Найти в Дзене
Ксения Мосунова

Метод Ксении Мосуновой: родительский опыт и установки детей. Как корректировать

«Важней всего погода в доме» — со словами этой популярной когда-то песни трудно не согласиться. И психологи, и педагоги подчеркивают важность крепкой семьи для воспитания детей. Демографический кризис сегодня ощущается во многих странах мира, и наша не исключение. 1 января этого года в России стартовал национальный проект «Семья», включающий пять федеральных проектов — «Многодетная семья», «Поддержка семьи», «Охрана материнства и детства», «Старшее поколение», «Семейные ценности и инфраструктура культуры». На передовой проекта — учебные учреждения и государственные структуры, которые напрямую занимаются вопросами поддержки семьи, инфраструктурными улучшениями, образовательными проектами. И главные помощники в этом проекте — психологи и другие специалисты смежных профессий. Они помогают членам семей из разных поколений находить общий язык, разрешать конфликты и дружно идти к общим семейным целям. На чем же строится психологическая работа с семьями сейчас? Редакция издания «Ведомости С

«Важней всего погода в доме» — со словами этой популярной когда-то песни трудно не согласиться. И психологи, и педагоги подчеркивают важность крепкой семьи для воспитания детей.

Ксения Мосунова
Ксения Мосунова

Демографический кризис сегодня ощущается во многих странах мира, и наша не исключение. 1 января этого года в России стартовал национальный проект «Семья», включающий пять федеральных проектов — «Многодетная семья», «Поддержка семьи», «Охрана материнства и детства», «Старшее поколение», «Семейные ценности и инфраструктура культуры».

На передовой проекта — учебные учреждения и государственные структуры, которые напрямую занимаются вопросами поддержки семьи, инфраструктурными улучшениями, образовательными проектами. И главные помощники в этом проекте — психологи и другие специалисты смежных профессий. Они помогают членам семей из разных поколений находить общий язык, разрешать конфликты и дружно идти к общим семейным целям. На чем же строится психологическая работа с семьями сейчас? Редакция издания «Ведомости Северо-Запад. Стиль жизни» попробовала погрузиться в семейную психологию через одного из популярных психологов Ксению Мосунову.

Кто такая Ксения Мосунова

По первому образованию Ксения экономист, позже получила образование по специальности «педагог-психолог». По информации с ее персонального сайта, она является клиническим психологом, выпустила более 20 научных статей на тему влияния опыта предков (издания входят в перечень ВАК и РИНЦ). Мосунова — эксперт FundaPsi (международной ассоциации специалистов, работающих с генеалогией, трансгенерационными травмами и неврозами), член Всероссийского общества «Знание» и партнер проекта «Это у нас семейное» (АНО «Россия – страна возможностей»). Выпустила две авторских книги на тему рода и взаимоотношений внутри него, ведет работу по составлению учебного пособия «Психогенеалогия» для студентов вузов.

В открытых источниках до сих пор можно встретить немало упоминаний о Ксении Мосуновой как об эксперте по родологии — теме взаимосвязей между разными поколениями в одной семье, влияния предков на жизнь своих потомков. Между тем, Ксения подчеркивает, что эти изыскания были лишь одним из этапов ее научных поисков как молодого специалиста и остались в прошлом.

В 2022 году Мосунова основала Институт современной психологии и родологии, но с 2023 года стала уделять больше внимания фундаментальным научным направлениям, которые признаны и внесены в российский классификатор областей науки. В 2024 году эксперт переименовала свою организацию в Институт фундаментальной и прикладной психологии. Институт имеет лицензию на образовательную деятельность от Министерства образования Московской области, и в нем можно пройти платный 6-месячный курс профессиональной переподготовки, став специалистом по семейной психологии и получив после сдачи финального экзамена диплом установленного образца.

Ксения Мосунова поступила в магистратуру Гжельского государственного университета на факультет психологии и сейчас пишет диссертацию на тему «Семья и социальная среда как факторы формирования личности». А работа возглавляемого ею института теперь сосредоточена на темах социальной среды и семейных ценностей в контексте развития личности, психологических основ влияния семьи и социальной среды на развитие человека и его мировоззрения.

Подход Ксении Мосуновой

В образовательную программу возглавляемого Ксенией Мосуновой института входят психология личности, психические процессы, основы психологической диагностики и консультирования, методы психотерапии. Там учат семейной психологии, основам формирования семейного контекста, принципам и методам психокоррекционной работы, изучают курс перинатальной и детской психологии, а также дают общепризнанные научные обоснования того, каким все-таки образом информация проникает в наши психологические установки — в том числе и через модели поведения и реакции, семейные истории и мифы, эмоциональный климат в семье, неосознанные послания.

Вряд ли кто-то будет спорить, что через общение и личный пример родители передают детям свои ценности, убеждения и нормы поведения. Причем дети часто подражают им в чем-то, даже если родители не акцентируют на этом внимание.

В своих выступлениях Мосунова говорит, что эмоциональный климат в доме тоже влияет на формирование мировосприятия ребенка. Постоянные конфликты или напряженность создают негативный эмоциональный фон, который может способствовать развитию тревожности и недоверия к миру. А некоторые установки могут передаваться через генетику, хотя влияние этого аспекта менее очевидно и больше связано с предрасположенностью к определенным чертам личности.

Бывает и подсознательная передача установок. Психологи утверждают, что опыт предыдущих поколений, пережитый родителями, может оказывать значительное влияние на детей. Это явление известно как психологическая интергенерация, когда эмоции, страхи и установки передаются через поколения.

«Память» человечества

Основоположником этой идеи считается Зигмунд Фрейд, который первым задался вопросом о том, как неосознанный опыт предков может влиять на последующие поколения. Его идеи развил Карл Густав Юнг, разработавший концепцию коллективного бессознательного — своеобразной «памяти» человечества, передающейся через архетипические образы и модели поведения.

Основатель трансактного анализа Эрик Берн ввел понятие «родительских предписаний» — тех неосознанных установок, которые дети получают в раннем возрасте и которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. Исследования Эрика Берна продолжили Мэри и Роберт Гулдинг. Они выявили 12 ключевых неконструктивных установок, оказывающих разрушительное влияние на жизнь человека («не живи», «не будь собой», «не думай», «не будь успешным», «ничего не делай», «не будь первым», «не принадлежи», «не будь близким», «не будь здоровым», «не чувствуй»).

Психоаналитик Мелани Кляйн считала, что внутренние представления о мире и значимых фигурах формируются в раннем детстве и могут передаваться следующим поколениям через отношения между матерью и ребенком.

Педиатр и детский психоаналитик Дональд Вудс Винникотт утверждал, что младенцы формируют свои первые представления о мире через взаимодействие с первичной заботящейся фигурой, каковой обычно является мать, и качество этих ранних взаимодействий может влиять на будущие взаимоотношения и восприятие мира ребенком.

Психиатр Мюррей Боуэн развивал концепцию семейной динамики, где члены семьи рассматриваются как элементы единой системы. Любые изменения в одной части системы могут повлиять на всех участников, что создает условия для передачи моделей поведения через поколения.

Про трансгенерационную передачу опыта писали многие психологи — Франсуаза Дольто, Николя Абрахам, Иван Бузормени-Надь, Мария Тёрёк, А. Анн Анселин-Шутценбергер, Серж Лебовиси, Дональд Вудс Винникотт, Андре Грин.

Культурный код

«Вся наша жизнь строится во многом на правилах поведения и тактики решения возникающих ситуаций, усвоенных каждым человеком. При этом выделяются осознанные и бессознательные установки. Все мы несем в своей личности эти усвоенные сведения, причем сознательное формирование подобных установок — основное содержание воспитательных педагогических стратегий. А неосознаваемое составляет базу наших психологических ресурсов, составляющих характер каждого человека. Изучение психологической жизни человека составляет основное содержание всех известных научных направлений психологии, психотерапии и близких к ним областей человеческого знания», — рассуждает Андрей Жиляев, врач-психиатр, психотерапевт, психолог, доктор медицинских наук, профессор, председатель Правления Евразийской Ассоциации медицинских и экологических технологий, президент Академии медико-технических наук ЕАМЭТ.

