Одним из наиболее узнаваемых классических автомобилей вне всякого сомнения является Dodge Charger 1969 модельного года. Именно этот автомобиль был настолько популяризирован голливудом на протяжении многих десятилетий, что превратился в настоящую легенду среди американских масл-каров. В кинематографе Charger часто примерял ливрею автомобиля “плохих парней”, как в фильме Bullit со Стивом МакКуином, который стоит посмотреть в основном ради блестяще поставленной Кэри Лофтином погоней с участием героя данной статьи и Мустанга, или более поздний римейк Vanishing Point (“Исчезающая точка”), где одной из наиболее запоминающихся сцен стала дуэль между двумя Dodge, белым Challenger протагониста и черным Charger преследующего его шерифа (это же противостояние обыграли и у Тарантино в Death Proof, за перевод которого как “Доказательство смерти” стоит выбросить весь коллектив переводчиков с 8-го этажа полным составом. Серия Fast and Furious (“Форсаж”) опять же.
В общем узнаваемый персонаж, но насколько хорошо рядовой неамериканский автомобилист знаком с этим автомобилем? Обычно крайне поверхностно и в общих чертах. Сегодня мы подготовили для Вас девять занятных фактов про эту легендарную машину, которые скорее всего Вам еще неизвестны.
А чтобы представить себе главного героя сегодняшнего материала так сказать во всех подробностях, имейте ввиду, что этот двухдверный “спортивный” автомобиль имел длину 5,28 м, что на 28 см больше, чем у трехрядного Nissan Pathfinder и ширину 1,95 м, то есть был на 3 см уже, чем 200-й Ленд Крузер. Колесная база составляла 2,97 м, а снаряженная масса в зависимости от модификации была от 1542 до 1633 кг. А вот высота кузова составляла всего 1,37 м. Рослым людям такой автомобиль будет в буквальном смысле по пояс.
Тем, кто параллельно ищет себе проверенный б/у автомобиль с гарантией адресована ссылка на сайт РДМ-Импорт, ну а...
... теперь переходим непосредственно к интересным фактам, после которых Вы возможно посмотрите на Charger под другим углом.
Факт №9
Начнем пожалуй с факта, который современному человеку может оказаться очевиден сразу, но которому на момент выхода модели никто не придал внимания. Ужасная аэродинамика. Несмотря на то, что низкая и плоская машина с точки зрения обтекаемости смотрится как минимум сопоставимо с квадратными Вольво 80-х годов, тот факт, что при проектировании никто и не подумал продувать новые обводы в аэродинамической трубе сыграл с готовым изделием очень злую шутку.
Двумя наиболее характерными чертами 1969 модельного года стали утопленная вглубь “морды” решетка радиатора с фарами и специфическое решение исполнения задних стоек кузова, которые выглядели как пологие ребра при более вертикально стоящем заднем стекле. Пока автомобиль ездил по городу - никаких проблем не возникало, но стоило только набрать скорость побольше картина становилась иной. А поскольку Charger изначально строился с расчетом на выступления в гонках Nascar - просчет оказался катастрофичным. Наиболее мощные модификации на треке разгонялись до 170 миль в час (273 км) и специфическая форма заднего стекла на такой скорости создавала зону разрежения, благодаря чему подъемная сила на задней оси достигала 566 кг!
Нужно ли пояснять как это сказывалось на устойчивости? Кроме того та самая передняя часть создавала дополнительное лобовое сопротивление, набегающему потоку было просто некуда деваться, а решетки радиатора банально не хватало. В общем инженеры Chrysler были изрядно озадачены - они создали автомобиль который выглядел скоростным, когда стоял на месте, но на гоночном треке оказался медленнее, чем модель прошлого поколения. В итоге они все же добрались до аэродинамической трубы (своей не было) авиационной фирмы Lockheed, час аренды которой стоил им 500 долларов (4 тысячи по сегодняшнему курсу) и в ходе тестов, на которые была потрачена прорва денег, выявили проблему. Только вот чтобы устранить ее, было нужно переделывать кузовное производство.
