Капсула с записками
Ребятки сидят слегка осоловевшие. У всех хороших страшных историй всегда один эффект – «эффект размягчающего сплочения». Они просят еще историй, но нет. Сейчас время для закладки последней лагерной традиции. Идея ее пришла мне в голову буквально накануне.
Предлагаю здесь на этом нашем последейственном месте заложить капсулу с записками всех находящихся здесь лагерников. Достаю банку из-под кофе, ставлю ее в центр круга лагерников, а всем раздаю листочки и ручки.
- Напишите ваши последние слова и пожелания. Через год мы откроем эту банку и прочитаем ваши записки. Кто-то будет из вас, а кого-то уже не будет. Это будут голоса из прошлого, из прошлой смены к смене будущей…
И вот уже прошел год. Буквально, сегодня, когда я пишу эти строки, уже с новой лагерной сменой мы пришли на это место, достали капсулу и прочитали записки. Читали их уже новые «Человеки лагеря», а мы пытались угадать, кто же их написал…
Кстати, знаете, кто стал лучшими друзьями лагеря в новой смене? Это наши первочки – Настя и Максим. Они очень хорошо уже второгодниками провели три недели новой смены и заслуженно победили в главном выборе лагерников. Но это тоже уже другая история…
А пока вернемся к запискам. Они хоть чуть и расплылись от сырости, но время пощадило их:
«Привет ребятам от 12 смены». Ваня.
«Привет всем. Оторвитесь по полной. Желаю вам любви, здоровья. С вами Марина».
«Я желаю вам в лагере «Дружном» успехов, терпения и новых друзей». Лена.
«Всем привет!!! Я Дима. Мы с друзьями закопали эту капсулу в 23.06.07 году. Всем пока. Я желаю всем удачи!» Дима (младший).
«Новому лагерю «Звездочке» от Марии. Дорогой лагерь, может быть, я сейчас с вами. А может быть и нет. Я желаю вам, чтобы вы были добрыми и вежливыми». Маша (младшая).
«Ваза», я желаю всем, кто откопал эту капсулу, жить долго, любви и дружбы. Ну, все, не забывайте меня, Казанову. Пока, «Ваза». Максим.
«Приветик! Я не хочу, чтобы уехал Кирилл. Я люблю всех. Желаю счастья. Я надеюсь, что все останутся. Особенно Леша, Люда, Киря, Мурик». Настя.
«Приветик, лагерь Друзей 2007 г.! Я хочу, чтобы вы были дружные и веселые! Лагерь наш и ваш, нас всех! Будьте счастливы!» Маша (старшая).
«Лагерь, привет! Желаю всем успехов, будущие друзья!» Сергей.
«Человек, который читает мою записку, скажу честно, тебе очень повезло!!! Ты пришел на костровое место, тебя выбрали!!! Ты super!!! Когда вы уйдете, ты поймешь, что я была права! Передай всем большой привет, особенно А.И.Д. Я вас люблю. С вами была Аня».
«Привет тебе, кто-нибудь! Привет тебе из прошлого». Леша.
«Всем приветик! Я очень рада, что вы попали в лагерь друзей «Звездочка», потому что именно вы попали в лагерь взамен нам. Ведь мы в 9 классе. Я за всех рада». Катя.
«Люди, если вы читаете эту записку и вы члены лагеря «Звездочка», то я за вас рад, что вы сплотились в этом патриотическом лагере. Люди вам передали «огонек» дружбы, теперь ваш долг передать каждому этот «огонек». Люди, будущее в ваших руках». Мурат.
«Привет! Если вы это читаете, то прошел 1 год. Я уже закончила 9 класс и сдала экзамены. Вау! Вы следующая смена «Звездочки». Будьте активными, веселыми и позитивными. Берегите А.И (нарисовано сердечко) и цените все, что он делает. Удачи вам и хорошо провести время в лагере». Таня.
