного кровавого месива" с участием СССР, в той войне не рассмотрела. Ее "ученики" подхватывают: участие СССР в локальных войнах представляет собой сплошную цепь ошибок и преступлений перед цивилизованным миром.
Возможно, были и ошибки. Только непонятно, на каких весах взвешиваются все "за" и "против", по каким критериям вычисляются ошибки? Кто судьи, в каком суде они судят и выносят приговор?
Способных "учеников" Тамары Натановны* такие вопросы не смущают. Они смело примеряют на себя судейскую мантию и заявляют, что Вьетнам был национальным позором СССР.
К большой удаче для "учеников", нынешние историки до безобразия мало уделяют внимания той войне. Нет четкой, принципиальной позиции. Да что там историки... Молчат мемуаристы, беллетристы и даже киношники. В итоге, за прошедшие после окончания той войны полвека, образовалась значительная пустота, которую Тамара Натановна* вкупе с "учениками" легко заполняют своим вИдением событий.
Как же так получилось? С советских времен и до наших дней о войне Северного Вьетнама с США снят всего один художественный фильм! А ведь в политике СССР этому уделялось самое серьезное внимание. СССР помогал вьетнамцам военным способом, экономически и политически.
Стесняться впору бы Соединенным Штатам, так и не победившим в той войне. Да как бы не так! Начиная с оскароносной картины "Апокалпсис сегодня", Голливуд регулярно находит в сюжетах местечко для "героев, победивших босоногих "вьетконговцев".
Один президент сменяет другого, и каждый энергично доказывают американцам, что тогда, в джунглях, солдаты выполняли долг перед отечеством. А вот том, насколько непопулярна была война во Вьетнаме в 1970-е, предпочитают не распространяться.
"Координаты смерти" - совместный советско-вьетнамский фильм С советской стороны снимал режиссер Самвел Гаспаров, с вьетнамской - Нгуен Суан Тян. Фильм снимали на основе реальных событий. Вышел на экраны в 1986 году, и быстро оказался забытым.
По сюжету, тропе Хо Ши Мина движется колонна партизан. Среди них — американская актриса и певица Кэт Френсис, приехавшая во Вьетнам, чтобы на родине в США рассказать правду о войне. Под этой певицей подразумевалась актриса Джейн Фонда, сделавшая солидную прибавку к популярности на фоне своих антивоенных выступлений.
К слову, Джейн Фонду хорошо знали советские зрители. Возможно, именно пацифистская настроенность актрисы склоняла Госкино к закупке фильмов с участием Джейн Фонды, самым известным была картина "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли"?
Несмотря на все самые отвратительные стороны холодной войны, советская кинопропаганда не потеряла человечности, и какой-то детской веры в хороших людей. В фильме "Координаты смерти" это хорошо заметно. Если бы что-то подобное снимали в Голливуде, то русскому персонажу досталась бы роль или недалеко придурка, или жесткого маньяка. А в советском кино нашлось место доброй, справедливой американке.
Американские войска бомбят мирные вьетнамские города и деревни, врываются в дома, и убивают население.
При этом в фильме нет художественного вымысла, в нем все так, как было "в жизни".
Чтобы лишить Северный Вьетнам продовольствия, американская авиация минировала залив Халогн и другие порты Северного Вьетнама.
Все европейские суда спешно отчаливали, повинуясь ультиматуму американских военных, и только команда грузового корабля "Челябинск" из Советского Союза отказалась уйти домой.
На этом корабле вернулся на родину из СССР сапер Фонг. С ним новый друг, молодой советский инженер, строитель мостов Илья Крутин.
Через несколько дней американцы обстреляли судно, и от него остался лишь обгорелый каркас. Но советские моряки не только не пали духом, но и пришли на помощь вьетнамским коммунистам, помогая в разборе завалов после бомбардировок.
Тем временем Кэт Френсис добирается до порта Хайфон, где знакомится с вьетнамкой Май - женой Фонга, у которой во время авианалета погиб ребенок.
Май знакомит Кэт со своим мужем и советскими моряками. Совместными усилиями советские специалисты и вьетнамские коммунисты, с риском для жизни, проводят разминирование гаваней, и им удается предотвратить взрыв в Хайфонском порту, который готовили американские спецслужбы.
В заключение Кэт Френсис проводит антивоенную пресс-конференцию с участием американских военнопленных.
Вот такой сюжет, один из множества эпизодов той войны. Большего авторы фильма показать не могли, по причине закрытости архивов. Впрочем, и в эпоху "открытия" архивов никто из именитых или начинающих киношников так и не решился прикоснуться к теме. Помощь СССР Вьетнаму во время войны с США оказалась весьма неудобной, на фоне разгоревшейся "дружбы" СССР с США.
Вьетнамская война осталась в мировой истории как самая кровавая война ХХ века, после Второй мировой. Разделенный по 17-й параллели Север и Юг Вьетнама середины 1950-х решал свои идеологические разногласия военным путем. Вашингтон под предлогом войны с коммунизмом вмешался в войну, причем нарастил свои вооруженные силы до чудовищных размеров. Но так и не победил.
Несмотря на немыслимую жестокость, США проигрывали и на поле боя. Но еще больше проигрывали в информационном поле.
