В сердце Египта, там, где Нил пробивается сквозь скалы Нубийского нагорья, лежат знаменитые Асуанские каменоломни. Здесь тысячелетиями добывали розовый гранит, из которого создавались величественные статуи, саркофаги фараонов и, конечно, исполинские обелиски – символы солнца и власти. Но среди этих каменоломен есть один уникальный артефакт: самый грандиозный и самый загадочный из всех известных обелисков, навсегда оставшийся незавершенным.
Это классический древнеегипетский обелиск - четырёхгранный сужающийся столб, увенчанный пирамидальным навершием, так называемым "пирамидионом". Эта форма восходит к священному камню "бенбен", который, согласно мифам о сотворении мира, был первым клочком суши, озаренным лучами новорожденного солнца. Пирамидионы облицовывали золотом или отполированной медью, чтобы они сияли, отражая солнечный свет, символизируя зримое воплощение присутствия бога Ра на земле.
Пик возведения обелисков пришёлся на эпоху Нового царства (16—11 вв. до н. э.). Типичные колоссы того времени достигали 20 метров в высоту и весили свыше 200 тонн. Однако неоконченный гигант в Асуанских каменоломнях затмевает их все. Его длина - колоссальные 41,8 метра, а расчётный вес приближается к невероятным 1200 тоннам. Сам факт попытки создать такой монолит ставит перед учеными сложнейшие вопросы о древних технологиях.
Подлинная загадка Асуанского обелиска кроется не только в его размерах, но и в способе его обработки. Он высечен прямо в скальном массиве. Вокруг него мастера оставили узкую, менее метра шириной, траншею. Как они планировали отделить нижнюю грань этого 4-метрового в основании исполина от материнской породы? Одна из теорий предполагает использование деревянных клиньев: в просверленные отверстия вбивали дерево, которое затем поливали водой. Разбухая, клинья создавали давление, раскалывая гранит по нужной линии. Но даже если этот метод верен, как предполагалось поднять и транспортировать 1200-тонную глыбу? Это остаётся тайной.
При ближайшем рассмотрении на поверхности обелиска видны следы обработки, напоминающие работу гигантской полукруглой стамеской. Они создают впечатление, будто мастера резали гранит, как податливый материал. Еще одна загадка - время создания. Традиционные обелиски покрыты иероглифами, позволяющими точно датировать их и определить заказчика. Асуанский же гигант "нем" так как на его гладких гранях ещё нет ни одной надписи, что лишает учёных ключевой подсказки.
Причина, по которой работы над обелиском внезапно остановились, доподлинно неизвестна. На его поверхности заметна продольная трещина. Возможно, её появление (может быть, из-за землетрясения или внутреннего напряжения в породе) заставило мастеров признать монолит бракованным. Так или иначе, почти готовый исполин навсегда остался лежать в каменоломне, немым свидетелем амбиций и неразгаданных технологий древних.
Любопытно, что следы схожих методов обработки камня находят и в других уголках мира. Например, наша группа из Русского географического общества несколько лет назад работала на горе Шапка в Предкавказье. На её вершине мы обнаружили следы древнего ритуального комплекса - мегалиты со следами обработки. Интересно, что на некоторых камнях видны следы технологии, удивительно напоминающей египетскую: характерные отверстия, в которые, вероятно, вбивались деревянные клинья для раскалывания породы. Более подробно об этих находках и параллелях с древними технологиями вы можете узнать из нашего видео.
Больше интересного у меня в телеграмме.