«Сегодня 23.06. И вот закончился наш самый лучший лагерь «Звездочка». Надеюсь, в следующем году я попаду сюда снова. Я увижу своими глазами друзей, людей, которые стали мне близки. Надеюсь увидеть Люду, Кирилла (надеюсь, он не уедет в свою Анапу), Катюшу и всех остальных. Вы так же как и мы останетесь настоящими друзьями, патриотами совей родины и школы. Не огорчайтесь, если вы встретите какие-нибудь трудности. Салют!!!». Дима.
«Привет!!! Ну, как вы, участники лагеря друзей? Что в лагерь все еще берут кого попало? Сиськи!!! Улыбайтесь, и не забудьте сказать А.И. удачи и не повторяйте наших ошибок. Любви и страсти.
P.S. Не ругайте за ошибки. Писал пьяный и под планом. Начинает отрубать. Я засыпаю. Разбудите, когда будут разливать пиво или все, что горит. Мне плохо. Я пошел справлять нужду. От Кирилла».
«Привет! Вы не представляете, в какое замечательное место вы попали. Берегите тот огонек любви, добра и творчества, который передается из года в год. Берегите А.И. Я вас всех люблю, как Тузик тряпку». Люда.
Ну, вот, кажется, и все. Поем «Я хочу быть с тобой». Солнечные блики играют на лицах лагерников. Пусть играют. Пусть всегда играют солнечные блики в их душах и судьбах. Смена закончена – жизнь продолжается.
Послесловие
Друзья мои, сейчас, когда я пишу эти строки, прошел ровно год со дня завершения описанной мною лагерной смены. Уже отшумела новый поток, через мое сердце прошли новые лагерники, избраны новые «Человеки лагеря»…. Казалось бы, новое вытеснило старое. Но нет. И хотя я не думал делать этого раньше, все-таки вернусь в «прошлую жизнь»; без рассказа о том, что произошло за этот год, мой рассказ об этой лагерной смене и ее участниках был бы неполон.
Тут, наверно, сказывается тема смены. Если темою была сама жизнь, то ведь она не остановима, и пока бьются человеческие сердца, не устает выявлять новые факты, проживать новые события, задавать новые вопросы, выявляя новые грани человеческих характеров и судеб.
Частью я уже касался некоторых заданий, которые я давал уже после смены (о деторождении, о смерти). Что же еще было важным за прошедший год?
Помните мои первоначальные характеристики лагерников во вступлении к книге?..
Так вот. Еще осенью мне пришла в голову идея дополнить эти характеристики мнениями самих лагерников друг о друге, а заодно сравнить их с моим взглядом. Я распечатал странички с этими характеристиками, раздал лагерникам и попросил их прокомментировать на предмет согласия и несогласия, причем, как во взглядах на себя, так и на других.
Знаете, почему для меня важны эти комментарии? Вот уже много лет я работаю над очень интересной для меня и важнейшей, на мой взгляд, темой в своих педагогических исследованиях. Суть можно сформулировать так: педагогический потенциал подросткового коллектива. То есть, насколько сами подростки способны влиять друг на друга в педагогическом плане? Помните, важнейшие открытия Макаренко лежали именно в этой плоскости? Ну, а что в настоящее время? Что изменилось, а что осталось неизменным? Как сейчас нужно организовывать подростковый коллектив, чтобы он становился коллективным педагогом, как и во времена Макаренко? Интересно все это, не правда ли?
Кстати, все последующие мнения лагерников мы разбирали на педкружке на предмет согласия-несогласия.
Долго мне пришлось ждать эти комментарии, но, наконец, я добился их от большинства тех, на кого их писал сам. Для удобства сравнения я воспроизведу сначала свою характеристику, потом мнение «протагониста», затем мнения лагерников. Пойдем в той последовательности, в какой они идут во вступлении.
