Найти в Дзене

Смягчает согласные звуки как исправить ребенок

Смягчение согласных звуков у ребенка — довольно распространенная проблема в определенном возрасте. Важно помнить, что к этому нужно подходить терпеливо и с позитивом. Вот несколько шагов и советов, которые помогут вашему ребенку научиться правильно произносить твердые согласные:

1. Определите проблему:

Какие именно согласные звуки смягчаются? Чаще всего это “л”, “т”, “д”, “с”, “з”.

Всегда ли происходит смягчение? Или только в определенных словах или позициях?

На каком этапе речевого развития находится ребенок? Смягчение согласных — норма для детей младшего возраста (3-4 года), но если проблема сохраняется после 5-6 лет, это повод обратиться к логопеду.

2. Исключите органические причины:

Посетите логопеда: Логопед проведет диагностику, оценит общее речевое развитие ребенка и исключит возможные органические причины (например, особенности строения артикуляционного аппарата).

3. Артикуляционные упражнения (делаем вместе с ребенком, играя):

“Веселый язычок”:

“Лопаточка”: Высунуть широкий язык, расслабить его и положить на нижнюю губу. Удерживать 5-10 секунд. (Упражнение на расслабление языка).

“Иголочка”: Высунуть узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд. (Упражнение на напряжение языка).

“Часики”: Высунуть узкий язык и двигать им из стороны в сторону, касаясь уголков рта. (Развитие подвижности языка).

“Качели”: Высунуть широкий язык и тянуться им то к носу, то к подбородку. (Развитие подвижности языка).

Упражнения на дыхание:

“Ветерок”: Подуть на ватку, пушинку или листик, чтобы они полетели.

“Свеча”: Представить, что перед ребенком свеча, и он должен плавно задуть ее.

Упражнения на развитие силы голоса:

Произносить гласные звуки тихо, громко и шепотом.

Имитировать голоса животных (тихое мяуканье котенка, громкое рычание медведя).

4. Автоматизация звука (закрепление правильного произношения):

Начните с изолированного произношения звука: Перед зеркалом покажите ребенку правильную артикуляцию звука (например, твердого “л”). Объясните, как должен располагаться язык, губы и зубы.

Слоги: Когда ребенок научится правильно произносить звук изолированно, переходите к слогам (ла, ло, лу, лы, ле; ал, ол, ул, ыл, ел).

Слова: Затем произносите простые слова, содержащие твердый согласный звук (лампа, лук, лось, пол, стол). Используйте картинки для наглядности.

Предложения: Постепенно переходите к предложениям (У мамы лампа. На столе стоит стол.).

Стихи и скороговорки: Заучивайте стихи и скороговорки, содержащие твердые согласные звуки. Это поможет закрепить правильное произношение в речи.

5. Игры и упражнения:

“Поймай звук”: Читайте слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с твердым согласным звуком.

“Что лишнее?”: Предложите ребенку ряд слов (например, “лес, лук, лён, лимон”). Ребенок должен назвать слово, которое начинается с мягкого согласного (“лён”).

“Составь предложение”: Предложите ребенку картинки с изображением предметов, названия которых содержат твердые согласные звуки. Ребенок должен составить предложение с этими словами.

Игры с мячом: Бросайте мяч друг другу, произнося слово с твердым согласным звуком.

Использование карточек с картинками: Карточки с изображением предметов, названия которых содержат твердые согласные звуки, помогут ребенку визуально запомнить правильное произношение.

6. Создайте поддерживающую среду:

Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка: Не критикуйте ребенка за неправильное произношение, а хвалите за малейшие успехи.

Исправляйте ошибки мягко и деликатно: Не заостряйте внимание на ошибках, а просто повторите слово правильно.

Разговаривайте с ребенком правильно: Сами произносите все звуки четко и правильно.

Читайте ребенку книги: Чтение книг вслух поможет ребенку услышать правильное произношение звуков.

Исключите сюсюканье: Не используйте в своей речи слова с мягкими согласными звуками, которые ребенок произносит неправильно.

Важно:

Занятия должны быть регулярными, но не утомительными: Лучше заниматься по 15-20 минут каждый день, чем один раз в неделю в течение часа.

Превратите занятия в игру: Используйте яркие картинки, интересные игры и упражнения, чтобы ребенку было интересно заниматься.

Не ждите мгновенных результатов: Для исправления произношения требуется время и терпение.

Если проблема сохраняется после 6 лет, обязательно обратитесь к логопеду.

Пример упражнения для исправления смягчения звука “Л”:

Объясните ребенку: “Давай научимся говорить звук “Л” твердо, как у большого медведя!”

Покажите артикуляцию: “Посмотри, как я говорю “Л”: язычок поднимается к верхним зубкам, но не прижимается сильно, а кончик языка немного выглядывает. Губы улыбаются.”

Произнесите звук “Л” несколько раз: “Л-л-л-л”

Попросите ребенка повторить: “Теперь попробуй сам!”

Если ребенок произносит мягко (“ль”), скорректируйте: “Попробуй язычок сильнее к зубкам поднять, а губы шире улыбнуться. Давай еще раз: Л-л-л!”

Когда ребенок начнет произносить твердый “Л”, переходите к слогам: “Теперь будем говорить “ла, ло, лу, лы”. Повторяй за мной!”

Затем переходите к словам: “А теперь давай назовем картинки: лампа, лодка, луна, лыжи.”

Хвалите ребенка за успехи: “Молодец! У тебя очень хорошо получается!”

Главное — терпение, поддержка и позитивный настрой!

  📷
📷