Конспект НОД «Тайна старинной пещеры»
Для старшей группы
музыкального руководителя МБДОУ детский сад «Берёзка»
Авторская разработка (копировать можно, только для личного пользования)
Тема НОД: «Тайна старинной пещеры»
Цель: развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
-формировать музыкальную память, навык различения звучания музыкальных инструментов;
- формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии;
- передавать через движение характер музыки, её эмоционально-образное содержание;
- исполнять небольшими подгруппами и индивидуально русскую народную песню «Сею-вею снежок» на детских музыкальных инструментах, соблюдая при этом общую динамику и темп.
- способствовать обогащению музыкальными знаниями и представлениями в музыкальных играх;
Развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
- развивать творческие и коммуникативные способности.
Воспитательные:
- учить взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию.
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
- вокальная работа над песней с последующим исполнением ее в оркестре.
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: коллективная, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Музыкальный репертуар:
1. Игра – приветствие Е. Кошкаровой «Ну, здравствуйте, ребята!» (фортепиано)
2. Музыкально-ритмические движения: «Театральный этюд» с дорожкой здоровья,(мп3);
игра «Музыкальный совет», (фортепиано);
3. Слушание: «Марш» С. С. Прокофьева «Полька» М. И. Глинки (фортепиано)
4. Русская народная песня «Сею-вею, снежок» (фортепиано)
5. Игра на ДМИ р.н.п. «Сею-вею, снежок»
6. Музыкальная игра «Пастушок и барашки» (фортепиано)
Дидактический материал:
1. Мультимедийная презентация.
2. Картинки с музыкальными жанрами: песня, танец, марш.
3. Мнемотаблица к р.н.п. «Сею-вею, снежок»
4. Музыкально – дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальный домик». (видео)
5. Ритмические формулы.
Оборудование:
1. Чемодан.
2. Лампа.
3. Чугунок.
3. Микрофон.
4. Музыкальная шкатулка.
5. Фотоальбом.
6. Сундучок с музыкальными инструментами: деревянные ложки, рубель, трещотки, свистульки.
7. Металлофоны, колокольчики, свистульки -для оркестра.
8. Игрушки: кошка, мышка.
9. Картуз, свирель, колокольчик - для игр.
10. Мольберт, ритмическое полотно «Паровозик, 2 вагончика», картинки жанров.
Вводная часть:
Слайд № 1Педагог:Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с помощью музыки. Слушайте ее внимательно, отвечайте и выполняйте движения.
Музыка 01Коммуникативная игра - приветствие Е. Кошкаровой
«Ну, здравствуйте, ребята!» под минусовую фонограмму.
- Ну, здравствуйте, ребята!
- Здрав-ствуй-те!
- Как ваше настроенье?
- Очень хорошо!
- Пора нам заниматься.
- Да-да-да!
- Мы будем все стараться
- Да-да-да!
- Будем танцевать и песни распевать.
Прошу, ребята, вас, за мною повторять.
- Посмотрите, в гости к нам пришли котята, отвечайте, как они!
- Посмотрите в гости к нам пришли мышата, отвечайте, как они!
Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать?
А кто-нибудь из вас видел пещеры? (да)
Хотите отправиться в путешествие? (да)
Педагог:Смелее! Вперед за чудесами на волшебную дорожку. Вставайте за мной.
Слайд № 2. (пещера)
Музыка 03 В записи звучит таинственная музыка, дети двигаются.
«Театральный этюд» с дорожкой здоровья
Педагог: Ребята, впереди узкая тропа, двигайтесь след в след. Аккуратнее, наклоняйтесь ниже, здесь низкие ветки. А теперь выше ноги, перешагивайте, здесь поваленные деревья. Впереди болото. Дети вставайте друг за другом на следы. Идем след в след. Присядьте, постучите по ладошкам. Двигаемся дальше за Ромой, в сторону россыпей (где много камней), шагайте осторожно, чтобы не подвернуть ногу, а теперь, через валуны (большие камни). Вот и пришли.
