Егошихинское кладбище - один из первых некрополей Перми. Здесь много
необычных надгробий, но это всё равно особенное. По центру круглой чугунной плиты располагается, так называемая, маска Адама. Вокруг «лица» изображена змея, свёрнутая в кольцо пожирающая свой хвост. В народе эту плиту называют «могилой проклятой дочери».
Существует по крайней мере шесть вариаций легенды, рассказывающей о
проклятой дочери пермского исправника. По одной из версий 6-летнюю Таисию Девеллий сурово выгнали доживать свою жизнь на улицу, где она и скончалась. Но что из этого правда, а что — вымысел?
Легенды и факты
Согласно первой версии, девочка по имени Таисия, внебрачная дочь чиновника Александра Девеллия, была проклята мачехой. Вторая легенда утверждает, что это была не ребенок, а юная девушка, сбежавшая с солдатом и отвергнутая семьей. Третий вариант и вовсе мрачнее: якобы отец проклял дочь, потому что та напоминала ему о погибшей при родах жене.
Остановимся на самой популярной полной версии легенды:
В молодости Александр Иванович Давеллий приехал в дом своей матери на каникулы, в это время там же гостила его кузина Ирина. Александр начал ухаживать за ней, но она не отвечала взаимностью, когда он настойчиво позвал её на свидание девушка согласилась, но будучи скромной девушкой она побоялась встречаться и рассказала о поведнии сына его матери Галине. Галина успокоила девушку и сказала никуда не ходить, что она сама придет и поговорит с сыном о его поведении. Она надела плащ и шляпу и пришла в назначенное место. Женщина не успела сказать и слова как Александр(её сын) набросился на неё и овладел ею, в порыве страсти не обнаружив "подмены" он покинул место преступления. Вскоре после инцеста Александр уехал в Москву, а Галина забеременела и родила дочку. Она не могла признать её своей дочерью поэтому отдала на воспитание свое служанке. Девочка ни в чем не нуждалась и получила хорошее образование, об этом позаботилась её биологическая мама. Прошло какое то время и Галина умерла, а сын приехал на её похороны. Он сразу же приметил прекрасную дочь служанки матери, девушка ответила ему взаимностью и вскоре они поженились. Через некоторое время она забеременела, однако роды были очень тяжелые и через несколько часов после рождения дочки, женщина умерла. Девочку назвали Таисией. Отец очень любил её, так как она напоминала ему покойную жену. так продолжалось боле 6 лет. Когда приёмная мать погибшей супруги серьёзно заболела, она позвала к себе Александра и всё ему рассказала. В гневе он выгнал Таисию на улицу босой, за окном была зима и девочка замерзла насмерть. Когда отец узнал об этом, он приказал изготовить два круглых надгробия. Одно на могилу проклятой дочери, а второе для себя. Вскоре после того, как работа была выполнена, Александр Девеллий погиб. В завещании было указано похоронить его вместе с женой, а на могильной плите написать: «Здесь покоятся двое: муж с женой, брат с сестрой, отец с дочерью».
Могила действительно существует. Правда, возле Успенского храма на Егошихинском кладбище установлена лишь копия надгробия — оригинал хранится в пермском Музее-диораме. Надпись на плите гласит:
«Пермскаго исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась генваря 24 дня 1807 года»
Интересно, что текст выполнен не на церковнославянском, как часто пишут, а на гражданском алфавите, введенном Петром I. Но почему же тогда вокруг этого надгробия столько слухов?
Возможно, дело в необычном расположении плиты — по одной из версий, ее намеренно положили так, чтобы по ней ходили. Или же причина в трагической судьбе девочки, обраставшей домыслами с течением времени.
Тайна чугунного надгробия: символы вечности или знаки проклятия?
Первый символ — кольцеобразная змея — часто интерпретируется как нечто зловещее. Однако исторические источники говорят об обратном.
Этот символ, известный как Уроборос, встречается в культурах разных народов и означает цикличность времени, бесконечность и возрождение. Надпись рядом с ним гласит: «Конец от начала происходит». Так что трактовать его как знак гибели или проклятия — ошибка.
Вот, что говорит об этом пермский историй Павел Корчагин - автор научного анализа городской легенды:
В культуре европейской, в культуре возрождения, кусающая себя за хвост змея – это символ вечности. В переводе с символического языка на русский – вечная память и спасение. Поэтому художественный смысл надгробья – это показатель высокой культуры семейства.
Второй загадочный элемент — лицо (или маска) с отсутствующим носом. Историк Павел Корчагин в своих исследованиях отмечает, что подобные изображения на надгробиях — это не просто абстракция.
Безносой, как известно, бывает смерть, и на надгробиях обычно изображают ее символ — адамову голову — череп Адама, предка всех людей, живущих на земле. Таким образом, глава Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Как могила пермской девочки стала городской легендой?
Так откуда же взялись мифы о проклятии? Всего два символа на чугунной плите — вечности и спасения, но оба были считаны превратно, как символы греха, смерти и опасности. Дело в том, что в начале XIX века эти символы широко использовались для украшения надгробий в Петербурге и Москве, но до Перми такая «мода» ещё не дошла. Тем не менее, злые языки продолжали судачить и в доказательство своих рассказов приводили святое писание.
Вот какой комментарий дал по этому поводу Павел Корчагин:
Если по святом посмотреть её ангелов хранителей, то там есть три святых Таисии. У них похожи биографии, тем что вели распутный образ жизни, потом покаялись, потом умерли. Вот чего-чего, а жития святых пермяки знали.
«Проклятая дочь»: разоблачение мифа
Согласно городской легенде, исправник якобы специально распорядился положить плиту у храма, чтобы по ней ходили люди и «стёрли память» о дочери, но:
- Могила находилась в церковной ограде — почётном месте, а не на проходной тропинке.
- Чугунная плита с гравировкой — дорогое и долговечное изделие, которое, наоборот, сохраняет память, а не уничтожает её.
- Символы вечности и искупления на надгробии говорят о христианском отношении к смерти, а не о «проклятии».
Но на самом деле девочка умерла от распространённой в те времена болезни – от чахотки. Её отец был не просто чиновником — он происходил из семьи известного французского художника, дослужился до действительного статского советника (высокий гражданский чин) и получил награду «За 35 лет безупречной службы». А выбор такой необычной надгробной плиты скорее свидетельствует о любви родителей к дочке, а не о каком-либо проклятии.