Кирилл. Я обратил на него внимание еще тогда, когда он был малышом в «Солнышке». На заключительном вожатском концерте (есть у нас такое традиционное мероприятие, завершающее лагерную смену), выступив с номером в качестве «ответного слова» от «солнышек», он просто поразил всех своими артистическими данными, затмив «блеском» многих «звездочек». Ну, а за две предыдущие смены в «Звездочке» стал уже незаменим. Умен, я бы даже сказал, мудр, и в то же время с острым чувством юмора, но, как правило, знает меру, всегда оставаясь в рамках дружелюбия…
Всем он хорош, но иногда бывает грубоват, в том числе в шутках. Когда увлекается, порой нуждается в «дисциплинировании», не все свои начинания доводит до конца, но главное, почти неуловимо, в том числе и для себя, подсознательно слегка высокомерен, может посматривать на других свысока.
«Когда я читал описания участников лагеря, поначалу у меня было неприятное необъяснимое чувство. Я не знаю, чем оно вызвано. Может, это зависть, может, что-то другое. Но потом это чувство прошло. Я полностью согласен с моим описанием. Оно объективное». Кирилл.
Интересно, что же это было за чувство? Неужели действительно зависть? Если так, то это даже скорее плюс Кириллу, чем минус. Понять еще один свой недостаток – что может быть нужнее и важнее?
Но теперь мнения лагерников:
«Кирилл – согласна с вами полностью. Хорошо, что вы подметили его грубость, пусть почитает и подумает». Ксюша.
«Мастер экспромта. Он быстро «остывает», т.е. не таит в себе обиду. Но он слишком много говорит, а делает из этого 10-ю часть. Чаще говорит несерьезно». Люда.
«Он действительно хороший друг, но мне иногда не хватает его поддержки. Когда я говорю о том, что у меня что-то случилось, он продолжает оставаться на своей волне, продолжает прикалываться. Но вместе с этим его позитив заразителен. Человек настроения». Таня.
«Кирилл – развеселит всех, хорошо играет на гитаре. Но в шутках заходит слишком далеко». Настя.
«По отношению к Кириллу я бы сказала, что этот человек безотказный и очень грубоват. А самое плохое это то, что если делают ему что-то хорошее, он быстро забывает, а вот плохое помнит и постоянно напоминает об этом». Катя.
« + : Талантливый во всех направлениях: и в музыке, и в актерском мастерстве, и в организаторских качествах, и во мн. др. Отзывчивый человек, дружелюбный, имеет хорошее чувство юмора, умен в жизненном плане, всегда позитивный.
- : Ленивый!!! Иногда резок в своих шутках, редко, очень редко, но проявляет грубость по отношению к другим, а на своего брата почти постоянно изливает поток грубости, но это взаимно, немного высокомерен». Мурат.
Ну, как вам мнения лагерников? В целом они лежат в русле моих замечаний, но есть и нечто для меня новое, с чем я даже не могу согласиться. С Катей, например, - о злопамятности Кирилла. Он и помнит, кажется, «в шутку», хотя – да, добро, порой может воспринимать как само собой разумеющееся и не стоящее благодарности.
Мурат. Это наверно самый благородный человек и среди старичков, и вообще в лагере. Всегда готов прийти на помощь, всегда ставящий интересы друзей, интересы дела на первое место. Он более всех подходит под характеристику благородных людей, данную Конфуцием: «Благородный человек думает о долге, низкий – о выгоде». И в то же время один из самых умных ребят. Умный не в бытовом, а в научном смысле, интересующийся такими научными нюансами и тонкостями, которые многим в его возрасте просто недоступны.
Но если наши недостатки – это продолжение наших достоинств, то это точно о Мурате. Его научность может граничить с «занудством». Многие мысли, которые можно выразить просто, он может долго «разжевывать», что начинает «напрягать» окружающих. Чему способствует еще и не очень четкая дикция.
Вот характеристика Мурата на самого себя:
« + : Всегда позитивен, жизнерадостен, активен (в моральном плане), отзывчив, дружелюбен, добрый, умный, общительный.
- : Ленивый, но среди общества это проявляется редко, но ярко, чаще мою ленивость можно заметить в семье, из-за своей заученности нудный, даже иногда чересчур нудный. Одним словом, человек, имеющий «свою волну». Имею плохое чувство юмора – тупые (!!!) шутки».
Мурат глубок и самокритичен, но что думают о нем другие:
«Мне все-таки кажется, что Мурат делает в первую очередь для себя, а потом думает о друзьях». Катя.
«Мурик – он умный, его интересно слушать. Когда он начинает говорить, все говорят: «Опять!» Он достает слишком длинной речью». Настя.
«Мурат тоже артистичен, но как-то по особенному. Если нужно что-то быстро придумать, обратитесь к Мурату. Искренне любит детей и всегда эту любовь проявляет. Обладает своим, особенным чувством юмора. Старается не обращать внимания окружающих на свои проблемы». Таня.
«Отзывчивый, интеллигентный, умный. Но слишком замкнут и иногда резковат». Люда.
«Мурат – да!!! А.И., вы попали прямо в 10!!!» Ксюша.
«В принципе, я его характеристикой я согласен, но так как я уже давно с ним знаком, я заметил его достоинства и недостатки. Мурат – лентяй! Это точно. Часто из-за своей лени у него возникает «пофигизм», с которым Мурику трудно справиться. А так, Мурат – верный друг». Дима.
Да, меня тоже все больше и больше начинает тревожить «лентяйство» Мурата. К примеру, свои комментарии он принес последним из всех старичков, и то под таким моим давлением, когда я уже отчаялся выбить хоть что-нибудь из него и был готов махнуть в сердцах рукой.
Дима. Это самый интеллигентный старичок, безусловно. Хорошо воспитан, умен, вежлив, и в то же время поэтичен и романтичен. Другое очень важное качество – религиозен, из верующей православной семьи. Его религиозность глубока и органична, свободна как от лицемерия, так и от фанатизма.
Но в пылу увлечения его может заносить, и тогда Дима теряет чувство меры. Результат игры, победа в каком-то конкурсе могут на время заслонить для него дружеские чувства и приоритет доброты. Несколько таких «осечек», которые, к чести Димы, он всегда потом осознавал и каялся за них, произошли на моей памяти в предыдущие смены.
Сначала комментарий самого Димы:
«Со своей характеристикой я согласен. Конечно, в последнее время я стал более веселым и жизнерадостным. С моим плохим качеством я согласен, но, как мне кажется, я уже практически избавился от него. Я понял, что это не главное, дружба главнее. Это мне удалось осознать в последней лагерной смене».
Да, если это так – то очень хорошо. Теперь мнения лагерников:
«Дима не очень подходит под описание. Еще у Димы есть один недостаток – эгоистичный». Вика.
«Умен, отзывчив и прямолинеен, но уж слишком хвастлив и, как говорится, «без тормозов». Люда.
«Дима – доброжелательный и неконфликтный. Быстрый и коммуникабельный. Мне кажется, он знает, чего хочет и как этого добиться. Добродушен, весел». Таня.
«Интересный, отзывчивый, добрый, но иногда не думает о людях, которые его окружают в данный момент». Катя.
«Дима слишком часто заходит далеко в общении с девушками, даже пристает». Настя.
«Дима – очень хороший мальчик, но есть в нем свои загогулинки». Ксюша.
« + : Романтик. Добрый, общительный, активный, умный, дружелюбный, отзывчивый, позитивен.
- : Вспыльчив, заносчив, может подвести, в том плане, что если можно будет прохалявить, даже если попросит друг, то прохалявит». Мурат.
Меня впечатлили «приставания» к девушкам и последнее замечание Мурата. Первого я никогда не замечал, второе теоретически могу представить от Димы. Скорее всего, писавшие лучше меня знают эти стороны, да и «дыма без огня не бывает».