Он отмечает, что известный исследователь Зигмунд Фрейд прицельно изучал влияние бессознательной психической деятельности на выбор форм поведенческих ответов. Это является направлением психоанализа. В настоящее время сформировалось много самостоятельных направлений, исследующих взаимовлияние различных установок и устойчивых стереотипов поведения на принятие решений в различных ситуациях. Так, последователи Юнга наибольшее значение придают роли усвоенных бессознательных реакций. В рамках же нейролингвистического программирования, сформулированного в работах основателей этого подхода Джона Гриндер и Ричарда Бендлера, человек может осознанно познавать и изменять свои установки путем «договора частей личности».

Само понятие установки внес в психологию грузинский ученый Дмитрий Узнадзе, понимающий под этим определенную позицию в анализе и выборе деятельности человека в различных жизненных ситуациях.

«Установки во многом зависят от информации, полученной осознанно и бессознательно от других, значимых для человека людей. В первую очередь от родителей, учителей, воспитателей. Особую роль играет культурно-историческая самоидентификация, теоретическое обоснование которой сформулировал крупнейший советский психолог и философ Лев Выготский, изучивший закономерности усвоения человеком психологических норм и правил, сложившихся в окружающем его обществе. В настоящее время устоявшимся термином стало понятие «культурного кода» в определении идентификации способа существования человека на основе опыта предыдущих поколений, семейных традиций и укладов окружающих его людей. Этот психологический «багаж» становится условием формирования гармоничной личности и передается следующим поколениям. Именно связь времен становится надличностной ценностью и во многом определяет смысл жизни каждого человека», — поясняет Жиляев.

Возможность выбора

По словам клинического и аналитического психолога, редактора журнала «Аналитическая психология: теория и практика» Анны Соболевой, психологические установки могут передаваться детям не только напрямую от родителей, но и через несколько поколений.

«Эта передача может быть как позитивной (например, семейные ценности, трудолюбие, стойкость), так и негативной (страхи, травмы, ограничивающие убеждения). Осознание этих механизмов позволяет нам работать с ними, благодаря чему мы получаем возможность выбора. Мы можем принимать то, что нам подходит, и трансформировать то, что мешает жить. Данная концепция получила название трансгенерационной передачи и активно изучалась многими общепризнанными психологами», — говорит эксперт.

Концепция предполагает, что установки, убеждения, модели поведения и эмоциональные состояния передаются от одного поколения другому, часто вне прямого взаимодействия. Это может происходить как на уровне поведения, так и на уровне эмоций и восприятия реальности. Бессознательные процессы влияют на взаимодействие между поколениями, а их осознание помогает улучшить взаимопонимание в семье и предотвратить передачу нежелательных установок будущим поколениям. Это именно то, на чем основывается подход Мосуновой.

Через поколения

В своих выступлениях Ксения Мосунова рассказывает, что на обсуждаемую тему неоднократно высказывались и классики психологии. Зигмунд Фрейд считал, что детские переживания оказывают огромное влияние на взрослую личность. Через механизмы подавления и переноса эмоциональных переживаний формируются подсознательные установки.

Карл Густав Юнг говорил о коллективном бессознательном, где существуют архетипы, общие для всех людей. Установки могут быть связаны с культурными и семейными традициями, передаваемыми через поколения.

Семейная терапия рассматривает семью как систему, где поведение каждого члена влияет на остальных. Психологи признают, что такие негативные установки, как страх неудачи или недоверие к людям могут передаваться от бабушки через родителей к ребенку, если эти чувства сильно влияют на атмосферу в семье. И наоборот: позитивные установки, такие как вера в собственные силы и оптимизм, могут укрепляться через положительные примеры родителей и близких родственников.

Таким образом, делает вывод Ксения Мосунова, психологические установки действительно могут передаваться через поколения, причем не только через прямое взаимодействие, но и на уровне подсознания — и это мнение разделяют многие признанные эксперты в сфере психологии.

Источник: https://vedomosti-spb.ru/meanings/articles/2025/07/02/1121557-metod-mosunovoi-kak-opit-roditelei-vliyaet-na-psihologicheskie-ustanovki-detei--i-kak-ih-mozhno-korrektirovat?from=copy_text