Педагог:Какие интересные предметы находятся в пещере. Давайте их рассмотрим. (Дети, это старинный фонарь, в него заливали керосин, горючую жидкость и поджигали фитиль, освещали пещеру. В чугунке готовили еду на костре.
Дети рассматривают вещи.
(фонарь, чугунок с ложкой, чемодан)
Педагог: Арсений, а это что за предмет? (ответы детей). Да. Чемодан. Как вы думаете, чей он? (ответы детей).Предлагаю созвать детский музыкальный совет и высказать свое мнение. (чемодан ставлю в центр круга)
II часть Основная
Детский музыкальный совет (в кругу)
Дети передают по кругу микрофон под музыку (фортепиано). С окончанием музыки высказывают свое мнение, в чьих руках оказался микрофон.
Педагог;Дети присядьте полукругом на ковёр. А теперь проверим вашу догадку - мы откроем этот старый чемодан…
Слайд 3 (голос Пастушка)
Слышится голос в записи: «Пришли незваные, нежданные. Хотите, небось, узнать, чей это чемоданчик? Выполните все мои задания – тогда узнаете».
Педагог:Да! Хотим узнать чей чемоданчик. Давайте откроем и выполним задания… Чего тут только нет! Смотрите! Что это? Музыкальная шкатулка! Маша, открой ее (открывает). Так странно… Шкатулка музыкальная, а музыки нет. Что же делать ребята? Нужно вернуть ей голос. Посмотрите, карточки. Что делают дети? (ответы детей:- Дети поют, танцую, маршируют.) Да, совершенно верно. Это картинки жанров: песня, танец и марш. Вы умеете их различать? Тогда слушайте внимательно. Я буду вам играть – а вы в движении изобразите, что подскажет вам музыка.
Дети прослушивают 2 музыкальных отрывка под фортепиано («Марш» С. С. Прокофьева, «Полька» М. И. Глинка) и определяют жанры.
Педагог:Песню я вам предлагаю спеть. Проходите на стульчики.
Давайте повторим слова, с помощью таблиц – «помощниц». Слушайте и смотрите внимательно.
Слайд 4-7 (3-5 вокальная работа)
Слайд 8 голос пастушка: «Первое задание выполнили верно, проверьте шкатулку»
Педагог: Саша, открой шкатулку. (играет)
Слайд № 9(ритмические цепочки) Педагог:Посмотрим, что еще лежит в чемодане? (достает сундучок, гремит им) Что в сундучке, ребята?
Педагог:- Верно, музыкальные инструменты. Давайте посмотрим какие. (открываю сундучок)
- Ребята, раньше инструменты нужны были для дома: ложками ели кашу, суп. Трещотками, свистульками, колокольчиками отпугивали диких животных, чтобы не повредили урожай, не напали на домашних животных. Рубель был нужен для стирки белья. А позже, уже научились извлекать звук, играть на инструментах.
Педагог:- Ребята, посмотрите, в пещере на скалах какие-то рисунки - загадки? Как вы думаете, что это? (ответы детей) Это не простые загадки, а ритмические рисунки - чередование длинных и коротких звуков.
Дети вы узнали какие здесь ноты? Восьмые ноты , с хвостиками, - это короткие ноты, мы их поём с вами - ти-ти, а четвертные ноты- со штилем, это долгие звуки, поем на слог ТА.
Давайте посчитаем сколько длинных нот в первой цепочке? А коротких. Давайте прохлопаем. А теперь во второй цепочке, сколько длинных нот? А коротких? Давайте прохлопаем. Ребята, а вы песню по ритму узнали?
(ответы детей)
Работа с ДМИ. (четкие речевые инструкции для детей о том, как держать инструмент и каким способом играть на нём).
Педагог: - Давайтесыграем эту песню в оркестре? Как вы думаете, кто управляет музыкантами? (ответы детей) Я буду вашим дирижером. Катя и Саша будут играть на свистульках, Ксюша на диатонических колокольчиках. А все остальные на металлофонах. Проходите за инструменты.
В вагончиках находятся партитуры. В жёлтом – для металлофонов, в синем – для колокольчиков.