Таня. Глубока, умна и наблюдательна. Ее мысли всегда оригинальны, а выводы не похожи на других. Может быть разной. Чаще сдержанна, даже как бы флегматична, но при необходимости может легко мобилизовать себя на любое дело, а если уж ее раздраконить, то лучше не попадать ей под горячую руку.
Но как-то уж сильно «взросла» по-женски. «Личная» жизнь может затягивать ее так, что буквально высасывает из нее все силы, и тогда Таня становится похожей на одну «оболочку» Тани. За ее нравственность я спокоен, она не допустит никаких «глупостей», но мне жалко, что сильная поглощенность «личной» жизнью мешает ей полноценно всесторонне развиваться.
Таня сама не прокомментировала мою характеристику, поэтому сразу – комментарии лагерников:
«Хочу сказать Тане: «Береги нервы, это здоровье, а здоровье – это жизнь!» Ксюша.
«Очень понимающий человек, который всегда готов помочь, если это в ее силах. Но чаще всего погружена в себя, и вокруг себя видит либо только хорошее, либо плохое». Катя.
«Таня – когда я ее вижу вне педкружка, она мне кажется немножко заторможенной. Это отражается в ней так, что она несколько раз все переспрашивает и т.д.» Настя.
«Спокойна. Она умеет понять и спокойно разрешит конфликт. Но часто уходит в себя и становится немного напряжной и не воспринимает шутки, обижается». Люда.
«Таня очень хороший человек. Недостатков вообще нет (на мой взгляд)». Вика.
« + : Оригинальный человек.
- : «Грузится» от личной жизни». Мурат.
В общем, мы все в одном русле видим Таню. Все-таки ее «меланхоличная флегматичность» и погруженность в себя могут ей повредить, особенно в свете того, если она действительно выберет педагогическую стезю, на что я надеюсь.
Люда. Моя главная педагогическая надежда. Обладает редким, я бы даже сказал, уникально сбалансированным набором качеств, необходимых для учителя – умом, общительностью, красноречием, артистизмом, духовной глубиной, и дети тянутся к ней, но сама, к моему огорчению, к профессии учителя относится без особого воодушевления. И, тем не менее, будучи к тому же еще и неплохим организатором, является старостой педагогического кружка. Я не теряю надежды зажечь ее сердце огнем учительства, так как благородство одна из определяющих черт ее души.
И все-таки иногда замечаю в ней элементы «хитрости», склонность к манипуляциям, а духовная чистота уже замутнена самомнением и гордостью.
Вот ее автохарактеристика:
«Я справедливая и нередко не могу воспринять мир таким, каким он есть, именно поэтому. У меня очень низкая самооценка. Дело в том, что, строя «железную леди» - неустрашимую, уверенную, смелую - я дома другая. Я очень близко воспринимаю все вокруг себя. И очень часто впадаю в состояние полного уныния, в такой момент ничего не хочется, я теряю силы. А в основном, преодолеваю это состояние из-за упертости и желания что-то доказать. Внутри меня стимул – идеал – если по какой-то причине он не соблюдается, то я расстраиваюсь. Хочу обратить внимание на то, что я не умею злиться. 10% из всех негативных ситуаций меня злят, а остальные только страшно угнетают и расстраивают».
Люда совершенно игнорирует мою характеристику и дает себе свою. Но как бы ее противопоставляет моей, отвечая на главный упрек в «гордости». Однако «очень низкая самооценка» вызывает вопросы. С духовной точки зрения повышенная и пониженная самооценки – две стороны одной медали – гордости. Отсюда, думаю, вытекают и «упертость», и «желание что-то доказать» и расстройства из-за несоответствия идеалу, и депрессивная потеря сил.
К Люде я еще вернусь в конце послесловия, а пока мнения лагерников:
«Этому человеку мне тяжело дать объективную характеристику. Насчет «+» качеств согласна, и еще она может дать не по-детски умный совет. «- « - это то, что она иногда себя ставит более умной, чем другие». Катя.
