Сегодня на троллейбусном рынке страны представлены семь производителей. Много это или мало? Ведь еще в недавние по историческим меркам приснопамятные советские времена рынок, если так можно назвать плановую экономику, делился между двумя производителями. Первый располагался в Саратовской области в городе Энгельсе (ЗиУ - Завод имени Урицкого). Второй, не менее значимый производитель находился географически в социалистической Чехословакии. Выпускал он троллейбусы марки Skoda. Плановые союзные органы распределили республики и города с троллейбусным движением между ними.
Но с тех пор много воды утекло и можем сегодня показать итоги многолетней трансформации троллейбусного рынка страны. Итак, у нас сегодня семь производителей. Самый крупный по объемам выпуска, волей судеб оказался Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ).
В прошлом году семь производителей поставили 861 троллейбус в 31 российский город. То есть менее половины городов смогли обновить парк «рогатых». Напомним, что в стране функционирует более восьми десятков троллейбусных систем.
Таким образом, в прошлом году средняя по количеству машин партия составила 28 «рогатых». Самая большая партия ушла из Уфы в Новосибирск – 169 штук. Но в целом муниципалитет этого города за два прошедших года приобрел 258 новых машин. Дело в том, что город на Оби кардинально обновлял свой троллейбусный парк. Вдобавок, этот миллионник, покупая троллейбусы «Горожанин» от УТТЗ с автономным ходом, смог на треть увеличить протяженность своей муниципальной маршрутной сети этого вида городского пассажирского транспорта.
Второй в списке – Челябинск. Он приобрел 139 машин в ходе реализуемой транспортной реформы. Но здесь поставки троллейбусов «Синара» шли с местного Челябинского завода электротранспорта.
В остальные города партии троллейбусов составляли разное количество: от 60/61 в Чебоксары/Новочебоксарск до 1 единицы в Вологду.
В таблице мы распределили производителей по доле российского рынка.
Табл.1
Российский рынок троллейбусов в 2024 году
И вот здесь мы подходим к одному очень важному вопросу. Рынок троллейбусов ограничен городами, где имеется троллейбусная контактная сеть. Напомним, их количество на сегодня чуть более восьми десятков. То есть рынок ограничен этим числом городов. Это, во-первых.
А во-вторых, срок службы троллейбуса на предстоящие шесть лет определен нормативами Минтранса РФ в 15 лет. Ранее, в нормативных документах этот срок был, как и у автобуса – 12 лет. А это напрямую сужает емкость отечественного рынка троллейбусов.
И самое главное, на этот ограниченный «кусок рыночного пирога» нацелены семь производителей, которые занимают различную долю рынка сегодня (см.табл). Причем нужно отметить, что в последние три года на этот рынок вышли новые производители - «Синара» и «Волгабус».
У первого стартовым заказчиком выступил Челябинск, город, где расположено производство троллейбусов, на площадях бывшего сталепрокатного завода. Это стало мощным импульсом для развития производства "Синара". А вот выход троллейбуса "Пересвет" от «Волгобуса» был совсем неожиданным.
Вдобавок, надо помнить и о том, что на этот рынок хочет выйти и восьмой участник – КАМАЗ. Пока ему это не удается и камский автогигант показывает свою модель на различных выставках и дает для опытной эксплуатации в различные города. Недавно троллейбус КАМАЗ-62825 был передан в Саранск, а до этого он немного поработал в Йошкар-Оле.
В общем конкуренция усиливается. И на ограниченный «троллейбусный пирог» претендует слишком много игроков. Пока нам неизвестно, как будут распределяться доли производителей в текущем и в следующие годы. Также как пока не видно серьезного заказчика, как в прошлые два года Новосибирск с мощными запросами троллейбусной техники.
Но наш канал обращает внимание на один прецедент. Это попытка взаимной кооперации и своеобразной консолидации в этой отрасли. В Башкортостане в особой экономической зоне «Алга» будет построен новый завод по выпуску троллейбусов. Это будет совместное предприятие Минского автомобильного и Уфимского трамвайно-троллейбусного заводов. Сейчас идет разработка проекта производственного предприятия и необходимой проектной документации.
Напомним, сегодня троллейбус «Горожанин» уфимского производства использует кузов минского автозавода МАЗ-203. Взаимовыгодное сотрудничество двух предприятий насчитывает несколько лет и хорошо зарекомендовало себя. Как и сотрудничество Беларуси и Республики Башкортостан. Здесь за 9 месяцев возведен завод по производству спецтехники белорусской марки «Амкодор». В такие же схожие сроки будет возведен фактически с нуля и новый троллейбусный завод, где будет производиться более 500 троллейбусов в год.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz