Найти в Дзене
Историк-технарь

Трудная история создания отечественного военного мотоцикла

После прочтения статьи, посвященной немецким военным мотоциклам, многие задались вопросом – а чем е отвечал СССР? Не только же трофеями или ленд-лизом (о чем еще предстоит отдельная статья) пользовались в Красной Армии? Конечно, советское руководство планировало выпускать и свой мотоцикл для нужд армии, но процесс был очень непростым. Именно об этом - данная статья Советские военные специалисты вни­мательно следили за развитием ми­рового мотоциклостроения, особенно германского и в условиях ограниченного временного ресурса (в воздухе витало предчувствие войны) решили идти по пути заимствования. Выявить лучшую иностранную конструкцию для последующего копирова­ния предстояло на государственных между­ведомственных испытаниях 15 мотоциклов различных классов фирм BSA, Zündapp, BMW и др., организованных в начале 1940 г. Для сравнения в них участвовали и отечественные ИЖ-9, Л-8, ТИЗ и А-750. Лучше всего себя показал германский BMW R-71 с боковой коляской. Это был надеж­ный, неприхотливый мотоц
Оглавление

После прочтения статьи, посвященной немецким военным мотоциклам, многие задались вопросом – а чем е отвечал СССР? Не только же трофеями или ленд-лизом (о чем еще предстоит отдельная статья) пользовались в Красной Армии? Конечно, советское руководство планировало выпускать и свой мотоцикл для нужд армии, но процесс был очень непростым. Именно об этом - данная статья

Немецкий - взять за образец

Советские военные специалисты вни­мательно следили за развитием ми­рового мотоциклостроения, особенно германского и в условиях ограниченного временного ресурса (в воздухе витало предчувствие войны) решили идти по пути заимствования. Выявить лучшую иностранную конструкцию для последующего копирова­ния предстояло на государственных между­ведомственных испытаниях 15 мотоциклов различных классов фирм BSA, Zündapp, BMW и др., организованных в начале 1940 г. Для сравнения в них участвовали и отечественные ИЖ-9, Л-8, ТИЗ и А-750. Лучше всего себя показал германский BMW R-71 с боковой коляской. Это был надеж­ный, неприхотливый мотоцикл с высокими эксплуатационными качествами -подробнее ниже в статье.

Позже Главное автобронетанковое уп­равление провело обсуждение текущих проблем эксплуатации мотоциклов в Крас­ной Армии. На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклет­ных заводов, среди которых были извест­ные испытатели мотоциклов Б. В. Зефи­ров, С. И. Карзинкин, преподаватель Воен­ной академии механизации и моторизации РККА имени Сталина И. И. Дюмулен и дру­гие специалисты.

Военные мотоциклы на параде 07.11.1945. Из открытых источников
Военные мотоциклы на параде 07.11.1945. Из открытых источников

По итогам совещания было затвержено решение воспроизвести на отечественных заводах BMW R-71 (во многих советских докумен­тах из-за отсутствия латинской буквы «R» в пишущих машинках мотоцикл именовали К-71). Мотоцикл был интересен в техни­ческом плане, и его освоение могло привнести ряд важных новшеств в мотопром СССР: дуплексную раму, пружинную свеч­ную подвеску заднего колеса и телескопи­ческую вилку, ножное переключение пере­дач, карданную передачу на колесо. При этом конструкция прототипа не являлась технологически сложной и допускала мас­совое производство. Немаловажно, что при сопоставимом с другими мотоциклами( например, с А-750) рабочем объеме двигатель BMW был мощнее при­мерно на треть (на 7 л.с.). Мотоцикл с ко­ляской обеспечивал перевозку трех бойцов и стрелкового вооружения по любым доро­гам со скоростью до 85–90 км/ч, что по тем временам было очень внушительной скоростью.

В августе 1940 г. на правительственном уровне был решен вопрос об организации производства армейского мотоцикла с ко­ляской. К этому времени основным армей­ским мотоциклом был АМ-600 постройки завода № 65 Наркомата боеприпасов, но он не в полной мере отвечал требованиям военных. По каналам «особых поставок» были приобретены и испытаны несколько типов мотоциклов, в том числе германский BMW R-71. 15 августа 1940 г. Наркомобщемаш выпустил приказ № 202с, которым утвер­ждались планы вступления в строй для производства с 1942 г. новых мотоциклетных заводов (Венюковского и Пензенского) с доведением их мощности к 1 января 1943 г. до расчетной. Кроме того, производить новые мотоциклы предполагалось на Ленинградском, Харь­ковском и Московском мотоциклетных за­водах, а также таганрогском заводе № 65 Наркомата боеприпасов.