И наконец Белому дому ничего не осталось, кроме политических переговоров. 27 января 1973 года в Париже были подписаны соглашения, подтвердившие победу Вьетнама и поражение США.
Воля американцев к продолжению войны "до победы" была сломлена еще раньше, к 1968 году. Надо сказать, в ее начале все американское общество, от газетчиков до обитателей Белого дома, захлебывалось в шовинизме. Но когда война затянулась, а американские потери стали исчисляться десятками тысяч, посыпались вопросы: не напрасно ли США были уверены в своих силах?
Между тем в Белом доме долго не сомневались в американской мощи, и верили в победу. Как оказалось, напрасно. Вторгаясь в Южный Вьетнам для спасения проамериканского Сайгонского режим, Белый дом рассчитывал по-быстрому разбомбить "тропу Хо Ши Мина". И вовсе не думал, что сотни тысяч американских солдат будут вести третью по масштабам войну в истории Соединенных Штатов.
По обычной американской заносчивости, считалось, что Вьетнам, слабая, неразвитая, сельскохозяйственная страна быстро сдастся, а Северный Вьетнам откажется от помощи Югу.
Линдон Джонсон, неожиданно после убийства Кеннеди став главой США, показать, что силен и может принять вызов во Вьетнаме, как его предшественник во время Карибского кризиса. Война принимала для него личный характер, став проверкой: кто кого? Он или Хо Ши Мин? Он или Мао Цзедун? Он хотел стать победителем, что впрочем совпадало с мнением военно-промышленного комплекса.
Шел месяц за месяцем, а война продолжалась. К 1968 году численность американских войск, включая 7-й флот и авиабазы, а также южнокорейских, таиландских, австралийских и новозеландских наемников, достигла 700 тысяч, плюс несколько сотен тысяч воевали в вооруженных силах сайгонского режим. А конца войны, тем более победы, не было видно. Зато росло количество гробов, покрытых звездно-полосатым флагом, которые прибывали из Вьетнама.
Когда стало ясно, что вьетнамцы не собираются капитулировать, Вашингтон не угомонился, а разработал тактику локальной войны, так называемого гибкого реагирования, постепенного наращивания сил. Поэтому до начала 1968 года все речи Джонсона о стремлении к миру и переговорам служили лишь прикрытием для выполнения основной цели - нанести военное поражение вьетнамцам. В Ханое же считали, что в условиях, когда на Северный Вьетнам падают американские бомбы, согласие на переговоры могло быть поняты как признак слабости, готовности капитулировать.
Антивоенное движение в США тем временем нарастало. В октябре 1967 года, по разным данным, от 35 до 100 тысяч человек, организовали поход на Пентагон, требуя прекращения войны.
А скоро не только пацифисты, но и колеблющиеся американцы стали задавать вопрос: " Зачем эта война? За что погибают американцы?" И главное "Где победа?"
Впрочем, "ястребы" не унимались и даже настаивали, что нужно вторгнуться и в Северный Вьетнам. Но что дальше? Появление китайских войск на Севере Вьетнама, увеличение помощи СССР? Слишком опасно.
Летом 1967 года менее половины американцев одобряли действия президента, но армия США наращивала активность во Вьетнаме, усиливать бомбардировки Северного Вьетнама. При этом линии фронта, как таковой, не существовало. Были отдельные районы, контролируемые повстанцами и северо-вьетнамской армией. Другие удерживали (зачастую только днем) войска сайгонского режима или американцы.
А 31 января 1968-го вдруг началось наступление вьетнамцев! И наступление успешное. У армии США была техника, артиллерия, авиация. Но сам факт способности к наступательной операции на территории Южного Вьетнама показывал, что надежды Вашингтона на победу напрасны. Удалось лишь сохранить дневной контроль за провинциальными центрами и уездными городами.
То наступление было шоком для американского общественного мнения. Только в ноябре генералы и сам Линдон Джонсое заявляли, что победа близко, и вдруг такое...
Американский обыватель взвыл. Протесты в университетских кампусах стали обычным явлением. Студенты и другие молодые люди часто окружали Белый дом и кричали "Эй, эй, Элбиджей! Сколько ты сегодня убил детей?" Стала популярной песня Джона Леннона "Дайте миру шанс".
Чтобы сбить пацифистские настроения, военные заговорили о "провале" январского наступления. И вдруг 10 марта на первой полосе "Нью-Йорк таймс" появилось сообщение, что главком запросил дополнительно 206 тысяч солдат, включая тех, кто подлежал мобилизации, для того чтобы "окончательно добить" Северный Вьетнам.
В довершение подал в отставку министр обороны США Роберт Макнамара. Стало ясно, что война во Вьетнаме - это нечто, далекое от триумфа и близкое к трагедии. Война расколола американское общество и стала главной темой политических дебатов.
И скоро Джонсон понял, что не сможет сохранить президентство. 31 марта 1968 года он заявил, что стремится к миру во Вьетнаме, обещал начать переговоры и прекратить бомбардировки. Свою декларацию сопроводил обещанием не выставлять свою кандидатуру на выборах в этом году.
Тяжелые бои в Южном Вьетнаме продолжались. Новые тысячи американцев были убиты и ранены. И Белый дом мало-помалу искал путь к переговорам хотя и с оглядкой на "ястребов".
Это был еще не конец, но точно - начало конца сказки о могуществе вооруженных сил США.