Найти в Дзене
окно в икону

Размышления о преемственности: Выставка современной иконы в Барнауле

С праздником, уважаемые читатели! Когда мы видим в храмах новонаписанные иконы и новые росписи, то воспринимаем это как знак возрождения иконописной традиции. Но этот штамп восприятия новых икон не подходит для оценки того, что происходит в современной православной иконописи. Слишком много времени прошло после революции, когда новые произведения иконописи можно было создавать только тайно, слишком тонка нить, которая соединяет дореволюционную и послесоветскую икону. Да, она есть, эта нить, но она не в состоянии удержать всю многогранность, богатство и разнообразие дореволюционной иконы. Да и религиозный контекст поменялся очень сильно, и нынешние иконописцы такие же верующие люди, но с другими знаниями и даже навыками. Считать их прямыми продолжателями древних иконописцев всё равно что оценивать искусство Возрождения как продолжателей античного искусства. Такие мысли навеяла выставка современных православных икон в музее изобразительных искусств в Барнауле. На небольшой выставке были с

С праздником, уважаемые читатели! Когда мы видим в храмах новонаписанные иконы и новые росписи, то воспринимаем это как знак возрождения иконописной традиции. Но этот штамп восприятия новых икон не подходит для оценки того, что происходит в современной православной иконописи. Слишком много времени прошло после революции, когда новые произведения иконописи можно было создавать только тайно, слишком тонка нить, которая соединяет дореволюционную и послесоветскую икону. Да, она есть, эта нить, но она не в состоянии удержать всю многогранность, богатство и разнообразие дореволюционной иконы. Да и религиозный контекст поменялся очень сильно, и нынешние иконописцы такие же верующие люди, но с другими знаниями и даже навыками. Считать их прямыми продолжателями древних иконописцев всё равно что оценивать искусство Возрождения как продолжателей античного искусства.

Такие мысли навеяла выставка современных православных икон в музее изобразительных искусств в Барнауле. На небольшой выставке были собраны работы ныне здравствующих и действующих иконописцев Алтайского края. Для кого-то может быть открытием, что среди современных иконописцев очень много женщин, и что священнослужители пишут иконы. Но для средневековой иконы частым явлением было написание икон священнослужителями. Об этом написана статья об иконе митрополита Петра. Женщины же чаще всего занимались вышиванием иконописных образов для облачений и убранства храма, и в истории сохранилась информация об огромных золотошвейных мастерских, поименованных по благотворительницам, содержавшим их.

Постараюсь обосновать свою мысль о том, что сейчас рождается новое иконописное искусство, которое только опирается на старое, но не копирует его, обосновать примерами с выставки.

Пожалуй, самым ярким подтверждением этой идеи стали для меня работы священника Александра Дмитриева.

Фото с выставки.
Фото с выставки.

Конечно, здесь мы видим два традиционных образа Богоматери с Богомладенцем. И даже техника нарочито древняя - разновидность энкаустики, письма восковыми красками. Техника ещё доиконописная, вот такая древность. При этой явной архаизации работы очевидно современные.

Сравним икону Богоматерь с Богомладенцем на престоле с сохранившимися иконописными образами, написанными в шестом-девятом веках, именно в технике энкаустики.

Оставим за скобками наличие предстоящих в древних иконах и своеобразную форму новой иконы. Причины этого могут не носить концептуальный характер и определяться задачами размещения иконы в конкретном месте. Тогда форма позволяет вписаться в ограниченный объём и наличие святых на иконах рядом компенсирует отсутствие предстоящих.

У современного иконописца при повторении многих древних элементов всё более правильное, реалистичное. Складки мафория ложатся там и так, как это было бы при рисовании с модели. И особенно, конечно, необычным делает образ цветовое решение. Дело не только в доминировании вишнёвого цвета, но и в том, что он появляется в нимбах Богоматери и Богомладенца, переходя иногда в коричневый и контрастируя только с белым. В образах соединяются тенденции разных периодов иконописания, соединяются для создания нового.

Кстати, о цвете. Вот от того же автора ещё одно, ещё более неожиданное цветовое решение.

Фото с выставки.
Фото с выставки.

Образ Спаса Нерукотворного написан так, что в нём доминируют серо (!)-голубые тона. Среди них ярко выделяются лик Господа, обрамлённый тёмными волосами, и крестчатый нимб. С одной стороны, узнаваемый прототип.

Спас Нерукотворный. 14 в. Успенский собор. Московский кремль.
Спас Нерукотворный. 14 в. Успенский собор. Московский кремль.

С другой стороны, борода делится не на две пряди, а на три (кто-то сейчас очень удивлён!). Фон тоже своеобразный. Должа быть либо ткань, либо гладко разглаженная глиняная доска. Во втором случае фона как бы и нет, а в первом есть фактура ткани либо какие-то складки. Здесь ни то, ни другое - линии, которые можно принять за рисунок на ткани.

И ещё одна новация, формальная, но всё равно: украшения оклада на иконах есть, а оклада нет. На этих иконах святителя Николая кабашоны камней укреплены прямо на иконе, хотя исторически они были частью дорогих окладов.

Фото с выставки.
Фото с выставки.

Постараюсь продолжить рассказ об этой интересной выставке, которую пока ещё можно посетить.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!