И они на это пошли, прямо посередине модельного года, выпустив модель Charger 500 с плоской решеткой заподлицо с передним торцом и новым пологим дизайном заднего стекла. Стало лучше, но не намного, что в итоге и послужило причиной появления модификации Daytona. Пока шла вся эта возня, модель которая должна была разорвать всех конкурентов на кольце за 1969 год еле как выиграла всего две маленькие гонки. Да еще конкуренты из Форд, у которых был уже не в первый раз обновленный Мустанг вовсю потешались над “бракоделами”.
Факт №8
Если предыдущий момент связан с конструктивным недостатком автомобиля, то в данном случае речь пойдет о темпах сокращения поголовья Charger стахановскими темпами руками голливудских киноделов. С 1979 по 1985 год на ТВ выходило довольно популярное телешоу-сериал Dukes of Hazzard (в отечественном переводе “Придурки из Хаззарда”), где одним из главных персонажей был как раз таки Charger 1969 года цвета бешеной морковки по имени “Генерал Ли”. Поскольку снималось все это в эпоху, когда зеленый экран и прочие компьютерные эффекты еще не были в проекте, трюки на автомобилях выполнялись вживую. Погони, прыжки, столкновения - все это делало съемочные машины в буквальном смысле одноразовыми.
За время, пока снимали сериал было уничтожено более 325 экземпляров Dodge Charger. Дошло до того, что при съемочной группе было создано специальное подразделение, которое занималось тем, что искало, скупало и готовило машины на убой, выкидывая из некоторых моторы и трансмиссии для дублей с прыжками и перекрашивая их в оранжевый цвет. К третьему сезону телешоу, Чарджеры начали заканчиваться, поэтому пришлось задействовать модели 1968 года, на ходу переделывая их под 69-й (а вот ездили бы главные герои по своей американской изнанке на ВАЗ 2107 или УАЗ Буханка - не было бы этой проблемы). И вроде как поколотили то их немного в масштабах выпущенных около ста тысяч штук, но рыщущие по амбарам скупщики умудрились крепко повлиять на рост цен на оставшиеся в нормальном состоянии машины. То, что раньше покупалось в живом виде за 3 тысяч долларов, резко стало стоить 10 а затем и 20 тысяч. К моменту, когда сериал был закончен из 325 задействованных в съемках машин осталось в живых 17 штук - как ни крути, а похоже на форменный целенаправленный геноцид.
Факт №7
Когда речь заходит про масл-кары, в первую очередь всегда оперируют характеристиками максимально мощных версий. А у Charger таковой являлось исполнение Hemi, с монструозным V8, объемом 426 кубических дюмов (7,0 литров), мощностью 425 л.с. Так вот, таких автомобилей в 1969 году было продано всего 432 автомобиля. Это даже не 1% от общего объема выпуска. Даже базовых версий на чахотошном рядном шестицилиндровом моторе было реализовано больше. Автомобиль с мотором Hemi сегодня крайне ценится коллекционерами, а цены на аукционах переваливают за 200 тысяч долларов. В 1969 году доплата за такой мотор составляла 813 долларов, а к нему обязательно добавлялась и спортивная подвеска и более эффективные тормоза, естественно еще за отдельный прайс.
Но прикончила спрос на самый мощный Charger даже не цена, а то, что автомобили с 7,0 мотором для обычной эксплуатации были слишком проблемными. Именно 426-й мотор отличился тяжелым запуском на холодную, склонностью к перегреву при езде в пробках, а из-за спортивного “злого” распредвала на холостом ходу трясся как эпилептик в судорогах. Расход топлива в США принято измерять в милях на галлон, так вот показатели у Hemi при нормальной езде могли представлять собой и число из одной цифры (от 38 литров на 100 по-нашему). Да и страховые компании невзлюбили эту мощную версию, так что стоимость полиса оперативно задрали до таких значений, что ипотечные платежи на их фоне начали выглядеть пустячными. Те, кто все же хотел ездить быстро предпочитали 440-й Magnum (7,2 литра), который был слабее (375 л.с.) но при этом не любил голову владельцам так, как это делал Hemi. Кстати, из 432 Hemi Charger только 119 шли с механической трансмиссией, и такие машины год назад уходили по цене хорошего загородного дома (235-275 тысяч долларов США). Спасибо всем тем, кто в 1969 году не заказал такие комплектации.
