Найти в Дзене

Следи за собой, будь осторожен!

Помните себя в ситуации «Я не то хотел сказать?» Все мы стараемся избегать такого. Однако в разговорах с детьми нет-нет, да и проскользнёт… А ведь для детей родители — главный авторитет. Что мы несём детям? Рассказывает доктор психологических наук, профессор ИПКР МГПУ Елена Алексеевна Медведева. Формирование личности ребёнка в семье во многом определяется родительскими директивами, которые могут стать источником эмоциональных проблем ребёнка в настоящем и во взрослой жизни. Директива — это своеобразное «скрытое, косвенное послание» родителя ребёнку, поучение, не напрямую сформулированное словами или обозначенное действиями родителя. За неисполнение директивы ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребёнок осознавать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребёнок чувствует себя «хорошим». Посылая директиву, родители не осознают до конца её глубинное содержание. Какие это директивы? «Не живи»

Помните себя в ситуации «Я не то хотел сказать?» Все мы стараемся избегать такого. Однако в разговорах с детьми нет-нет, да и проскользнёт… А ведь для детей родители — главный авторитет. Что мы несём детям? Рассказывает доктор психологических наук, профессор ИПКР МГПУ Елена Алексеевна Медведева.

Формирование личности ребёнка в семье во многом определяется родительскими директивами, которые могут стать источником эмоциональных проблем ребёнка в настоящем и во взрослой жизни. Директива — это своеобразное «скрытое, косвенное послание» родителя ребёнку, поучение, не напрямую сформулированное словами или обозначенное действиями родителя. За неисполнение директивы ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребёнок осознавать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребёнок чувствует себя «хорошим». Посылая директиву, родители не осознают до конца её глубинное содержание. Какие это директивы?

«Не живи». В бытовой речи директива выражается такими высказываниями: «Глаза мои на тебя бы не смотрели», «Как тяжелы и ужасны были роды», «Чтоб ты сквозь землю провалился». Скрытый смысл послания проявляется в желании управлять ребёнком через возбуждения в нем постоянного чувства вины, ощущение его источником постоянных бед в жизни родителей. В результате у ребёнка возникают серьезные эмоциональные проблемы, проявляется хулиганское, провокационное поведение вне дома. Ребёнок специально нарывается на наказание для тотального уменьшения ощущения чувства вины. Реальное наказание за поступок служит разрядкой эмоционального напряжения ребёнка, его вины за факт собственного рождения.

«Не будь ребёнком». В бытовой речи это фразы: «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорей бы ты вырос» и т. п. Так родители обесценивают любые проявления детскости ребёнка. Скрытый смысл связан с инфантилизмом молодых родителей, несформированной готовностью принять на себя ответственность за воспитание. Это приводит к тому, что дети испытывают трудности в коммуникации уже с собственными детьми, потому что не способны к игровому поведению в общении с ребёнком.

«Не расти». Директива часто обращена к дочерям. В бытовой речи проявляется в высказывании: «Ты еще мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть». Такую директиву дают родители, панически боящиеся сексуальной зрелости своих детей, их взросления. Скрытый смысл проявляется в принятии ребёнка, только если он будет оставаться маленьким. Директива влияет на формирование физического облика ребёнка, отставание в росте, проявления «детскости» в поведении. В будущем этим детям сложно создать семью, а если они её создают, то часто живут вместе с родителями.

«Не чувствуй». Некоторые родители, когда ребенок падает, ушибается и плачет, жалуясь на боль, произносят слова, которые не поддерживают малыша, а показывают их непринятие неуклюжести ребенка «что ты не смотришь под ноги, упал — не реви, поболит и перестанет, научись терпеть как взрослый». Директива запрещает проявлять эмоции от каких-либо конкретных чувств и от физических ощущений. Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые доступны. Родители приучают ребёнка не доверять своим ощущениям, сигналам тела (например, проявлением пищевых потребностей, заставляя есть только по режимным правилам). Во взрослой жизни такие люди страдают ожирением, так как утрачивают контакт с чувством насыщения. Такой ребенок, становясь юношей или девушкой, испытывает трудности в проявлении чувств к партнеру в сексуальных отношениях, в выражении сочувствия, сорадости к своим близким в семейной жизни и в общении с коллегами и друзьям.

«Не будь лидером». Родители, испытывая чувством страха за успехи своего ребенка, охраняя его от чувства зависти, дают ему директиву «не высовывайся», «не будь лидером», «будь как все». Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стремятся к ведущей роли в семье.

«Не чувствуй себя хорошо». В быту директива проявляется в высказывании: «Ты у меня слабенький» и несёт запрет на хорошее здоровье. У ребёнка формируется мысль, что болезнь выгодна, она привлекает сочувствие, и в результате он учится манипулировать своим здоровьем, симулировать, чтобы получить выгоду. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.

Понятно, что родители всё это говорят не со зла, не специально, не желая навредить ребёнку. «Просто вырвалось». «Мне в детстве тоже так говорили». «Не знали, что это вредно». Не знали, конечно! И навредить не хотели. Но теперь знаете. А значит, можете сделать своих детей чуточку счастливее и помочь им обойтись без тех трудностей, которые в своё время пришлось преодолевать вам.