Работа с металлофонами:с какой пластинки начинаем играть? (с оранжевой)На скольких пластинках мы играем? (на трех) (Проигрываем ритмический рисунок)
Затем с палочками (Палочку держим как ложку, сверху кладём большой пальчик) (Проигрываем ритмический рисунок).
Работа с диатоническими колокольчиками: прохлопать ритм, назвать цвета. Сыграть.
- А сейчас к диатоническим колокольчикам добавим свистульки.
Затем исполняем песню подыгрывая на ДМИ: металлофоны, диатонические колокольчики, свистульки.
Исполнение в оркестре песни «Сею-вею, снежок».
Слайд 10. (голос пастушка)в записи звучит: «Второе задание выполнили верно!»
ПедагогДети пройдите вперед на стульчики, что еще лежит в чемодане, сейчас посмотрим? (достает альбом)
Слайд № 11 музыкальный домик Ребята, как интересно. Это фотоальбом. Может быть, сейчас мы узнаем, кому принадлежит чемодан! (открывает альбом)
Педагог: Что это? (ответы детей). Смотрите, это семейный альбом музыкальных инструментов. Как называется эта семья? А эта? (Ответы детей) Ребята, все задания из чемоданчика мы выполнили, я верну его обратно, а вы посмотрите на пещеру, какие музыкальные инструменты вы увидели?
Слайд №12 голос пастушка: Вы ещё по прежнему, хотите узнать, кому принадлежит чемоданчик?... Тогда отгадайте, какой инструмент звучит?
Слайд №13. Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальный домик».
Слайд №14 голос пастушка: В записи звучит: «И с последним третьим заданием справились. Значит, вы сейчас уйдете, и мне опять будет тоскливо?»
Педагог:Так кто же ты? И чей это чемодан?
Слайд № 15 На экране пастушок «Лель». Звучит голос: «Я-пастушок- музыкант, зовут меня Лель. Летом пасу овец, а в этой пещере мы прячемся от непогоды. Я очень люблю музыку, вот и оставил вам чемодан, чтобы вы побольше в моей пещере поиграли, ведь мне так грустно и одиноко зимой»
Педагог:- Ребята, что нужно сделать, чтобы пастушку Лелю стало хорошо, уютно среди нас и не так одиноко? (ответы детей) - Как мы можем ему помочь? (ответы детей).
Педагог: - Конечно же, нужно его развеселить. Предлагаю сыграть в игру «Пастушок и барашки».
Музыка 06 Дети играют в музыкальную игру «Пастушок и барашки»
Слайд №16 пастушок:
Звучит голос: «Спасибо, ребята, мне теперь гораздо веселее стало и не так одиноко! А вы ко мне еще придете?»
III часть Заключительная.
Педагог: - Что, ребята, ответим? (ответы детей) - Конечно, придем. Я думаю, что пастушок Лель придумает нам еще много интересных идей, но это будет уже другая история. Нам пора возвращаться домой, в детский сад. Скоро полдник. А дорога предстоит нам дальняя...
Слайд №17 пастушок:«А я помогу вам с помощью волшебства быстро очутиться в детском саду. Скажите волшебные слова «Крекс-Фекс-текс» закройте глаза и позвоните вот в этот колокольчик.»
Педагог: - Спасибо, тебе, пастушок. До свидания!
Слайд №18 пастушок:«До свидания! Жду вас снова в гости.»
Дети с педагогом возвращаются в детский сад с помощью волшебства.
Педагог: - Я буду звонить в колокольчик, а вы закрывайте глазки, чтобы волшебство подействовало. Крекс-фекс-текс (позвонить в колокольчик)
Педагог: Ребята, вот мы с вами и в детском саду.
Давайте с помощью кубика вспомним, где мы с вами были, что делали. Присаживайтесь в круг на ковер.
«Кубик Блума»
Понравилось вам наше путешествие?
А чем? Что запомнилось?
На каких инструментах вы играли?
Чей чемодан был в пещере?
Чем занимается Пастушок?
Что нового узнали?
Было что-то для вас сложное? (ответы детей)
Поём до свидания! Выходим из зала под музыку «Марша».