«Может быть упрямой. Всегда имеет свое мнение, нередко кардинально отличающееся от других мнений. Избирательно относится к людям. Не зависит от кого-либо. Сама принимает решения и несет за них ответственность». Таня.
«Люда умная, красивая и т.д. Но ей надоело это внимание, и она хочет отдохнуть». Настя.
« + : Человек – «Искорка».
- : Постоянно «груженная». Мурат.
«Люда – или просто Рыжик. Лично мне трудно общаться с этой личностью. Меня убивает ее хитрость, гордость и самовозвышенность. Вот!!!!!!!!!!!!!!! Ну, может, я просто завидую этому человеку, хотя, нет!!! НЕТ!!!» Ксюша.
Все-таки не я один заметил ее духовную болезнь.
Катя. Подруга Люды. Всегда готова прийти на помощь, ответственна, открыта и доверчива, без тени какой-либо заносчивости и снобизма. Не привлекая к себе особого внимания, может играть в коллективе очень важную роль надежной опоры, примирителя конфликтующих сторон, «сглаживателя» острых углов.
Не хватает ей, пожалуй, какой-то жизненной мудрости, а привязанность к людям бывает иногда слепой и эгоистичной.
С Катей вышел самый настоящий казус, прям, «казус Кукоцкого» какой-то. Она обиделась на первые два слова характеристики – «подруга Люды», мол, «вы меня не воспринимаете за личность, а только как подругу Люды». Как я ни старался убедить ее в обратном, у меня ничего не получилось. Я уже и на кружок выносил обсуждение этого вопроса, пытаясь привлечь на помощь авторитет лагерников, но и после этого Катя была не до конца удовлетворена.
Странно: у меня и мысли не было, что такая «привязка» может унизить. Ставя себя в положение Кати, я представляю: если меня назовут другом дорогого мне человека, действительно моего друга, то для меня это будет не унижение, а наоборот – я буду гордиться этим. Так почему же получилась такая реакция у Кати?
Обращаюсь и к вам, друзья мои, за помощью. Может быть, действительно есть нечто унизительно-несамостоятельное в такой характеристике? Может, здесь, по Фрейду, проявилось мое бессознательное отношение? Что вы думаете по этому поводу?
Или все-таки проблема в Кате? У нее сейчас юношеский кризис самоидентификации, когда очень обостренно воспринимаются все личностные характеристики? Гм, гм?.. Все-таки осталось это для меня неким туманным пятном.
Но вернемся к характеристикам.
Вот как сама Катя комментирует мое мнение о ней:
«В моем описании меня обидели первые слова «Подруга Люды» - это очень глубоко меня обидело, но это не ваша вина, А.И.. Просто для меня очень и очень важно, чтобы меня воспринимали как личность, а не как добавочный элемент».
Если обидели, значит, все-таки «моя вина». А что же другие лагерники?
« + : Открытый человек.
- : Хочет везде показать свое «Я». Мурат.
«Катя – у вас ошибка в том, что вы не считаете Катю как личность. Надеюсь, вы поняли меня». Ксюша.
«Катя – спокойная, общительная, вежливая, обладает каким-то специфическим обаянием. Легко вживается в коллектив». Таня.
«Катя добрая общительная, но она личность и ей обидно, когда ее знают как подругу Люды». Вика.
«Когда Люда болела, я ее узнала с лучшей стороны, она прикольная. И без Люды может поставить себя. Но так как она дружит с Людой, ее воспринимают как второстепенное лицо, не зная, что она очень интересная личность. Просто не показывает это сначала». Настя.
Ну, что? Большинство лагерников все-таки не на моей стороне, косвенно упрекая меня в унижении Кати. Я почти готов признать свою ошибку, точнее свою непредусмотрительность. Я знал Катю хуже, чем должен был, давая такое описание.