Факт №6
В мега популярном фильме “Форсаж”, а именно в его первой части, которая еще не превратилась в откровенную фэнтези по уровню реализма, автомобиль Доминика Торетто тот самый Charger 1969 года, на который понаделали огромное число реплик, вовсе не являлся Чарджером 69-го. Это был автомобиль 70 модельного года, который просто замаскировали под более раннюю машину. Загвоздка была в том, что для съемок просто не нашлось живого каноничного экземпляра, так что пришлось импровизировать (опять же, вспоминаем про ВАЗ 2107). А двигатель с нагнетателем, торчащим из капота, по которому был пролит не один литр телезрительских слюней (момент где главные герои впервые осматривают машину в гараже) и вовсе был в единственном экземпляре, к тому же после завершения съемок эпизода был изъят из автомобиля, а его место занял обычный “маленький блок”, нагнетатель на котором уже был бутафорским.
Весь звук V8 был, что естественно, добавлен в процессе монтажа сверху, да и для сцены с берн-аутом пришлось прибегнуть в хитростям, поскольку маленький мотор категорически не хотел жечь покрышки с места. Впрочем естественно съемочный автомобиль был не один, как минимум для съемок с подъемом на дыбы использовался дублер с каркасом безопасности и дополнительными колесиками опорами под днищем, а для сцены с переворотом фактически пустой кузов без двигателя и коробки. За время съемки этой культовой киноленты было растерзано в общей сложности 7 Чарджеров. А один уцелевший столько раз уже переделывали и перестраивали (автомобиль для крупных планов) что от оригинальной машины там мало что осталось.
Факт №5
Модификация Charger Daytona была первым автомобилем в серии Nascar, который преодолел рубеж скорости в 200 миль в час (321 км/ч), а случилось это 24 марта 1970 года под убравлением Бадди Бейкера. А могло и не случится, поскольку изначально чиновничий аппарат этой гоночной серии мог и не допустить Daytona до соревнований вообще. Слишком уж радикально выглядел болид, которому спереди добавили 45 см обтекателя а на багажник воткнули почти 60-сантиметровой высоты антикрыло, больше напоминающий по размерам кили на истребителе. Тогдашний глава федерации Nascar Билл Франс чуть в обморок не упал, когда ему показали эту “серийную машину”. Но как мы помним, инженеры Chrysler уже сходили со своим изделием в Lockheed и как следует продули кузов на предмет аэродинамики.
Аляповатый спойлер на крышке багажника обеспечивал прижимную силу в почти 3 центнера, а переделанный нос позволил радикально снизить лобовое сопротивление. И, кстати, трековый вариант и серийная Daytona, которую пришлось выпустить в количестве 503 единиц, чтобы получить допуск на трек по условиям гоночной серии, практически не отличались между собой. Доработки кузова убрали проблему с “подхватом” задней оси и сделали наконец машину управляемой. Да и 321 км/ч для серийной машины в 1970 году это серьезный показатель. Кстати, в итоге в этой гоночной серии таки навнедряли ограничений на объем двигателя, а также аэродинамические приблуды, поскольку посчитали, что зрелищные аварии со смертельными исходами, хотя и способны добавить зрительских симпатий, но все же должны быть по возможности исключены.
Факт №4
Базовая модель Charger комплектовалась чахлым рядным шестицилиндровым двигателем. Модель 1969 года рекламировалась как “едущая”, “прущая тачка”, но при этом изрядную долю продаж составляли базовые версии, чей смысл существования был только в снижении имущественного ценза на вход в круг владельцев. 3,6-литровый (225 кубических дюймов) мотор развивал 145 л.с. и помимо Charger ставился еще в компактные Plymouth Valiant и Dodge Darts, которые с ним тоже никуда не ехали (чисто пенсионеру за хлебом выехать). Разгон с 0 до 100 км/ч у такого Чарджера занимал более 15 секунд (желательно под горку), а про время на четверть мили и заикаться не стоит. Максимальная скорость в 160 км/ч чаще всего не достигалась по причине того, что просто заканчивался свободный участок дороги.
