Удивительно наблюдать, как радикально изменилась суть отношений между фан-базой и работниками аниме-индустрии. В начале 2010-х названия студий звучали громко, их помнили все, а вот имена создателей и режиссёров напрочь вылетали из головы аудитории. Ну, разве что про Уробути («Судьба/Начало», «Психопаспорт»), Симбо («Девочка-волшебница Мадока Магика», «Актёры ослепленного города») и, возможно, Имаиси («Гуррен-Лаганн») можно было услышать от поклонников, да и то лишь в общих чертах. Перенесёмся в настоящее — фанаты жарко спорили о Рю Накаяме и Кэйитиро Сайто когда выходили «Одинокий рокер» и «Человек-бензопила», в то время как любители «Ван-Писа» строят теории, какое новое приключение для них готовит Мэгуми Иситани!
Несмотря на заметные изменения, произошедшие после 2010-х, в индустрии всё ещё остаётся множество имён, о которых вы, может, даже и не слышали — особенно среди женщин, даже в крупных проектах. Пусть эта статья станет отправной точкой перед погружением в целый мир талантливых художниц, аниматоров и режиссёров, которые наравне с мужчинами работают над нашими любимыми тайтлами.
Рэйко Нагасава
Работы Рэйко Нагасавы во многом привлекают из-за среды, оказавшей влияние на формирование собственного стиля художницы. Первой в глаза бросается элегантная, если не сказать утонченная, манера рисовки, но по-настоящему особенной её делают скрытые грани, вызывающие желание дольше рассматривать каждую деталь. Нагасава присоединилась к студии MadHouse примерно в 2014 году и прошла стандартный для молодого творца путь: сначала тренировалась на работах более опытных художников, затем отрабатывала навыки на промежуточных кадрах, после чего заняла пост второго ключевого аниматора в проектах. Только в 2016, наконец, состоялся её полноценный дебют.
Карьера Нагасавы приняла действительно интересный оборот в 2017 году, когда девушка стала постоянным участником команды Синго Нацумэ, работавшего над недооценённым политическим триллером — «АККА: Инспекция по 13» округам. Многие воспринимают Нацумэ как «магнит для талантов», но если говорить, например, о касте «Ванпанчмена», то эту заслугу скорее стоит приписать продюсеру анимации Юитиро Фукуси. Однако отметим, что Синго всё же обладает уникальным авторским стилем, который заметен ярче в других его работах: сдержанная и естественная атмосфера, а иногда напротив — смелый сюрреализм.
«АККА: Инспекция по 13 округам»
Нагасава продолжила работать и перенимать опыт старших коллег, развивая свой собственный стиль во всё более интересном, нетипичном направлении. Проработка персонажей в мельчайших деталях в тандеме с нетривиальным ритмом и движением — характерные черты её наставника, Синго Нацумэ. То, что для обывателя покажется странным и непривычным, делает личный стиль Рэйко таким привлекательным. Завораживает красота с легким привкусом безумия, смелость вносить лёгкий флер странности в обыденное.
В 2021 году Нагасава дебютировала в качестве дизайнера персонажей для сериала «Такт. Опус Судьба»: в теории звучало многообещающе, но реализация подкачала. Качество аниме резко менялось от эпизода к эпизоду: в один момент — действительно зрелищный экшен, в следующий — тайтл откровенно буксовал. Поэтому чардизы Рэйко не получили того признания, которого заслуживали на самом деле. Как главный режиссер анимации, она изо всех сил старалась держать рисовку на уровне, но из-за неравномерного распределения нагрузки между Madhouse и MAPPA результат вышел разочаровывающим. К счастью, история на этом не закончилась.
Тайтл «Провожающая в последний путь Фрирен» можно считать настоящим дебютом Нагасавы как дизайнера. Во время производства этого аниме девушка применила весь опыт, накопленный за время работы с Нацумэ, тщательно прорабатывая каждый аспект истории. Её и без того немалое художественное мастерство дополнилось той странностью, которую Рэйко позволила себе, изюминкой, личным почерком. В итоге стиль Нагасавы стал удивительно многогранным: аниме может быть завораживающе красивым в один момент и по-настоящему смешным в следующий (иногда даже в пределах одной сцены), но при этом общая картина сохраняет гармоничность.