Создание отдельного направления

В государственном масштабе впервые создавалась специализированная мотоци­клостроительная отрасль промышленно­сти со включением смежных производств. Для этого в системе НКОМ организовывал­ся новый главк — Главмотовелопром, ко­торому предполагалось передать полтора десятка предприятий.

М-72 в войсках. Из открытых источников
М-72 в войсках. Из открытых источников

Временно исполняющим обязанно­сти начальника нового главка назначили М. И. Власова. Новому начальнику надле­жало до конца августа 1940 г. произвести приемку передаваемых в главк заводов.

Помимо серийных заводов в Главмотовелопроме 20 августа была организо­вана конструкторско-экспериментальная база — Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ), позд­нее — Ведущее конструкторское бюро (ВКБ) и Центральное конструкторско-экс­периментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБМ). ЦКБМ в срок до 1 октября 1940 г. должен был выполнить следующие задачи:

  • Изготовление рабочих чертежей мо­тоцикла типа БМВ-750;
  • Выбор типов электрооборудования, необходимых для комплектования мото­циклов, с обеспечением изготовления ра­бочих чертежей;

Отечественный аналог BMW R-71 на­звали М-72. В ЦКБМ одну немецкую ма­шину разобрали до последней детали. В лабораториях НАТИ также исследовали химический состав почти сотни подлин­ных деталей и предложили им эквива­лентную замену на материалы в соответ­ствии с ГОСТами СССР.

Позднее, весной 1941 г., при утвержде­нии серийной документации решили не­сколько доработать конструкцию, главным образом в части увеличения емкости то­пливного бака и адаптации электрообору­дования к отечественным реалиям. Также мотоцикл был дооборудован вертлюгом (стойкой для пулемёта) и съемной сумкой для ЗиПа.

В назначенный срок два опытных образца М-72 вместе с эталонным BMW R-71 были продемон­стрированы высшему руководству страны. Известный гонщик, водитель-испытатель Московского мотозавода Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Присутствовавшие после недолгого об­суждения одобрили новый армейский мо­тоцикл.

Сегодня можно сказать, что решение о принятии в качестве прототипа BMW R-71 было очень верным. Во-первых, появился армейский мотоцикл, удовлет­ворявший требованиям своего времени. А во-вторых, освоение выпуска поднимало мотопром СССР сразу на уровень техно­логий 1940-х гг. Следует отметить и то, что новый мотоцикл полностью перечеркивал все довоенные наработки мотозаводов: ни одна из отечественных моделей не получи­ла дальнейшего развития. Вышедшее 4 марта 1941 г. постановле­ние СНК и ЦК ВКП(б) № 456–189сс опре­делило типы и об.ъемы выпуска армейских мотоциклов.До войны оставались месяцы..

Проблемы с выполнением планов и развертыванием заводов

Установка противотанкового ружья на коляске М-72. Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"
Установка противотанкового ружья на коляске М-72. Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"

Уже во второй половине 1941 г. мотоци­клы должны были начать поступать в вой­ска. Помимо ранее утвержденных заводов, заводу КИМ в Москве поручили изготов­ление коробок скоростей, а ЗИС должен был производить моторы и 129 наимено­ваний деталей для Ленинградского заво­да. Кировский завод получил задание на изготовление 64 наименований деталей по кооперации. Мотоциклы М-72 должны были выпускать на Ленинградском мотозаводе (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харьковском мото­заводе (ХМЗ) и на Таганрогском инстру­ментальном заводе №65. Изготавливать двигатели для М-72 предстояло Киевскому заводу мотоциклетных моторов (КЗММ) и Московскому заводу ЗИС. Мотозаводам ЛМЗ, ММЗ и ХМЗ поручалось начать вы­пуск уже в июне 1941 г. и к концу года выйти на необходимые производственные мощ­ности.

Оставались в планах и старые, «исконно отечественные» модели, выпуск которых должен был идти парал­лельно. В Таганроге продолжали собирать АМ-600. В Ленинграде и Серпухове пред­полагалось производить Л-8. Кроме того, в Серпухове и Ижевске предполагалось делать ИЖ-9 и ИЖ-12. Однако в установ­ленные сроки в Ленинграде начать выпуск М-72 не успели, а в Москве и Харькове из­готовили лишь несколько сот мотоциклов, когда эти заводы и их смежники оказались под угрозой захвата, что вынудило начать эвакуацию предприятий на Восток.