Да и лихо влететь с полосы разгона в поток на хайвее с такой чахоткой под капотом было испытанием. Зато цена на новую машину начиналась от 3200 долларов (за V8 доплачивать приходилось еще минимум 500). Да и по сравнению с большим блоком он практически не ел бензин - около 12 литров на 100 км (420-сильный Hemi, напомним ел около 38 литров или проезжал 6 миль на галлоне). Покупали эти бич-пакеты в достаточном количестве, чтобы Chrysler продолжал их выпускать. Но вот до наших дней дожили немногие - такие версии попросту не за что лелеять и пытаться сохранить. Львиная доля 6-цилиндровых рядных Charger уже давно успокоилась по свалкам. Но, кстати, даже такого “задохлика” можно было заказать в стайлинг пакете SE, где были и анатомические сиденья и весь внешний спорт-шик. Впрочем, такой автомобиль больше всего напоминал марафонца астматика и неплохо выступал, только стоя на парковках.
Факт №3
“Генерал Ли” из того самого сериала “Придурки из Хаззарда” в реальности не имел под капотом Hemi мотора, которым звучал с телеэкранов. Буквально ни единой такой машины в руки киношникам не попало. Лишь на паре штук из них стояли V8 на 7.2 литра (Magnum) но остальные были базового уровня восьмерками, с рабочим объемом от 5 до 6 с небольшим литров (318-383 куб.дюймов). А поскольку львиная доля трюковых машин под занавес шоу уже откровенно приезжала со свалок в битом перебитом виде, либо с “застреленными” моторами, то и на ход их ставили тем, что было под рукой, даже не всегда при помощи моторов от Dodge. Правда в автомобиле для крупного плана все таки стоял достойный мотор - 8,2-литровый (511 куб.дюймов) на строкере, который вообще в 1969 модельном году не предлагался. Но вот миф о том, что этот автомобиль имеет легендарный Hemi под капотом, среди фанатов сериала тем не менее прочно укоренился.
Факт №2
Злодейский имидж автомобиля 1969 года был оправдан в реальной жизни. Чарджера боялись даже профессиональные автоспортсмены. Как уже упоминалось выше по тексту, характерная форма заднего стекла и стоек крыши приводила к тому, что на заднюю ось воздействовала серьезная подъемная сила. Которая начинала проявляться уже с 120 миль в час (190 км/ч). Задние колеса уже принимались плясать, а управление автомобилем вовсю начинало напоминать езду по гололеду. Легендарный гонщик Ричард Петти после того, как оценил всю прелесть устойчивости машины на максимальной скорости, сказал что на этом просто нельзя ездить. Даже удивительно, что на тестах обошлось без жертв.
Факт №1
Доработанных версий Dodge Charger 500, которые должны были быть выпущены тиражом полтысячи штук для допуска в гонки Nascar сделали всего 392 единицы, но никому об этом не сказали. А сама гоночная федерация пересчитывать тираж естественно не стала. Так что Chrysler здесь мягко говоря пошел на откровенный подлог, ради экономии собственных бюджетов - поскольку версию 500 по сути делали на коленке, перекраивая кузов стандартного Чарджер. К тому же конкуренты из Форда подсуетились и выпустили Torino Talladega, которая оказалась быстрее 500-го на треке.
Так что менеджмент сказал закругляться и бросить все силы на постройку Daytona, которых уже выпустили честные 500+ единиц. И если бы не автомобильные историки, которые раскопали в архивах производственную статистику, никто бы об этом факте по сей день бы и не знал. Кстати из 392 Charger 500 сошедших с конвейера только 52 были оснащены максимально мощным Hemi мотором, остальные были на объемных 440-х. И у дилеров были большие проблемы с тем, чтобы их пристроить кому-либо. Поскольку цена, из-за ручных доработок была конской, внешность спорной, да еще и слишком обыденной. Последующая Daytona хотя бы брала эксцентричных покупателей своим необычным видом.
А сколько пунктов оказалось для Вас в новинку? Свои соображения по поводу прочитанного отражайте в комментариях
Ну а если Вы ищите себе автомобиль сегодня, и не ретро, а вполне себе разумно свежий, приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.