Найти в Дзене
Всемирная история

«Я номер 45528. Моё имя можно говорить только шепотом. Я должна его забыть»

Именно такими были первые слова 12-летней Вали после пребывания в детском концлагере Саласпилс. Ее родители погибли во время одной из бомбежек, и Валю забрала к себе мамина подруга тетя Оля. А потом пришли немцы... Валю, тетю Олю, и ее 3-летнюю дочь Тоню угнали в Латвию, в концлагерь Саласпилс. На всю жизнь Валя запомнила истошный крик тети Оли. Когда, по прибытии в лагерь, их построили перед бараком, немецкий офицер приказал всем мамам отдать своих детей. Но тетя Оля так крепко держала Тоню в своих руках, что двум немецким солдатам пришлось силой вырывать девочку из рук мамы. Тонечку мне пришлось взять на ручки, потому что она всё время плакала и я закрывала ей рот руками и боялась, что нас будут бить чем-то очень тяжёлым. Мы вцепились друг в друга, и боялись потеряться. Вокруг одни дети, мы никого не знаем. Страшно. Очень страшно! Тот же дяденька сказал, что сейчас нас поведут в баню и нужно раздеться. Валя сразу подумала, как мыться в такой холод. Но жила надежда, что баня будет теп

Именно такими были первые слова 12-летней Вали после пребывания в детском концлагере Саласпилс. Ее родители погибли во время одной из бомбежек, и Валю забрала к себе мамина подруга тетя Оля. А потом пришли немцы...

Валю, тетю Олю, и ее 3-летнюю дочь Тоню угнали в Латвию, в концлагерь Саласпилс. На всю жизнь Валя запомнила истошный крик тети Оли. Когда, по прибытии в лагерь, их построили перед бараком, немецкий офицер приказал всем мамам отдать своих детей. Но тетя Оля так крепко держала Тоню в своих руках, что двум немецким солдатам пришлось силой вырывать девочку из рук мамы.

Тонечку мне пришлось взять на ручки, потому что она всё время плакала и я закрывала ей рот руками и боялась, что нас будут бить чем-то очень тяжёлым. Мы вцепились друг в друга, и боялись потеряться. Вокруг одни дети, мы никого не знаем. Страшно. Очень страшно! Тот же дяденька сказал, что сейчас нас поведут в баню и нужно раздеться.

Валя сразу подумала, как мыться в такой холод. Но жила надежда, что баня будет теплой. Но ее надежды не оправдались. Мало того, что сама баня была холодной, то и поливали их ледяной водой. От холода Валя не чувствовала ни рук, ни ног. Она даже не помнила, как вернулась обратно в барак. Ближайшие дни ей хотелось проснуться. Страшно хотелось вернуться к маме. Казалось, что это просто сон, ужасный сон. Это не могло быть правдой.

Через несколько дней старших детей, в том числе и Валю, увели. В барак вернулся номер 45528. Один из тысяч безликих и безымянных номеров. Но мы-то помним, и их имена, и все, что они пережили. Этого мы никогда не забудем! Мы просто не имеем на это права!

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм