Найти в Дзене
Фильманьяк

Акира (1987) - одно из худших аниме, какие доводилось видеть

16 июля 1988 года Токио был уничтожен ядерным взрывом, который спровоцировал Третью мировую войну. 31 год спустя война закончилось, город восстановлен как Нео-Токио. Но несмотря на возрождение, страна внутренне изменилась в худшую сторону. Банда байкеров-беспризорников оказывается втянута в самую гущу раздирающих общество противоречий, когда сталкивается с жертвой подпольных экспериментов над людьми... Уже не раз говорилось о том, что зрители, чьё киновосприятие притуплено массовым кинематографом, готовы сверх меры превозносить любое произведение, имеющее в себе зачатки оригинальности. Особенно это касается всего неамериканского. Холодная европейская манера мгновенно делает в их глазах рядовую драму чуть ли не шедевром (особенно если это сопровождается бряцаньем наград с различных фестивалей). О гиперлюбви к морковке по-корейски (условный термин для азиатского кино) и говорить не приходится. Знакомясь с «Акирой» сегодня, задаёшься только одним вопросом - почему? Почему это слабое прои
Найди 10 отличий
Найди 10 отличий
16 июля 1988 года Токио был уничтожен ядерным взрывом, который спровоцировал Третью мировую войну. 31 год спустя война закончилось, город восстановлен как Нео-Токио. Но несмотря на возрождение, страна внутренне изменилась в худшую сторону. Банда байкеров-беспризорников оказывается втянута в самую гущу раздирающих общество противоречий, когда сталкивается с жертвой подпольных экспериментов над людьми...
Грядущие события предрешены. Их видит в своих галлюцинациях Тэцуо, и предрекает Киёко.
Грядущие события предрешены. Их видит в своих галлюцинациях Тэцуо, и предрекает Киёко.

Уже не раз говорилось о том, что зрители, чьё киновосприятие притуплено массовым кинематографом, готовы сверх меры превозносить любое произведение, имеющее в себе зачатки оригинальности. Особенно это касается всего неамериканского. Холодная европейская манера мгновенно делает в их глазах рядовую драму чуть ли не шедевром (особенно если это сопровождается бряцаньем наград с различных фестивалей). О гиперлюбви к морковке по-корейски (условный термин для азиатского кино) и говорить не приходится.

Люди слепо формируют культ Акиры, веря, что он спасёт их от всех проблем.
Люди слепо формируют культ Акиры, веря, что он спасёт их от всех проблем.

Знакомясь с «Акирой» сегодня, задаёшься только одним вопросом - почему? Почему это слабое произведение считается культовым, почему его называют шедевром? Не говоря уже о такой откровенно глупой гиперболе, что без «Акиры» не было бы вообще фантастики 21 века, какой мы её знаем. Хорошо, давайте посмотрим, какие аргументы приводят поклонники этого необычного аниме.

Имя Акира можно перевести как «Свет солнца и луны», означая ясность и мудрость. Имя Тэцуо переводится как «Железный человек»
Имя Акира можно перевести как «Свет солнца и луны», означая ясность и мудрость. Имя Тэцуо переводится как «Железный человек»

В первую очередь идёт перечисление тех тем, которые затрагивает создатель «Акиры» Кацухиро Отомо. Даже не будучи большим знатоком японского кинематографа, в этом нельзя обнаружить какого-либо новаторства. Много кто из авторов куда умнее высказывался о той моральной яме, в которую страна начала скатываться в XX веке. Обстановка в Нео-Токио воспринимается как само собой разумеющееся. Рефлексия о ядерном оружии - тем более не ново. В «Акире» вроде бы пытаются отразить в сюжете различные болевые точки современной Японии, но всё это как-то совершенно отходит на второй план, поскольку большую часть времени занимают невнятные разборки персонажей.

Из хвалёной музыки действительно удачна только мелодия, использованная в сцене где эсперы пытаются уничтожить Тэцуо с помощью галлюцинаций.
Из хвалёной музыки действительно удачна только мелодия, использованная в сцене где эсперы пытаются уничтожить Тэцуо с помощью галлюцинаций.

Следующим пунктом упоминают титанический труд аниматоров, включая некоторые инновационные приёмы для аниме. Это всё конечно хорошо и прелестно, но любые достижения по визуальной части обесцениваются, если идеологическая составляющая скудна. Более того, претензии к анимации тут можно выкатить довольно солидные. Первое время очень тяжело разобрать, кто есть кто в банде Канэды, поскольку лица, особенно на средних и дальних планах, практически одинаковые. И опять же - аниматоры тут хороши в богатстве деталей пейзажа, но при этом не проявляют никакой фантазии в работе с персонажами. У каждого есть примерно три эмоции, изображаемых практически по копирку. У кого-то ещё меньше.

Права на римейк «Акиры» гуляли по Голливуду с 2002 года. В 2017 место режиссёра закрепили за «кидалтом» Тайка Вайтити. В 2025 права вернули японцам, после того, как не преуспели в разработке.
Права на римейк «Акиры» гуляли по Голливуду с 2002 года. В 2017 место режиссёра закрепили за «кидалтом» Тайка Вайтити. В 2025 права вернули японцам, после того, как не преуспели в разработке.

Более того, беглое знакомство с сюжетом первоисточника в виде манги Кацухиро Отомо создаёт впечатление, что бесконечная череда зрелищных стычек - единственное, что интересует автора. Когда его фильм ближе к середине начинает вязнуть из-за отсутствия логики сюжета, уже начинаешь мысленно подводить итоги. Кажется, что приписываемые фанатами «Акиры» достоинства - лишь их собственные фантазии.

Тодд Макфарлейн явно фанат «Акиры» - его клип на кавер-версию Genesis - Land of Confusion в исполнении Disturbed явно вдохновлён аниме.
Тодд Макфарлейн явно фанат «Акиры» - его клип на кавер-версию Genesis - Land of Confusion в исполнении Disturbed явно вдохновлён аниме.

«Акира» кажется в свою очередь фантазией автора, которого в детстве обижали, а он просто хотел мотоцикл. В более сознательном возрасте пришло понимание, что обретение суперсилы может быть тяжким бременем, а тем более негативно сказаться на моральном компасе озлобленного человека. С учётом того, что каждое второе аниме в принципе посвящено тому, что некто получает шанс взбодрить и переосмыслить свою жизнь с помощью внезапно открывшихся сверхъестественных возможностей, «Акира» в этом плане вообще выглядит довольно простецкой.

Масару очень сильно смахивает на Профессора Икс.
Масару очень сильно смахивает на Профессора Икс.

Тут важно вспомнить ещё историю создания. Ведь Отомо не планировал адаптировать «Акиру» для большого экрана, но когда ему поступило данное предложение, не устоял перед искушением воплотить своё детище в анимации, тем более, что ему удалось выторговать для себя условия полного творческого контроля. Вот только был один нюанс - Отомо был горазд сталкивать своих персонажей лбами в очередном бессмысленном противостоянии, но никак не мог привести историю к логическому завершению. На минуточку - манга закончилась только через 2 года после премьеры «Акиры».

Черновой материал для сценария и раскадровок у режиссёра составил более 2000 страниц. В итоге его пришлось урезать до 738.
Черновой материал для сценария и раскадровок у режиссёра составил более 2000 страниц. В итоге его пришлось урезать до 738.

Взявшись за фильм, Кацухиро вынужден был в спешке придумывать финал истории, с помощью которого можно было бы переработать сюжет манги в укороченный вариант, в котором сохранились бы все ключевые смысловые элементы. Что бы там ни думали фанаты, а Отомо позже назвал создание фильма до завершения манги «худшей из возможных идей». Тем более, что он был недоволен тем, сколь много всего пришлось вырезать, чтобы уложиться в сюжет 2-хчасового фильма. После просмотра знание этого факта объясняет ту сумбурность, что присутствует в фильме.

