Найти в Дзене
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

Почему загадочный Асуанский обелиск так и остался лежать в каменоломне. И что за технологии позволили его изготовить

В сердце Египта, там, где Нил пробивается сквозь скалы Нубийского нагорья, лежат знаменитые Асуанские каменоломни. Здесь тысячелетиями добывали розовый гранит, из которого создавались величественные статуи, саркофаги фараонов и, конечно, исполинские обелиски – символы солнца и власти. Но среди этих каменоломен есть один уникальный артефакт: самый грандиозный и самый загадочный из всех известных обелисков, навсегда оставшийся незавершенным.

Это классический древнеегипетский обелиск - четырёхгранный сужающийся столб, увенчанный пирамидальным навершием, так называемым "пирамидионом". Эта форма восходит к священному камню "бенбен", который, согласно мифам о сотворении мира, был первым клочком суши, озаренным лучами новорожденного солнца. Пирамидионы облицовывали золотом или отполированной медью, чтобы они сияли, отражая солнечный свет, символизируя зримое воплощение присутствия бога Ра на земле.

-2

Пик возведения обелисков пришёлся на эпоху Нового царства (16—11 вв. до н. э.). Типичные колоссы того времени достигали 20 метров в высоту и весили свыше 200 тонн. Однако неоконченный гигант в Асуанских каменоломнях затмевает их все. Его длина - колоссальные 41,8 метра, а расчётный вес приближается к невероятным 1200 тоннам. Сам факт попытки создать такой монолит ставит перед учеными сложнейшие вопросы о древних технологиях.

-3

Подлинная загадка Асуанского обелиска кроется не только в его размерах, но и в способе его обработки. Он высечен прямо в скальном массиве. Вокруг него мастера оставили узкую, менее метра шириной, траншею. Как они планировали отделить нижнюю грань этого 4-метрового в основании исполина от материнской породы? Одна из теорий предполагает использование деревянных клиньев: в просверленные отверстия вбивали дерево, которое затем поливали водой. Разбухая, клинья создавали давление, раскалывая гранит по нужной линии. Но даже если этот метод верен, как предполагалось поднять и транспортировать 1200-тонную глыбу? Это остаётся тайной.

-4

При ближайшем рассмотрении на поверхности обелиска видны следы обработки, напоминающие работу гигантской полукруглой стамеской. Они создают впечатление, будто мастера резали гранит, как податливый материал. Еще одна загадка - время создания. Традиционные обелиски покрыты иероглифами, позволяющими точно датировать их и определить заказчика. Асуанский же гигант "нем" так как на его гладких гранях ещё нет ни одной надписи, что лишает учёных ключевой подсказки.

-5

Причина, по которой работы над обелиском внезапно остановились, доподлинно неизвестна. На его поверхности заметна продольная трещина. Возможно, её появление (может быть, из-за землетрясения или внутреннего напряжения в породе) заставило мастеров признать монолит бракованным. Так или иначе, почти готовый исполин навсегда остался лежать в каменоломне, немым свидетелем амбиций и неразгаданных технологий древних.

-6

Любопытно, что следы схожих методов обработки камня находят и в других уголках мира. Например, наша группа из Русского географического общества несколько лет назад работала на горе Шапка в Предкавказье. На её вершине мы обнаружили следы древнего ритуального комплекса - мегалиты со следами обработки. Интересно, что на некоторых камнях видны следы технологии, удивительно напоминающей египетскую: характерные отверстия, в которые, вероятно, вбивались деревянные клинья для раскалывания породы. Более подробно об этих находках и параллелях с древними технологиями вы можете узнать из нашего видео.

Больше интересного у меня в телеграмме.

Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