Однако когда грянула война все планы пришлось пересмотреть. Да и многие заводы были не готовы. Например, на строительстве Пензенского мотоци­клетного завода по состоянию на 1 августа 1941 г. были выполнены только некоторые подготовительные работы: возведены два общежития, начата постройка ряда вре­менных сооружений и сделана часть зем­ляных работ по главному корпусу. Учиты­вая незначительный объем выполненных работ и условия военного времени, было принято решение прекратить строитель­ство.Люберецкий завод должен был изгото­вить первые 50 мотоциклов в конце 1941 г., но в строй действующих так и не вступил.

Ленинградский мотозавод в июле перее­хал в Горький на площади инструменталь­ного цеха завода «Красная Этна»; туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский — в Ижевск на площади мотоциклетного завода, который, в свою очередь, переключили на производство пу­леметов.

Постановление Совета по эвакуации при СНК СССР от 21 октября 1941 г. предписы­вало Московскому мотозаводу, головному по выпуску М-72, эвакуироваться в Ирбит на площади бывшего пивоваренного заво­да. Эвакуацию проводили в спешке, затем эти эшелоны месяц, а то и два доби­рались до пунктов назначения на Востоке страны. Следом отправили и специалистов, но лишь малую часть от требовавшихся — остальных призвали на фронт. Эвакуиро­вали и московский завод КИМ. В марте 1942го он начал освоение коробок скоростей М-72 и к июню вышел на заданную мощность.

Также трудно проходила эвакуация и других предприятий, занятых в выпу­ске М-72. Производственная кооперация, сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах, на совершенно непри­способленных площадях, зачастую под открытым небом пришлось заново восста­навливать и организовывать производство мотоциклов. Фактически не было ничего — электроэнергии, литейных, кузнечных и ин­струментальных цехов.

М-72 с коляской и пулеметом. Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"
М-72 с коляской и пулеметом. Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"

Все заводы постоянно срывали выпуск продукции и ни за один военный год план не выполнили. Далеко не все изготовлен­ные мотоциклы и моторы принимались ОТК заводов, а затем и военной приемкой. На­пример, в III квартале 1944 г. после приемки ОТК ИМЗ предъявил военной приемке ГБТУ КА 555 мотоциклов. Из них 80 мотоциклов забраковали окончательно с аннулирова­нием пробеговых испытаний, а еще 475 воз­вратили заводу для доработки. В общей сложности за годы войны военная приемка получила 16 861 мо­тоцикл М-72, собранный на заводах в Ирби­те, Горьком, Москве, Тюмени и Харькове.

Помимо выпуска мототехники, актуаль­ным было обеспечение ремонта. В годы войны действовало, не считая мастерских, порядка 25 бронетанковых и авторемонт­ных заводов БТРЗ. Один из них, БТРЗ-20, находился на территории нынешней ВДНХ (ВВЦ). На заводе осуществляли ремонт как отечественной, так и импортной техни­ки. Объем ремонта был столь значителен, что на заводе действовало два тележечных конвейера. Один для М-72, другой для ТИЗ. Ремонтировали и отдельные машины. Зи­мой 1941–42 гг. на БТРЗ-20 поступили мото­циклы ИЖ-1 и ИЖ-3. Мотоцикл ИЖ-3 сочли негодным для ремонта и списали в утиль, а ИЖ-1 восстановили, и он, пережив воен­ное лихолетье, сохранился до наших дней.

M-72 в составе роты разведчиков (фото наверняка постановочное). Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"
M-72 в составе роты разведчиков (фото наверняка постановочное). Из книги Е.Лихов "Все мотоциклы Красной Армии"

Тем не менее, М-72 добирался до фронта и служил там в разведывательных частях, а также выполнял и прочие военные задачи. До самого конца войны он был основным армейским типом мототехники, принимал участие в камапнии против Японии. Мотоцикл М-72 послужил базой для соз­дания целого ряда опытных и серийных конструкций, а производственная база оказалась востребованной и после войны. Однако там уже наступала мирная эпоха, в которой были востребованы мотоциклы соответсвующей конструкции и назначения. М-72 уступал место «ИЖам» и «Уралам».