Но это еще не все. Напоследок я оставил мнение Люды о Кате. Если большинство лагерников не согласны со мной за «подругу Люды», то последняя, пожалуй, не оставляет камня на камне от моей характеристики в целом. Прежде чем читать, перечитайте, пожалуйста, еще раз мою. Так будет легче сравнить:
«Катя. «Подруга Люды» - вычеркнуть. «Всегда готова прийти на помощь» - зависит от настроения. «Открыта и доверчива» - не со всеми. «Не привлекая к себе особого внимания» - если ей в компании не уделяют много внимания, то она перестает общаться с этими людьми. «Надежная опора» - не согласна. Настроение – это Катина слабость. «Примиряет» - от настроения». Люда.
Вы почувствовали? Не просто острая характеристика, я бы даже сказал – злая. Вообще нет ничего положительного. Видимо, сама Люда была «не в том» настроении, когда писала эти царапающие строки. Досталось и моей характеристике, которую она почти буквально «порвала по цитатам», и самой Кате.
Люда, надо быть добрее к людям и следить за своим настроением! И когда оно плохое, не давать людям никаких оценок.
С остальными характеристиками познакомимся выборочно. Не все лагерники оставили свои комментарии или прошли в комментариях других.
Вот Ксюша. Мы ей уделяли мало внимания на страницах нашей книги, так как она была постоянной вожатой в «Солнышке», но ее верность педагогическому призванию и опыт стоят того, чтобы хотя бы сейчас восполнить этот пробел.
Ксюша. Человек с самым большим педагогическим опытом, чему без сомнения способствует то, что у нее мама педагог и работает в детском саду. Никто, как она не может так сразу и легко войти в группу детей и завести их какой-нибудь интересной игрой или заданием. Вот уж поистине тот счастливый случай, когда педагогические способности передаются по наследству. Кроме этого Ксюха, судя по их многолетней дружбе с Викой, - хороший друг, на которого можно положиться.
Но одно меня в ней в последнее время все сильнее и сильнее тревожит. В ней начинает просыпаться женщина, и ее привязанности к противоположному полу все сильнее отдают недетской жесткостью и хваткой. Сумеет ли она перебороть в себе эту «стервозность» в пользу душевного благородства - вот вопрос, на который у меня нет пока положительного ответа, и это тревожит меня.
Вот как она сама комментирует эти строки:
«А.И., вы правы, но я же девушка, и когда-нибудь стану женщиной, но это будет, только когда этого захочу я. Я считаю себя благоразумным человеком и отвечающим за свои поступки и действия».
У Ксюхи странным образом моя характеристика «стервозности» переместилась в разрез «девушка – женщина», видимо ассоциативно связавшись с тем, что ее наиболее волнует. Гм, гм?.. И такой разрез еще более тревожит меня, подтверждая мою правоту.
Теперь слово лагерникам:
«Пытается казаться взрослой, вспыльчива. Но она всегда поможет, поддержит, поднимет настроение». Люда.
«Ксюша – со стороны колкая как кактус, видимо, абы кого к себе не подпустит. Доверие и внимание нужно будет заслуживать». Таня.
«Об этом человеке скажу так, что она очень часто меняется, и тяжело ей дать объективную оценку». Катя.
Все-таки молодцы, вы мои лагернички! Вы видите и замечаете то, что я очень часто не замечаю или упускаю по невниманию.
Теперь несколько слов о подруге Ксюши – Вике…. Обратили внимание на подчеркнутые слова. Не думаю, что Вика обидится на них. А, Вика?..
Вика. Без сомнения, самый «чистый» человек в Лагере друзей, причем не только среди «старичков». Зеркало ее души еще не замутнено ни тщеславием, ни эгоизмом, ни просыпающимися «грязными» подростковыми страстями. Всегда открыта, искренна, всегда готова сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.
Но еще как бы личностно «незрела», не уверена в своих силах, боится принимать и тем более брать на себя по собственной инициативе ответственность в сложных, требующих решимости и твердой воли делах.
Ее комментарий:
«Насчет меня, я не такая уж и чистая, просто вы меня плохо знаете. А насчет недостатков я полностью согласна».
