Мы с вами говорили, что публикация не является последней точкой в работе с книгой, работа может продолжаться и после публикации.
И очень важно понимать, а зачем мы собираемся опубликовать произведение, то есть осознавать свою цель. Чего мы хотим в конечном итоге.
Предварительная работа необходима.
Это как дорога из пункта А в пункт Б. Если вы сам себе навигатор, вы знаете все вехи на ней. Если нет, то куда-то, конечно, выйдите, хорошо, если не к логову медведя. Предварительная работа – 80% процесса. Не все, что я вам предложу, нужно делать, это лишь шаблон, ориентир.
О чем-то я уже писал, потому буду давать здесь ссылки на этот материал.
Работа до публикации
Шаг 1: работа с текстом
► Редактирование и корректирование
Здесь нужно иметь в виду, что во многих случаях ваше произведение все равно будут вычитывать заново. Мало того, многие издательства, даже если вы публикуете на свои средства, настаивают на этой услуге. С одной стороны, это дорогая услуга, потому отказываться от нее никто не хочет, с другой – издательство несет ответственность за качество.
► Вычитка. Возможно, с привлечением «бет»
На мой взгляд, бета-тестирование хорошо, но всегда субъективно, потому и относиться к результатам нужно соответственно.
► Иллюстрации
Тут надо понимать, что иллюстрации далеко не все подходят для печати (например, по размеру, формату и пр.), что «бумажные» издательства могут не принять ваш дизайн обложки.
Например, у меня была обложка к роману «Я люблю привидение», но в результате издательство сделало свою. Мне она не очень нравится, однако мнение читателей разделились. Можете сами сравнить:
Однако наличие иллюстраций с описанием главных героев может помочь художнику или дизайнеру, которые будут заниматься оформлением вашей книги. Без сомнения, иллюстрации нужны и для рекламы.
► Озвучка
Хорошо, но затратно, если заказывать у специалиста.
Шаг 2: работа по тексту
► Выбор фрагментов
Во многих электронных магазинах ознакомительный фрагмент определяется автоматически. Как правило, это начало. Но если у вас есть выбор, это может быть фрагмент с интригой, с интересным диалогом, поворотным событием и т.д. Лучше фрагменты определить заранее.
Кроме того, многие произведения растаскивают на цитаты, почему бы и вам их тоже не собрать? Пригодятся обязательно.
► Аннотация
Всегда и везде нужна. Я уже писал в нескольких статьях о самых разных видах аннотации, о приемах ее написания. об интересных способах написания.
► Синопсис
Вот чего не любят многие писатели, так это писать синопсис, то есть не просто краткий пересказ, а своеобразное представление произведение для издателя.
Есть правила написания синопсиса. Пока об этом не писал, но будут запросы – напишу.
► Данные о произведении
Даже если вы не собираетесь произведение публиковать в ближайшее время, то хорошо иметь все данные под рукой: объем, жанр, поджанр, название, форма и т.д. Подробнее я об этом писал в статье об архиве.
► Определение аудитории
Для кого вы пишете? Недостаточно назвать жанр. Важно понимать будущую аудиторию, Чем точнее (даже примитивно) вы определите аудиторию, тем легче потом выбрать место для публикации:
– для детей 10 – 14 лет,
– для женщин от 20 до 60, домохозяек или имеющих время для чтения, среднего, высшего образования, одиноких или замужних, склонных к сентиментальности, романтике,
– для спортивных мужчин, от 30 и выше, склонных к аскетизму, карьере, личностному росту…
Издатели часто интересуются, для кого произведение.
Шаг 3: расчеты
Можно ли не вкладывать ни копейки в продвижение книги? Проблематично, но можно. Помним же, все зависит от цели. Однако всегда важно представлять, на что и сколько придется потратить денег, сделать предварительные расчеты.
► Спонсорская помощь, краудфандинг
Почему бы и не найти помощников или не заняться краудфандингом, если понимаем, что сами издание не потянем?
Краудфандинг – способ привлечь инвестиции для реализации творческих проектов или бизнеса, при котором средства поступают от большого числа людей через специализированные онлайн-сервисы.
► Возможности продвижения, возможности рекламы
За деньги вы будете это делать или нет, вам все равно придется продвигать (рекламировать) книгу. Потому хорошо бы записать все «места», где вы будете это делать (ВК, ОК, ФБ, собственный сайт, блог, литературное сообщество и т.д.), найти и установить контакт с блогерами, которые рассказывают о новых книгах, с нужными специалистами и прочее.
► Создание рекламных материалов
Помимо того, что у вас уже есть (иллюстрации, озвучка и пр.) можно подготовить рекламные посты разного рода, буктрейлеры и т.д.
► Расчет средств
Когда у вас есть материал, когда вы определили способы продвижения, места для рекламы, тогда есть уже основа для расчета средств.
Шаг 4: определение публикации
С этого шага можно начать предварительную работу, поскольку легче двигаться к определенному результату, а можно сделать этот шаг на основе проделанной работы, поскольку в ее ходе станет понятнее, чего же мы хотим в итоге.
► Вид публикации
Выбор, как мы уже говорили, зависит от вашей цели.
1️⃣ Бумажная или электронная.
2️⃣ Бесплатная. Платная.
Иинтернетплощадок, где можно публиковаться бесплатно, много, но такое возможно и на бумаге. К примеру, ваше произведение взяли в сборник по итогам конкурса или же в тематический сборник издательства.
Платная. За свои средства. В электронке это редкость, а «на бумаге» почему бы и нет?
3️⃣ Гонорарная.
За роялти, гонорар и т.д. (это уж как повезет).
4️⃣ Продаваемая
Публикация произведения для продажи.
5️⃣ Конкурсная.
Может быть как бесплатной, так и платной.
6️⃣ Благотворительная.
Как правило, бесплатная, например, вас пригласили в какой-то тематический сборник, проект.
Шаг 5: выбор места
В зависимости от вида публикации выбирается электронная площадка или издательство.
► При выборе электронной площадки важно понимать:
– объем авторской и читательской аудитории (не факт, что чем больше аудитория, тем это лучше. Иногда хорошее произведение находит своих читателей быстрее там, где аудитория не очень большая),
– набор услуг (если вам важно, к примеру, возможность аудио, то и нужно искать площадку с такой услугой),
– «топы» произведений, жанровые направления,
– основные условия, наличие договора (общего или индивидуального),
– возможности оформления, обратной связи,
– ценообразование (в том числе скидки, акции и пр.)
► При выборе издательства важно понимать:
– жанровые направления,
– наличие необходимой серии,
– объем «потока» рукописей, обратной связи, работы с авторами,
– набор услуг (важно: обязательных)
– требования и основные условия,
– договорные обязательства,
– магазины (в том числе интернет), где будет продаваться ваша книга.
Для вашего удобства я собрал все в таблицу:
Может показаться, что вся эта работа попросту неподъемная.
На своем опыте скажу, что стоит один раз потрудиться, как дальше все будет на автомате, быстро и качественно, потому что уже известно, что же нужно делать и как. Останется только создавать нужные материалы, следить за новыми способами продвижения, рекламы, тенденциями в литературе, топами и т.д.
Итак, цель определена, предварительная работа сделана, вид публикации выбран, как и место. 80% готово. Что же дальше? Еще в 20%?
Продолжение следует
Часть 1:
Статьи в подборке "Пишем книгу"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете