15 мая на ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S вышла DOOM: The Dark Ages — новая игра в легендарной серии шутеров, которая пережила несколько взлетов, падений и радикальных изменений индустрии. Некоторые тайтлы нравятся всем, а другие даже спустя годы являются объектами ожесточенных дискуссий. Кинопоиск уже прошел The Dark Ages и попытался выяснить, какие части Doom круче других.
Это авторский рейтинг, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Mighty Doom (2023)
Обреченный клон
Одна из самых главных претензий к Mighty Doom — ее вопиющая неоригинальность. По сути, разработчики создали клон популярной мобильной игры Archero, которая покорила миллионы игроков своей геймплейной простотой. Конечно, для Mighty Doom сделали уникальных боссов и ввели механику добиваний, но в игре все равно были лишь один персонаж и скудная вариативность эффективных билдов.
В мае 2024 года Bethesda объявила, что закроет три свои студии: Arkane Austin, Tango Gameworks и Alpha Dog Games. Последняя как раз отвечала за Mighty Doom. Причем внутри самой игры никто не сообщил о том, что она прекратит свое существование 7 августа. Возможно, Mighty Doom следует быть выше в топе, но поскольку с отключенным сервером игру сейчас попросту не запустить, то и оценить ее по достоинству не получится.
Doom Resurrection (2009)
Двухчасовое приключение
Еще одна забытая мобильная игра по Doom. При этом техническая возможность запустить ее все еще есть — например, можно найти устройство с установленными старыми iOS.
Взяв за основу визуальные наработки Doom 3, разработчики решили буквально пройти безопасной дорожкой и сделать тир. Герой в Resurrection ходит сам по себе, игрокам остается только целиться, стрелять и перезаряжаться. Еще главный герой общается с выжившим профессором через милого робота по имени Сэм. Суммарно на прохождение всей игры уйдет около двух часов, и нужно отдать должное: эти два часа будут достаточно насыщенными, пусть и не особо динамичными.
Doom VFR (2017)
Виртуальная экскурсия по Марсу (и аду)
Разумеется, Bethesda не обошла стороной тренд на VR-игры. На первый взгляд может показаться, что VFR — это просто адаптированная для шлемов виртуальной реальности Doom 2016 года (ранее компания выпустила по этой формуле специальные версии Skyrim и Fallout 4). Но все же это полноценная, пусть и не очень большая, игра. Главный герой — третьестепенный персонаж Doom (2016). Его голову сканирует Палач, чтобы открыть замок с биометрическими данными. Действие VFR происходит незадолго до событий этой игры.
Пожалуй, самое классное, что есть в Doom VFR, — ощущение пространства. Виртуальная реальность позволяет гораздо лучше погрузиться в проработанные локации: пройтись по забрызганным кровью лабораториям на Марсе — тот еще опыт, но опытных VR-геймеров такие вещи вряд ли удивят. Уже кажущиеся родными монстры предстают перед нами буквально в натуральную величину: какодемон кажется по-особенному круглым, а ревенант поражает своим ростом.
Увы, основной геймплей у игры получился топорным из-за темпа: вместо плавного бега игроки резко перемещаются в пространстве прыжками, и это не очень хорошо вяжется со стрельбой, которая сама по себе в виртуальной реальности ощущается очень неплохо. Ворох багов и проблема с совместимостью с различными устройствами не позволяют оценить эту игру выше.
Дилогия Doom RPG (2005, 2009)
Мобильный воин Думгай
Первой Doom RPG в этом году исполнится 20 лет. В 2005-м она получила массу престижных наград, включая «Мобильная игра года», рекламировалась в журналах и продалась тиражом свыше миллиона копий. В России игра путешествовала через ИК-порты и Bluetooth владельцев различных тогда еще кнопочных Siemens и Sony Ericsson. Популярности у нас игре придавало то, что она моментально получила любительскую локализацию.
Сюжетно игра напоминает Doom 3: базу UAC атакуют демоны, и мы пытаемся боем решить проблему адского вторжения, попутно общаясь с персонажами, читая письма на терминалах и вбивая коды от дверей. Но покоряла игра больше не этим, а ощущением прогрессии. Убивая монстров, герой повышает уровень и свои характеристики. Все это звучит совершенно обычно для любой ролевой игры, но в 2005 году, к тому же на телефоне, таких игр было немного, а продолжительных и качественно сделанных — тем более. Даже сейчас Doom RPG прекрасно справится с тем, чтобы съесть несколько часов вашей жизни.
В 2009 году вышла вторая часть, где всего стало побольше да покрасивее: персонажей уже трое, монстров еще больше, а игровой мир масштабнее; появились какая-никакая вертикальность и крафтинг! Технически игра ни в чем не уступает предшественнице, она также была тепло принята, но культовой она не стала ввиду вторичности. К тому же она вышла на рубеже эпох: рынок начали покорять более амбициозные трехмерные игры для новых мощных телефонов.
Doom 3 (2004) + Resurrection of Evil (2005)
Страшный поворот франшизы
Та самая игра, которая делит фанатов на два лагеря. Тайтл тяжелой судьбы: проблемная разработка, утекший в сеть билд, неоднозначная реакция игроков и бесконечные холивары в сообществе о том, что лучше — Half-Life 2 или Doom 3? Спустя годы стало очевидно, что Doom 3 — уникальный технологический прорыв, который в 2004 году мало кто мог представить. Это невероятно стильная игра, которая задала определенные планки для survival-хорроров. А еще Doom 3 тонко критикует алчные корпорации, не делая на этом акцента.
Но за пределами эстетики и дизайна игра оказывается поверхностным экшеном: в ней можно собрать пяток здоровенных пушек с сотнями патронов, однако потратить этот арсенал толком не получится. Возможно, для жанра хоррора был бы уместным чуть более ограниченный запас боеприпасов. Тем не менее хочется похвалить изначально закрытый максимальный уровень сложности. С добавлением туда особой механики с Душекубом игра и правда преображается и становится увлекательной.
Спустя год разработчики выпустили дополнение Resurrection of Evil, где вдоволь поигрались с альтернативными механиками и фишками: тут и аналог гравипушки (привет все той же Half-Life 2), и крутой артефакт, замедляющий время, и новые враги, и даже двустволка. Но общие проблемы тесного пространства и ограниченного числа врагов никуда не исчезли. Дополнение стоит внимания только из-за мультиплеера, который преобразился благодаря новым картам и режиму с захватом флага.
Doom 64 (1997)
Некомфортный мрачный боевик
Одни фанаты в шутку, другие предельно серьезно называют Doom 64 настоящей третьей частью. Забавно, что технически это верно: если не считать официальные наборы уровней Master Levels for Doom II и сборник Final Doom, то этот шутер, который вышел в 1997-м на Nintendo 64, и правда третье полноценное пришествие Думгая. Долгое время игра оставалась заложницей своей платформы, но в день релиза Eternal на всех актуальных платформах состоялся релиз и Doom 64, так что теперь можно поиграть в нее где угодно.
Что хорошего в этом шутере? Во-первых, это его настроение, отличное от первых двух частей, несмотря на поверхностное сходство. Абсолютно вся графика в игре новая, общая палитра цветов более мрачная и угнетающая. Во-вторых, оригинальный саундтрек. Хеви-метал в формате midi ушел на покой, теперь в аду играет унылый (это комплимент!) эмбиент, написанный композитором Обри Ходжесом. Он же переписал весь саундтрек для первых двух частей PS1-версии, когда бывший композитор id Бобби Принс покинул компанию.
Поругать игру можно разве что за ее консольную ориентированность — в 1990-е многие консольные версии с ПК заметно упрощались, и, если поиграть в Doom 64 с клавиатуры и мыши, это будет довольно заметно. Однако игра не становится элементарной и тем более слабой, ее достоинства все еще перевешивают недостатки.
Doom (2016)
Образцовое возвращение
Еще одна игра непростой судьбы. Долгое время id Software работала над Doom 4, но игра про ад по злой иронии сама попала в производственный ад. Если судить по немногочисленным видеороликам и отзывам причастных разработчиков, незадолго от отмены Doom 4 напоминала Call of Duty про демонов. Игра выглядела неплохо, но казалась слишком медленной (примерно как третья часть). В итоге разработку перезапустили с нуля. Ситуацию спасли двое талантливых руководителей — Марти Стрэттон и Хьюго Мартин, которые и по сей день отвечают за развитие франшизы.
Doom 2016 года снова отправляет игроков на Марс, где демоны из ада опять захватили исследовательский центр ОАК. На этот раз герой не какой-то безымянный морпех, а легендарный Палач Рока, которого боятся как черти, так и их более грозные владыки. Аудитория знает, что такое Doom, даже если ранее никогда ни одну игру не запускала, поэтому нарративные двери нужно сразу выбивать с ноги. Собственно, так и устроена эта часть с точки зрения сюжета. Кто бы мог подумать, что в боевике про мочилово демонов из ада будет прекрасная химия между двумя персонажами, один из которых вообще не говорит ни слова?
В плане геймплея перезапуск серии ощущается особенно хорошо и свежо. Обычно AAA-шутеры милосердны к игроку даже на высоких уровнях сложности за счет регенерации здоровья, но здесь игра работает по принципу «no pain, no gain». За исключением изредка лежащих на аренах аптечек и коробок с боеприпасами, в большинстве случаев их придется выбивать из противников силой. Очень грубой силой.
Doom: The Dark Ages (2025)
Оу, щит!
Каждая современная часть серии обладает совершенно новой геймплейной концепцией, разница между The Dark Ages и Eternal такая же огромная, как и между Eternal и игрой 2016 года. Теперь Палач не только агрессивно нападает на демонов, но и ловко обороняется с помощью щита, который может отражать вражеские снаряды. В результате аркадный темп стал снова стремительно высоким. Уровни сильно больше, равно как и арсенал оружия и бестиарий, причем в обоих аспектах игра способна приятно удивить.
Особенно хочется отметить гибко настраиваемую сложность: отдельно взятые механики можно подкрутить под свой стиль, предпочтения и реакцию. Такие настройки хочется видеть в самых разных жанрах, включая шутеры, а не только в RPG — будем надеяться, что id Software задала тренд и здесь.
Doom Eternal (2020)
Шутер с повышенной ответственностью
Eternal, прямое продолжение Doom 2016 года, так радикально развила формулу, что даже отпугнула некоторую часть аудитории. Новые приключения Палача Рока стали драйвовее, разнообразнее, техничнее и попросту сложнее. Количество механик выросло, от игрока стали требовать даже слишком много контроля, но сама динамика стала предельно осязаемой. Если прошлую Doom можно было пройти, практически не меняя оружия (острая проблема, возникающая ближе к концу игры), Eternal создала дизайнерские приемы, поощряющие как смену оружия, так и модулей на них. Видим летающего какодемона? Граната из подствольника позволит моментально сделать добивание летающего злобного шарика. Ревенант стреляет надоедливыми ракетами? Ракетницы можно отстрелить снайперскими выстрелами. Разработчики называют творящееся на экране «боевой математикой». Несущемуся по арене игроку постоянно нужно контролировать поле боя и личные ресурсы, чтобы не оказаться в минусе и не погибнуть. Нет смысла перечислять все механики Eternal — их много, они все предельно аркадные, но понятные. Хьюго Мартин никогда не скрывал, что в первую очередь он хотел сделать веселую игру, а веселье, к счастью или к сожалению, — понятие очень субъективное.
После релиза Eternal получила два дополнения по три сюжетных уровня в каждом, где накинули еще немного сложности, механик и, конечно же, сюжета. Он стал слишком объемной и важной частью франшизы, которая славилась совсем не этим. Eternal вечно спешит, пытаясь показать и рассказать про различные места и персонажей, заваливая игрока лором и иногда совершенно забывая про экспозицию. Как бы то ни было, даже со спорным сюжетом эта Doom все еще остается уникальной и ни на что не похожей.
Doom (1993)
Видеоигровой памятник
Оригинальная Doom, ее ремастеры, переиздания и порты (ну, почти все) — это гордость игровой индустрии. Про первую часть до сих пор пишутся книги, выходят интересные видеоэссе, а еще она превратилась в настоящий мем — в новостях регулярно мелькают сообщения о том, что ее запустили на самых разных гаджетах, устройствах и просто объектах (от советского электротрамвая до теста на беременность).
Doom установила стандарты шутера, которых до нее не было. Это самый настоящий столп жанра и при этом игра, которую создавала меньше года крошечная команда самоотверженных разработчиков. Самое удивительное, что первая часть все еще прекрасно играется: ее гейм-дизайн и правила не заржавели, а удалый темп, несмотря на ее почтенный возраст все еще может приносить массу удовольствия.
Doom II: Hell on Earth (1994)
Адское количество контента
Хотя сиквел плотно укоренен в идеях первой части, именно он развил величие Doom. Игра может быть успешной или не очень, но жизнь ей как культурному явлению дают не продажи, а сообщество. И, пожалуй, нет более стойкого и верного комьюнити, чем любители классических частей Doom.
Content is King. Смастерив уйму редакторов, сообщество с первых дней принялось клепать карты и модификации еще во времена выхода первой части, но релиз второй буквально открыл врата в цифровой ад, ведь Doom II получила воистину легендарный двуствольный дробовик (нередко считающийся одним из лучших орудий в игровой индустрии и по сей день) и парочку новых монстров, а игроки и сообщество — неисчерпаемый потенциал для еще более веселого истребления чертей.
Чуть ли не каждый день выходят наборы уровней для Doom или модификации, которые все еще чтят правила и контент Doom II. Каждый год сообщество устраивает вручение наград отличившимся авторам, и это лучшая из возможных жизней для игры. Ее обожают десятки тысяч неравнодушных геймеров самых разных поколений — от матерых ветеранов, которые играли еще в 1990-е, до подростков, которые только начали открывать для себя феномен олдскульных шутеров. Именно эта любовь и заслуживает первого места. А к тому моменту, когда вы прочитаете этот текст, фанаты наверняка выпустят новые уровни или модификации к Doom II.