«Провожающая в последний путь Фрирен»
Чардизы часто упрощаются для удобства аниматоров, это факт, но ведь не обязательно жертвовать детализацией и красотой в прагматичных целях, что и подтверждает пример Рэйко Нагасавы. Казалось бы, «незначительная» деталь, но замечали ли вы, что серьги Фрирен покачиваются даже от самых лёгких движений?
Чардиз Фрирен
Вроде ничего особенного, но такие мелочи помогают сделать мир аниме по-настоящему живым. Если бы дизайн персонажей всегда радикально упрощали, подобные моменты просто исчезли. Поэтому так важно, чтобы у художника была команда, способная воплотить авторский замысел! К счастью, Нагасава работает с одними и теми же людьми на протяжении большей части своей карьеры.
Хитоми Кария
Хитоми Кария ворвалась в индустрию необычным путем. Она присоединилась к студии Trigger как аниматор промежуточных кадров в некоторых эпизодах тайтла «Милый во Франксе». Однако к моменту, когда имя девушки попало в титры, Кария уже покинула студию.
Не секрет, что работа в аниме-индустрии зачастую неблагодарная: огромная нагрузка, вечно горящие дедлайны и ветка вместо зарплаты — в случае Карии всё усугублялось атмосферой хаоса студии Trigger. Неудивительно, что многие молодые специалисты уходят, желая найти себе работу в других отраслях, где их умения и таланты оценят по достоинству. Похоже, что и для Карии всё шло к тому, чтобы насовсем покинуть аниме-индустрию — но сам Синго Ямасита заметил её талант и пригласил работать над несколькими своими будущими проектами.
Хитоми осталась работать с Ямаситой и студией Colorido, её портфолио стало увесистым и очень разнообразным: она приложила руку к анимационным вставкам для драмеди Natsuzora, создавала иллюстрации для фестиваля Tokyo Animation Awards, занималась дизайном и анимацией для таких компаний как Häagen-Dazs и JRA (Японская ассоциация скачек). Девушка внесла свой вклад и в создание полнометражных аниме — Дети моря и Дрейфующий дом.
Многие могут даже не догадываться, что уже сталкивались с работой Хитоми Карии во время просмотра первого сезона «Человека-бензопилы», запомнившегося многим своими уникальными эндингами к каждому эпизоду. Это полностью сольная работа, лучший способ понять её стиль. Кария самостоятельно создала второй из них, и просмотр этих полутора минут —отличная возможность лучше понять стиль девушки.
Конечно, работа над чардизами в полнометражках Colorido выглядит логичным продолжением её карьеры, но хотелось бы увидеть, как Хитоми возьмётся за короткометражки — это позволит максимально раскрыться собственному видению художницы. В работах Карии чувствуется живая и осязаемая душа, и создание мира для такого творца воспринимается как естественный процесс, благодаря чему даже самый обыденный сюжет в её руках может превратиться во что-то стоящее. Во что-то настоящее.
Эри Киносита
Geidai Animation — это одна из самых престижных программ обучения искусству не только в Японии, но и на международной арене. Студенты в конце каждого учебного года должны представить собственный короткометражный фильм, и результаты смотра всегда оказываются крайне увлекательными.
Итоговая работа Эри Киноситы первого курса, «Fair Winds» (рус. «Попутный ветер»), рассказывает о девочке, которая пытается примириться с разводом своих родителей, и представляет маму с папой в качестве собаки и кошки, показывая взрослые проблемы сквозь детскую призму восприятия. Очаровательная манера рисовки контрастирует с холодным, зрелым подходом девочки к вопросу, и от этого зрителю становится неуютно. Казалось бы, развод родителей глазами ребенка — это эмоционально насыщенная тема, но героиня смотрит на мир наивно до простодушия: просто кошечка и собачка не могут поладить между собой. Тем не менее, это не мешает девочке прийти к правильному выводу — если её родители счастливы, то и она будет счастлива тоже.
Кадр из «Попутного ветра». Главная героиня сидит рядом с отцом
На втором курсе Киносита представила следующий фильм, «The Question» (рус. «Вопрос»). В нём школьница задается вопросом: «Могут ли жертвы буллинга быть частично виноватыми в том, что с ними происходит?» и ответ, казалось бы, очевиден как для учителей и одноклассников, так и, скорее всего, для зрителя. Все отвечают «нет», кроме нашей героини. История подвергает сомнению чёрно-белое восприятие травли по мере того, как мы узнаем главную героиню — может, она вела себя не лучше обидчиков, и начала получать такое же отношение в ответ? Вероятно, все они достаточно взрослые, чтобы понять, что были неправы, но недостаточно взрослые, чтобы найти путь к примирению?
