Мой сын закончил второй класс. Сейчас, в свои 8 лет, он с огромным удовольствием и довольно бегло читает Носова, Драгунского, Волкова, детские рассказы Осеевой. Мы радовались, что наконец-то удалось зажечь в нем этот огонек интереса к книгам.
И вот нам выдают список литературы на лето. А в учебнике по литературному чтению для третьего класса, который мы начали потихоньку разбирать, я с ужасом обнаруживаю «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Я сама обожаю эту книгу, считаю ее классикой. Но давать ее восьмилетнему ребенку, который только-только научился читать для удовольствия?
Результат был предсказуем. Сын садится читать, и я вижу, как его энтузиазм угасает на глазах. Темп чтения сразу падает. И дело не в технике, а в том, что он просто не понимает, о чем читает. Текст изобилует сложными оборотами, описаниями быта и нравов совершенно другой эпохи и страны. «Мама, а что такое "бакены"?», «А почему тетя Полли его высекла? Это как?», «Что значит "известковая белильная смесь"?» – эти вопросы сыплются через каждое предложение. Вместо увлекательного чтения у нас получается мучительный разбор текста со словарем.
Итог: через 15 минут ребенок со слезами на глазах заявляет: «Я не хочу это читать, мне скучно и ничего не понятно!». И я его прекрасно понимаю! Весь наш многомесячный труд по привитию любви к чтению рискует пойти прахом из-за одной-единственной книги, предложенной не по возрасту.
И потом удивляется, почему дети «плохо читают». Да потому что такие произведения отбивают у них всякое желание брать книгу в руки! Неужели в нашей огромной детской литературе нет других, более подходящих по возрасту и понятных восьмилетнему ребенку книг?
Мне кажется, это не просто педагогическая ошибка, а системная проблема, которая затрагивает права наших детей на получение образования в доступной и понятной форме, соответствующей их психологическим и возрастным особенностям.
Список литературы - обязателен или рекомендован к прочтению? Можем ли мы не читать то, что ребенку не понравилось?
- Ваша обеспокоенность абсолютно понятна. Привить любовь к чтению – это огромный труд, и очень обидно, когда школьная программа этому не способствует, а порой и мешает. Давайте разберемся, какие у вас есть права, как формируются списки литературы и что будет, если ребенок что-то не прочитает.
Список на лето: обязаловка или рекомендация?
Чаще всего это рекомендация, но с важными нюансами.
Официально принудить ребенка читать летом и поставить за это оценку учитель не имеет права.
Каникулы – это время отдыха. Список литературы на лето носит рекомендательный характер, чтобы дети не теряли навык чтения и расширяли кругозор.
НО! Учителя часто включают в летний список произведения, которые будут проходить в следующем учебном году. Это делается из лучших побуждений:
✅ Чтобы дети были готовы. Программы по литературе очень насыщенные, а уроков мало (часто всего 2-3 в неделю). Если ребенок заранее познакомится с текстом, на уроке будет легче его обсуждать и анализировать.
✅ Чтобы у всех были книги. Не у всех дома есть нужные книги, а в школьной библиотеке их может на всех не хватить. Летние каникулы – время, чтобы спокойно найти или купить необходимое.
Что будет, если не прочитать?
Если произведение из списка входит в обязательную программу следующего года, то ребенку все равно придется его прочитать, но уже во время учебы, параллельно с другими уроками. Это может быть сложнее. Если же это произведение из "дополнительного" списка "для общего развития", то, скорее всего, ничего страшного не произойдет.
Как понять, что обязательно, а что нет?
Лучший способ – спросить у учителя напрямую. Вежливо уточните:
"Елена Ивановна, подскажите, пожалуйста, какие из этих книг мы будем проходить на уроках, а какие даны просто для интересного чтения?"
Адекватный педагог всегда объяснит свою логику.
Как вообще составляют эти списки?
Учитель пытается совместить три вещи: обязательную программу, желание расширить кругозор детей и реальные возможности класса.
