Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Там, где тишина становится светом

Где: Île Thélème

Адрес: Москва, ул. Правды, 24/11 (вход со стороны 5й улицы Ямского Поля)

До: 17 августа 2025

БЕСПЛАТНО

Галерея Île Thélème представляет выставку, посвященную творчеству Георгия Николаевича Траугота (1903–1961), ленинградского пейзажиста, представителя объединения «Круг художников», чье наследие долгие годы оставалось недооцененным.

-2


Единственная прижизненная персональная выставка художника состоялась в ленинградском Доме писателя в 1958 году. Выставка в галерее Île Thélème призвана заново открыть художника, воплотившего лучшие традиции ленинградской школы.

-3

Работы Георгия Николаевича Траугота находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, в музейных и частных собраниях России и зарубежья.

Валдай. Сети на берегу. 1940 холст, масло
Валдай. Сети на берегу. 1940 холст, масло

Георгий Николаевич Траугот происходил из потомственной петербургской семьи обрусевших балтийских немцев. Дед и отец художника были докторами медицины, имели чины действительных статских советников и ордена за мужество на полях русско-турецкой и японской войн.

Дорога в лесу. 1930-е. холст, масло
Дорога в лесу. 1930-е. холст, масло

Фамилия изначально писалась Трауготт, но последнюю букву из фамилии убрали в 20-х годах прошлого столетия. В переводе с немецкого Трауготт означает «доверяющие Богу».

Новый урожай. Начало 1930-х. холст, масло
Новый урожай. Начало 1930-х. холст, масло


В конце 1900-х годов на дачу Трауготтов приехал художник-передвижник Иван Похитонов. Ему понравились рисунки Георгия, и в течение двух лет он занимался с мальчиком живописью.

Женский портрет 1930-е Холст, масло
Женский портрет 1930-е Холст, масло

В 1921 году Георгий Траугот поступил в Художественно-технический институт (ВХУТЕИН, ныне – Академия Художеств), где его педагогами были К. П. Петров-Водкин, А. И. Савинов, А. Е. Карёв.

Рыбаки на Вадае. 1940. холст, масло
Рыбаки на Вадае. 1940. холст, масло

Глубокое изучение древнерусской иконописи и фресок стало важнейшим источником вдохновения художника. Его работы наполнены особым внутренним светом. Сохранились размышления Георгия Николаевича о русской иконописи: «Это искусство в течение нескольких веков сохранившее чистоту и преемственность традиций было совершенно свободно от натуралистического иллюзионизма и создавало образ огромной силы и выразительности живописно-пластическими средствами».

В 1927 году Георгий Николаевич женился на художнице Вере Павловне Яновой. Она была очень хорошим колористом, но при жизни никогда не выставлялась. Став замужней дамой, эта красивая и обаятельная женщина создала у себя дома творческий салон. В довоенные годы Янова поддерживала дружеские отношения с графиком Владимиром Лебедевым, поэтом Даниилом Хармсом, а в послевоенное время семья Траугот занимала немаловажное место
в кругу творческой интеллигенции Ленинграда.

Берег. 1930-е бумага, акварель
Берег. 1930-е бумага, акварель

В 1933 году Траугот совершил поездку на Кольский полуостров. В рыбацком поселке Териберке он нашел новые мотивы пейзажей: море и горные озера, водопады, холодные жемчужно-серые и синие тона. Он создал сразу две серии работ — живописную и графическую. Георгий Николаевич любил работать параллельно в двух техниках, он считал, что это расширяет гамму впечатлений от натуры, обогащает оба материала.




После начала Великой Отечественной войны художник был командирован отвечать за светомаскировку на пригородных аэродромах, позднее назначен главным художником Военно-медицинского музея, а ближе к концу войны был призван в действующую армию. Георгий Николаевич был удостоен медали «За оборону Ленинграда».

Отдельная часть экспозиции посвящена пронзительным работам блокадного периода. Эти произведения стали летописью непокоренного города.
После войны Георгий Траугот работал над первой экспозицией Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, над экспозицией Государственного музея истории Ленинграда.

Малая Нева 1945-1946 холст, масло
Малая Нева 1945-1946 холст, масло


В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», означавшее сильное ужесточение политики в области идеологии и культуры. Это был удар по всей творческой интеллигенции, были из Союза писателей СССР А. А. Ахматова и М. М. Зощенко. Георгий Николаевич был единственным из всех присутствующих на собрании ленинградского отделения Союза художников, кто воздержался от голосования за резолюцию ЦК партии. После этого начались гонения, его объявили формалистом, перед ним закрылись все двери, пропали заказы.

Городской пейзаж. Большая Пушкарская. Конец 1940-х. бумага, акварель
Городской пейзаж. Большая Пушкарская. Конец 1940-х. бумага, акварель

Георгий Траугот был чрезвычайно работоспособным, он считал, что работать
по восемнадцать часов в сутки нормально для художника, «иначе он просто лентяй». Часто говорил:
«Художник либо работает, либо спит».

Дети на берегу (Шурик и Лерик). Конец 1930-х. холст, масло
Дети на берегу (Шурик и Лерик). Конец 1930-х. холст, масло

На этой картине изображены дети Георгия Николаевича и Веры Павловны, Александр и Валерий. Они продолжили семейное дело, став художниками.

Дети на пляже. (Шурик и Лерик) Конец 1930-х холст, масло
Дети на пляже. (Шурик и Лерик) Конец 1930-х холст, масло

В 1956 году Георгий, Александр и Валерий Трауготы начали работать в области детской книжной иллюстрации, подписывая рисунки тремя инициалами: “Г. А. В. Траугот”. Они создали иллюстрации более чем к 200 книгам: сказкам Андерсена, «Сказкам матушки Гусыни», «Волшебным сказкам» и «Синей Бороде» Шарля Перро, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, сказкам Гофмана, произведениям А. С. Пушкина и многим другим.

Набережная Невы 1939 холст, масло
Набережная Невы 1939 холст, масло

28 сентября 1961 года Георгий Николаевич выехал из дома на велосипеде полюбоваться вечерним закатом. И не вернулся. Его сбил грузовик. В память о своем отце Александр и Валерий Траугот продолжили помещать инициалы “Г.А.В.” в книжных иллюстрациях.

На реке. Конец 1930-х Корабли на реке. 1940-е. Одинокий корабль. 1950-е. Корабли в порту. 1940-е. Бумага, акварель
На реке. Конец 1930-х Корабли на реке. 1940-е. Одинокий корабль. 1950-е. Корабли в порту. 1940-е. Бумага, акварель

Особый интерес представляет графическое наследие Траугота, которому посвящен отдельный зал. Меня на выставке графика впечатлила больше, чем живопись. Мне кажется, что, именно графика наиболее полно отражает авторский стиль мастера.

Сушатся сети. Конец 1920-х - начало 1930-х Бумага, акварель
Сушатся сети. Конец 1920-х - начало 1930-х Бумага, акварель

Он один из немногих так филигранно использовал бумагу как часть цветовой композиции, оставляя незакрашенные участки как самостоятельный оттенок — для создания света и воздуха. Утренняя дымка, зыбкие очертания водной глади, мягкий свет, сложные цветовые гармонии, но главное – в этих работах тишина и покой.

Прибрежный пейзаж. Конец 1930-х. бумага, акварель
Прибрежный пейзаж. Конец 1930-х. бумага, акварель

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

# Île_Thélème#Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Николай_Траугот