Ты, Вика, может и не согласна, но это как раз тот случай, когда мое мнение полностью совпадает с лагерными:
«Вика – милый и добрый человечек, как будто случайно попала в наш мир, но осталась в нем ангелом». Таня.
«Вика – просто ангел, она идет всегда на поддержку и выручает. И дети как-то привязываются к ней». Настя.
«Очень добрая, понимающая, приятная. Просто ангел». Люда.
«Очень добрый, чистый человек». Катя.
« + : «Белая и пушистая» - самый добрый человек лагеря.
- : Но иногда «играет на публику». Мурат.
«Вика – не спорю, Викуся очень бодрый и отзывчивый человек. Но в ней есть некий эгоизм, самолюбие и много того, что связано с ней самой». Ксюша.
Ангелом, не сговариваясь, Вику назвали три человека. Самой «жесткой» к ней оказалась Ксюша, но это, видимо, уже традиция, что самые близкие подруги оказываются самыми нелицеприятными. Знают больше других?..
Из первочков наиболее эмоционально «аукнулись» Машунька и Настя.
Начнем с Машуньки.
Маша младшая, или Машунька. Уникальна по своим талантам и общественным качествам. Удивительно коммуникабельна и прирожденный лидер. Как организатор не имеет себе равных. Организовать одноклассников и выступить с номером от своего класса без всякого участия классного руководителя для нее не проблема. Кроме этого артистична и музыкальна.
Но и недостатки тоже налицо. В организаторских качествах иногда проявляет диктаторские замашки. При этом опирается в основном на «приближенных», которые часто становятся фоном, на котором она проявляет себя в ущерб делу и коллективу в целом. А мотивы ее активности носят стойкий привкус эгоистического самолюбования.
И ее эмоциональный комментарий:
«Я не согласна с тем, что у меня есть диктаторские замашки. Нет, ну может, они у меня и есть, но очень мало. Объясню. Когда мы что-то готовим, предлагают все, если я слышу, что человек говорит не совсем нормальные вещи, то я выбираю другой вариант или предлагаю свой. Если кто-то с ним не согласен, то я придумываем другой вариант. Но свое мнение я не кому не втуляю и не заставляю делать то, что хочу я».
Ладно, Маша, успокойся. Ты же сама признаешь, что «есть…очень мало». А моя помощь тебе в том и заключается, чтобы указать на это, чтобы ты это осознала и не допустила, чтобы стало «много».
А из немногих характеристик лагерников на нее выделю только бескомпромиссного Мурата с его «плюсами» и «минусами»:
« + : Лидер!!! Добрая, отзывчивая, позитивная.
- : Обидчивая, с замашками на высокомерие».
Маша, обрати внимание на последнюю ремарку! Даже если «очень мало» - над этим надо работать.
Настя. Последний «первочок» – из параллельного пятого класса. Тоже явный и безусловный лидер своего класса и отряда в «Дружной». В отличие от Маши принимаемый и любимый абсолютным большинством класса и платящей одноклассникам ответной привязанностью и любовью.
В ней тоже начинают просыпаться «женские» чувства, но я больше уверен (в отличие от Ксюши, Ани и Тани) в том, что она не позволит им полностью забить свою голову, забыв об общественном долге и дружеских отношениях.
У Насти не менее эмоциональный комментарий:
«Я считаю, что во мне главный недостаток – гордость и лень. И из-за этих недостатков страдают мои друзья и я. Женские чувства тоже присутствуют, я месяц могу вести себя спокойно впитывать в себя негативные эмоции, а потом разрыдаться, быть в плохом настроении, закатить истерику, орать на всех. Но это раз в месяц, в два».
Ну, ничего – «женские» чувства и разряжаются по-женски, хотя лучше их не «впитывать», чтобы они накапливались и приводили к такому результату. И хорошо, Настя, что ты видишь в себе то, что я не увидел. Это важный залог внутреннего развития.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь