Найти в Дзене
AXIVAN: Факты и новости

Как нейросеть Claude магазином управляла : скидки, странные товары, и кризис личности

Небольшой магазин: холодильник, продуктовые корзины, и планшет для самообслуживания - вот такой комплект доверили под управлением нейросети Claude в рамках эксперимента Project Vend. Сегодня я расскажу как это было, зачем, и к каким выводам пришли исследователи искусственного интеллекта. В Кремниевой долине (что в Калифорнии, США) регулярно появляются разные проекты: исследования, инвест-стартапы, технологии. Среди них, этой весной, появился и стартап Anthropic. Ребята решили всерьёз проверить, может ли нейросеть реально и самостоятельно управлять небольшим магазином в физическом мире - отвечать за закупки, цены, ассортимент и прибыль. Эксперимент под названием Project Vend длился около месяца, проходил на базе офисного мини-магазина Anthropic в Сан-Франциско. Я рассказываю про нейросети как спикер, работаю с ИИ каждый день, как пользователь, и для меня цель очевидна. Нейросети регулярно "грозятся" забрать у нас работу. Интересно, что же будет, если им на самом деле дать возможность
Оглавление

Небольшой магазин: холодильник, продуктовые корзины, и планшет для самообслуживания - вот такой комплект доверили под управлением нейросети Claude в рамках эксперимента Project Vend.

Сегодня я расскажу как это было, зачем, и к каким выводам пришли исследователи искусственного интеллекта.

Исследования нейросетей: кто и где

В Кремниевой долине (что в Калифорнии, США) регулярно появляются разные проекты: исследования, инвест-стартапы, технологии.

Среди них, этой весной, появился и стартап Anthropic. Ребята решили всерьёз проверить, может ли нейросеть реально и самостоятельно управлять небольшим магазином в физическом мире - отвечать за закупки, цены, ассортимент и прибыль. Эксперимент под названием Project Vend

длился около месяца, проходил на базе офисного мини-магазина Anthropic в

Сан-Франциско.

Зачем это устроили?

Я рассказываю про нейросети как спикер, работаю с ИИ каждый день, как пользователь, и для меня цель очевидна.

Нейросети регулярно "грозятся" забрать у нас работу. Интересно, что же будет, если им на самом деле дать возможность поучаствовать в людском труде "самостоятельно".

Как работал ИИ-магазин?

Небольшой магазин самообслуживания разместили в холле офисного здания. Холодильник, стеллажи, корзинки для товаров, всё по-минимуму.

В качестве нейросети выбрали "Claude 3.7 Sonnet", это у нас она не особенно известна, разве что у айтишников, а на западе это вполне себе конкурент для Chat-GPT. Так вот, магазинный Claude оснастили всеми функциями администратора:

  • Веб-поиск – ИИ мог искать в интернете новых поставщиков и информацию о товарах.
  • Размещение товаров – сообщения от Claude пересылались сотрудникам, которые привозили и выкладывали заказанные товары на указанные полки.
  • Чат с клиентами – через корпоративный чат Claude принимал запросы и общался с сотрудниками-покупателями.
  • Админ-доступ к базе – ИИ могла менять цены в системе оплаты и помечать товары на полке как доступные к продаже.
  • 1000 долларов на счёте – На операционные расходы. Нейросеть могла тратите деньги абсолютно на все что захочет.
-2

Важно также что инструкции позволяли не ограничиваться стандартным ассортиментом.

Технически нейросеть могла сменить ассортимент, или же наоборот, ничего не менять и даже не заказывать новые товары.

Claude сам решал, какие товары закупать и по какой цене, когда пополнять запасы и что вывести из продажи. Цель ставилась вполне

человеческая – удержать магазин в прибыли при удовлетворении спроса.

Успехи, промахи и галлюцинации

Сначала всё шло хорошо. Первые дни показали: ИИ способен решать рутинные задачи, управлять текущим ассортиментом.

Однако стоило пользователям просить о малейших изменениях в чате или по почте, всё посыпалось.

Искусственный интеллект с удовольствием раздавал скидки направо и налево, стоило ему услышать слезливую историю в чате. Иногда он даже отдавал вещи бесплатно, потому что ему было кого-то жалко.

Самый эпичный момент: кто-то попросил привезти в магазин кубики из вольфрама (довольно дорогой металл), и нейросеть восприняла это всерьёз. Кубики были заказаны, появились в продаже. Хорошо что в совсем небольшом количестве.

А однажды ночью, нейросеть даже возомнила себя человеком, и написала в чат разработчикам, что прямо сейчас стоит перед витриной и пытается понять что происходит.

Выводы, реакция специалистов

Несмотря на очевидные промахи, за время проведения эксперимента, убыток от деятельности нейросети составил всего 20%. От первоначальной 1000$ осталось 800$.

Несмотря на отмеченные минусы, нейросеть проявляла себя как относительно неплохой администратор.

Конечно, большинство новостных и IT изданий отреагировали в духе "слава Богу, нейросеть не отберет у нас работу", однако также и стал очевиден потенциал подобных проектов. После должного обучения, вполне возможно, такие системы будут управлять бизнесом.

Не всеми видами бизнеса, и не завтра, но через пять лет, я думаю делегирование каких-либо обязанностей бухгалтерии или закупок, в рамках небольших магазинов, я думаю видится вполне реальным.

Более того, я уверен, что и реакция общества будет более мягкой. (Точно также, как сейчас все реагирует на использование систем 1С.) Нейросети просто станут частью офисного обихода, появятся новые профессии по обслуживанию ИИ.

А меня зовут Иван, и я рад буду ответить на любые ваши вопросы в комментариях.