Окончишвие Geidai оказываются в любопытной ситуации после выпуска. Их работы без сомнения впечатляют, но сильно отличаются от стандартов индустрии и редко отвечают запросам массового зрителя. Но не всегда! Эри Киносита повезло сразу оказаться в студии, которая идёт против течения и задаёт собственные тренды. Так, в настоящее время девушка сотрудничает с Science Saru и работает над большинством их проектов. Эри достаются самые разные роли: аниматора, режиссера анимации, художницы раскадровки, а недавно она и вовсе стала ассистенткой режиссёра в полнометражном фильме «Ину-о».
Несомненно, уже очень скоро мы услышим это имя снова, а количество классных проектов, к которому приложила руку Эри Киносита будет лишь расти!
Токо Ятабэ
Токо Ятабэ прекрасно владела основами анимации задолго до того, как пришла непосредственно в аниме-индустрию. Ей удавалось креативно обходить ограничения медиа, не выходя за рамки и привлекая внимание зрителя не только с помощью яркой картинки. Самостоятельные проекты — инди-работы или студенческие фильмы — зачастую страдают от чересчур амбициозных идей в сочетании с недостатком скилла для реализации. Дипломная работа Ятабэ, «Лето ископаемых листьев», сильно выделяется среди других и выглядит впечатляюще.
До этого у Токо уже был опыт в создании инди-фильмов, большую часть из которых сейчас, к сожалению, не найти. Однако практически в одиночку создать 11-минутное аниме — это титанический труд, учитывая просто невероятный уровень получишвейся работы! Фильм Ятабэ ощущается как путешествие — автор хочет показать зрителям свой мир, берет нас за руку и проводит самой красивой тропой, ведущей по сюжету к самой его кульминации.
Удивительная сила «Лета ископаемых листьев» заключается не в анимации как таковой, а в резком увеличении абстрактности происходящего. Умение Токо Ятабэ создать собственный визуальный язык и темп повествования и знать, когда именно его стоит разрушить, делает развязку сюжета более впечатляющей, чем любая самая эпичная экшн-сцена!
Уже продемонстрировав большой потенциал в своей выпускной работе, она присоединилась к Khara в 2014 году в качестве аниматора промежуточных кадров, как и ожидалось... Но студия сразу заметила талант девушки! Токо быстро поднялась по карьерной лестнице и проявила себя не только как аниматор, но и как начинающий режиссёр; она занималась раскадровкой и режиссурой сегментов в тайтле «Драконий дантист». Чуть позже Токо Ятабэ сосредоточилась на режиссуре эпизодов и раскадровке, но уже за пределами одной студии.
Пока Ятабэ стремительно осваивалась в индустрии, финальная часть «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз» находилась в производственном аду, и в конечном счёте именно Токо назначили одним из помощников режиссёра, готовившего аниме к релизу. Область ответственности на этом посту довольно расплывчата и отличается от проекта к проекту. В данном случае Ятабэ занималась сценами повседневной жизни, которые впоследствии были высоко оценены фанатами тайтла.
Кстати, она огромная фанатка «Китаро»! Токо Ятабэ занималась ключевой анимацией для недавнего перезапуска, и даже получила возможность сделать раскадровку, а затем срежиссировать и полностью анимировать третью концовку тайтла. Более того, девушка создала чардизы для фильма «Рождение Китаро». Такой уровень любви к тайтлу мы уважаем!
«Щелкунчик Китаро» (2018)
Фанатские сообщества растут и меняются, интерес к аниме не угасает, но индустрия однозначно требует перемен. Успешные проекты, срежиссированные женщинами, несомненно, есть: например, адаптация «Фронта кровавой блокады» Риэ Мацумото стала настоящим хитом, а «Юри на льду» Саё Ямамото побил все рекорды. Но повсеместный сексизм в сфере производства аниме, которая контролируется мужчинами, невозможно не замечать. Да, мы с вами всего лишь фанаты, и не можем изменить систему, но это не значит, что не стоит хотя бы попытаться!
Прежде всего, предлагаем присмотреться к творчеству талантливых женщин индустрии. Возможно, чтобы увидеть что-то нетривиальное и новое, нужно отбросить предрассудки и дать слово тем, кому сама система говорит молчать?