Одна из основных аниматоров, Макико Футаки,  позже работала с Миядзаки на студии Ghibli - схожие элементы можно увидеть в «Принцесса Мононоке»
Одна из основных аниматоров, Макико Футаки, позже работала с Миядзаки на студии Ghibli - схожие элементы можно увидеть в «Принцесса Мононоке»

Продолжаем разбирать «достоинства» фильма по версии фанатов. О влияниях. Знаменитый кадр с мотоциклом. И что? Да, красиво, но смысл то какой окромя красоты кадра? Дуэли байкеров слишком напоминают первого «Безумного Макса». Некоторые элементы явно списаны с «Бегущего по лезвию». Удивляет, что влияние «Акиры» отыскивают там, где его нет. Например, в «Бегущем по лезвию 2049». Или вообще - в начальной сцене «Тёмного рыцаря», где банда в масках клоунов якобы списана с противников Канэды по шоссе. И подобных примеров безбожно натянутой совы на глобус - десятки.

Сикисима весь фильм ходит с таким лицом. Весь.
Сикисима весь фильм ходит с таким лицом. Весь.

Один из зрителей справедливо задался вопросом - а не преувеличивают ли влияние истории о подростках с пробуждающимися способностями? И для сравнения привёл, что Люди Икс на момент выхода «Акиры» существовали уже 25 лет. Справедливое замечание. К эсперам вообще самые большие вопросы по части логики. Такаши вроде бы умеет телепортироваться и летать, но при этом убегает от своих мучителей ножками. Киёко и Масару то пытаются убить Тэцуо, то пытаются его остановить, то вообще в итоге впрягаются его спасти. При этом что им мешало доселе свалить из нашего загнивающего измерения? И таких вопросов к логике тут можно насчитать не меньше десятка.

Вообще неудивительно, что «Акира» так любима в США, с их страстью к гигантомании - в аниме постоянно что-то крушится и взрывается в эпических масштабах.
Вообще неудивительно, что «Акира» так любима в США, с их страстью к гигантомании - в аниме постоянно что-то крушится и взрывается в эпических масштабах.

Наконец, сильно режет глаз неумелая режиссура Отомо. Мало того, что он знал, как закончить всё это, так он и рассказывает всё довольно банальными методами. Анимация физиономий на корню убивает «актёрскую игру». Безумно раздражают постоянно повторяющиеся кадры когда что-то происходит и все стоят пялятся с широко разинутыми ртами от изумления. Всё как в дешёвом немом кино. Вырезать все эти сцены - и «Акира» уже смотрелась бы хоть чуть-чуть динамичнее - а эти сцен наберётся, вероятно, не меньше получаса.

Поймёте ли вы то, что происходит в финале или же прочитаете об этом из Википедии - не имеет никакого значения.
Поймёте ли вы то, что происходит в финале или же прочитаете об этом из Википедии - не имеет никакого значения.

Люди, пересмотревшие всё аниме, очень низко оценивают «Акиру». В Японии вокруг неё тоже не существует того культа, который есть в остальном мире. Многие сходятся во мнении, что единственная причина, по которой этот фильм считается шидвром заключается в том, что это было в принципе первое аниме, ушедшее в широкий экспорт. А «влияние» «Акиры» в целом объясняется только одним фактором - в Голливуде кризис идей с каждым годом всё больше и больше. Так что неудивительно, что они схватились за что-то необычное, невзирая на реальное качество.

Отомо не помешало бы пообщаться с Миядзаки. Тот ведь тоже создавал «Навсикая из долины ветров», пока манга была ещё не завершена. И как в итоге лестяще всё сделал!
Отомо не помешало бы пообщаться с Миядзаки. Тот ведь тоже создавал «Навсикая из долины ветров», пока манга была ещё не завершена. И как в итоге лестяще всё сделал!

В общем, что сказать? Очень жалко Каори. Бедная тян пострадала вообще ни за что. Сперва избили, чуть не изнасиловали, потом Тэцуо со своим абьюзерством, а в итоге вообще погибла самым жутким образом, когда просто искренне хотела ему помочь. «Акира» - это больше про бряцание всякими регалиями, нежели реальная содержательность. Достаточно упомянуть, что годами усиленно продвигался рекламный миф о том, что это был самый дорогостоящий для своего времени проект - хотя в итоге выяснилось, что это было пиар-преувеличением. Стоит ли смотреть «самое величайшее аниме всех времён»? Скорее нет, чем да. А если и да, то стоит заранее приготовиться к тому, что всё, что вы о нём слышали - не соответствует действительности.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.