➡️ Основа – это обязательная программа (ФГОС). Есть произведения, которые учитель обязан пройти с классом. ФГОС определяет круг тем и авторов, но дают школе и учителю определенную свободу.
Учитель работает в рамках утвержденной школой программы. Он может выбирать методики преподавания, но не может кардинально менять содержание программы по своему усмотрению.
Например, в определенном классе по программе идут басни Крылова или рассказы Чехова. Учитель не может их просто так выкинуть.
➡️ Книги "вокруг программы". Хороший учитель знает, что обязательная программа не всегда может "зацепить" каждого ребенка. Поэтому он добавляет в список то, что может быть по-настоящему интересно, что поможет "расчитать" ребенка. Например, в программе нет прекрасного писателя Юрия Коваля, но учитель понимает, что его рассказы могут увлечь детей, и добавляет его в список.
➡️ Книги "на вырост". Да, многие произведения школьной программы ("Дон Кихот", "Война и мир", "Преступление и наказание") написаны для взрослых. Но в школе их изучают не целиком, а в адаптированных пересказах или избранных главах. Задача – не "осилить" весь роман, а познакомиться с великими образами, идеями, почувствовать язык.
Часто, если не говорить ребенку, что это "очень сложно", он, как губка, впитывает красоту и магию текста. Как показывает практика, иногда даже самые сложные стихи Пастернака завораживают детей, если их правильно подать.
Имею ли я право высказать несогласие с содержанием списка литературы?
Да, имеете полное право, как участник образовательных отношений (статья 44 ФЗ "Об образовании").
Начинайте с индивидуального диалога с учителем. Начните с этого. Спокойно, без обвинений, объясните свои опасения:
"Елена Ивановна, мы столкнулись с трудностями при чтении "Тома Сойера". Сын не понимает многих слов, теряет интерес. Мы боимся, что это отобьет у него желание читать, которое мы с таким трудом привили. Может быть, можно сосредоточиться на других произведениях из списка?"
Какие аргументы использовать в разговоре? Конечно, лучшие аргументы – не "моему ребенку скучно", а:
➡️ Ссылка на ФГОС: "Федеральный стандарт предполагает учет возрастных и психологических особенностей детей. Мы считаем, что данное произведение не в полной мере соответствует уровню восприятия восьмилетнего ребенка, что снижает его учебную мотивацию".
➡️ Психологический аспект: "По мнению детских психологов, в этом возрасте для формирования устойчивого интереса к чтению важен положительный эмоциональный отклик. Сложные и непонятные тексты вызывают отторжение и могут привести к "читательской апатии".
➡️ Конкретные примеры: "Наш класс столкнулся с тем, что дети массово не понимают текст, задают вопросы по каждому предложению, что превращает чтение в мучение, а не в познавательный процесс".
Если проблема общая для многих, коллективное обращение к администрации от родительского комитета будет самым эффективным.
Можем ли мы просить заменить произведение?
Просить можете. Школа не обязана тут же все менять, но обязана рассмотреть ваше обращение и дать мотивированный ответ (ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан").
Правомерно ли снижать оценки за непрочтение?
Если "Том Сойер" является частью обязательной программы, то прочитать его (или хотя бы попытаться) ребенок должен. Учитель вправе проверить знание текста.
НО! Оценка по литературному чтению ставится не только за скорость, но и за осмысленность, выразительность, умение отвечать на вопросы. Учитель должен оценивать усилия ребенка и динамику его развития, а не просто ставить "двойку" за то, что тот не справился со слишком сложным для него текстом.
Снижение оценки должно быть педагогически обосновано. Если ребенок старался, читал, но не смог достичь уровня "беглого чтения" именно на этом произведении, это повод для индивидуальной работы, а не для наказания.
Вместо вывода
Учитель – не враг. Он часто зажат между объемной программой, небольшим количеством часов и желанием дать детям как можно больше. Самый правильный путь – это диалог. Подойдите к учителю, поделитесь своими переживаниями, спросите, почему в списке именно эта книга и как лучше помочь ребенку с ней справиться. Возможно, вы вместе найдете решение, которое устроит всех и не отобьет у вашего сына любовь к чтению.