Всем привет!
Москва в любые времена славилась своими злодеями и сыщиками. В городе всегда были лихие места, куда обычному человеку забредать было опасно даже днем.
А потому в первопрестольной всегда были борцы с преступностью, которых эта самая преступность боялась и даже уважала. Наиболее известным московским сыщиком 18 века был Ванька по прозвищу Каин, бывший вор, легенда криминального мира. А начиналось все так…
Биография “царя московских воров”
Родился будущий “хозяин Москвы” в селе Ивашево Ярославской губернии в 1718 году. Иван Осипов был сыном крестьянина. В 1731 его привезли в белокаменную в услужение к купцу Филатьеву, которому и принадлежала деревня в губернии.
У барина Ваньке не понравилось: кормили мало, били много. А посему в один прекрасный день крепостной, дождавшись пока барин уснет, прокрался в господскую спальню , взял из ларца драгоценности и сбежал.
Однако вскоре люди Филатьева схватили беглеца, привели его на барский двор и привязали на цепь, чтобы высечь плетьми. Когда час наказания приблизился, а плети уже были наготове, Ванька громко выкрикнул «Слово и дело»! Эта условная фраза использовалась на Руси в XVII и XVIII веках и означала, что сказавший «Слово и дело», знает о государственном преступлении и готов донести на причастных к нему лиц. Доносчика предписывалось незамедлительно доставить в канцелярию тайных розыскных дел на допрос.
Филатьев, как и полагалось, передал Ваньку полиции. На допросе Ванька рассказал об истории, которую услышал от третьих лиц. По его словам, купец Филатьев или кого-то из его слуг способствовали убийству солдата, тело которого бросили в колодец во дворе купеческого дома.
Убийство военного человека расценивалось как тяжкое государственное преступление, и наказание за него было суровым. Проведенная проверка подтвердила факт преступления, и Ванька, получив вольную, был отпущен на свободу. Так началась разгульная воровская жизнь Ивана Осипова.
Воровские "будни" Ваньки
На воле воришка познакомился с опытным вором Петром по прозвищу Камчатка и стал ходить с ним на дело.
Начал воровскую карьеру Ванька тем, что через окно первого этажа он влез в спальню Анненгофского дворца (два дворца, построенные для Анны Ивановны), которую занимал придворный доктор его императорского величества.
Там грабитель взял немало золота и серебряных изделий.
Воры работали усердно. Уже на следующую ночь они обчистили закройщика его императорского величества. У портного украли огромную сумму - три тысячи рублей.
Третье преступление Ванька планировал самостоятельно.На сей раз он “навестил” бывшего хозяина своего, купца Филатьева.Особо не церемонясь, воры вскрывали сундуки с добром громко, перешучиваясь между собой.В доме поднялась тревога, сбежались слуги. Подхватив награбленное ночные гости ринулись через забор.Убегать с мешками было неудобного. Пробегая мимо Чернышева моста, грабители побросали добычу в грязь, чтобы достать ее, когда все утихнет.
Ванька обставил все дело с шиком.
Той же ночью шайка добыла с графских конюшен несколько лошадей, их запрягли в повозку и поехали к знакомой даме одного из преступников.
Взяв девушку с собой компания вернулась на Чистые пруды. Там ,на чердаке старого купеческого дома у Ваньки была своя костюмерная.
Девку нарядили барыней, посадили в карету и отвезли у Чернышеву мосту.Там и состоялась задуманная Ванькой комедия. Въехав в грязь, воры сняли с повозки два колеса, а ряженая “барыня” ну давай ругаться на них и грозить выпороть за то, что не осмотрели карету на исправность до поездки.
Испуганные “лакеи” быстро пок дал в повозку награбленное и разогнав зевак, уехали восвояси.В тот же вечер шайка исчезла из Москвы.
Похождения Ваньки на Волге
После Москвы Ванька отправился на Волгу. Там, на Макарьевской ярмарке, он задумал и провернул нашумевшее ограбление богатого армянского купца.
Дело было так. Рано утром армянин запер свой амбар и пошел на базар за мясом. По пятам за ним шел один из Ванькиных людей. Проходя мимо гауптвахты, паренёк громко крикнул “Караул!”. Дежурные солдаты схватили и купца , и кричавшего
В это время остальные члены шайки побежали к амбару и сообщили о случившемся компаньону купца. Тот запер амбар и поспешил выручать товарища.
Ну а грабители, проломив стену, забрали всю выручку из кассы.
Деньги закопали в песок всего в нескольких метрах от амбара! Потом один из воришек сходил на пристань и закупил там все необходимое для строительства шалаша, который и поставили на том месте, где были закопаны деньги.
Пока освободившиеся из-под стражи купец метался в поисках своих денег, Ванька сидел у него под бокам в шалаше и торговал купленной в соседнем ряду галантерейной мелочью.
Изобретательность и наглость Ваньки не знала границ. Очень скоро его шайка выросла до нескольких сотен человек. Грабители брали штурмом винный завод, сожгли несколько деревень. Озабоченное воровским беспределом правительство начинает принимать меры к поимке преступника, и экстравагантный вор на некоторое время исчезает…
А 27 декабря 1741 года на пороге московского сыскного приказа появился красивый молодой человек и заявил: мол, он Ванька, сам вор и знает многих воров в столице и других городах. А посему предлагает свои услуги в качестве доносителя сыскного приказа.
В его распоряжение поступает команда из 25 человек. В первую же ночь в новой должности Ванька задерживает 150 человек. Ванька Каин выдал розыску даже своего своего знакомого, который вел воровской журнал. Туда он записывал все “подвиги” живущих в городе воров и мошенников. Упоминался в журнале и Осипов. Однако новоиспеченный сыскарь обратился в Сенат с нижайшей просьбой простить ему прошлые преступления. За эту милость в течение двух следующих лет Ванька сдает своих бывших товарищей , десятки воров, убийц и мошенников.
Женитьба и “двойная игра”
В 1743 году задумал Ванька жениться и обратился в сыскной приказ с просьбой выдать ему денег на оплату долгов и впредь на пропитание. Но получил отказ. Тогда он начал вести двойную игру. Народу на свадьбу собралось много, но случился неприятный инцидент: священник отказался венчать молодых из-за того, что “венечная память” (разрешение на венчание) жениха оказалась фальшивкой.
Тогда верные товарища Каина на улице схватили первого попавшегося священника и угрозами заставил совершить обряд венчания. Далее подельники выловили на улицах Москвы около сорока купцов и привели их на свадьбу. Каин велел молодой жене насыпать в мешок гороха и выйти с этим “угощением” к гостям. Купцам пришлось откупаться деньгами от такого “деликатеса”.
Так началась новая страница в биографии Ваньки Каина. Он выстроил себе шикарный дом в Китай-городе. Днём он ловил преступников, а вечером в его особняке собирались авторитеты уголовного мира столицы. Теперь все пойманные бандиты попадают в сыск через дом Каина. Если откупается вор, его отпускают, нечем заплатить - езжай в сыскной отдел.
Осенью 1744 года Ванька идёт в Сенат и просит подписать указ, ограждающий его от доносов пойманных им преступников. Он де, поймал более 599 авторов и мошенников, но преступных элементов еще много в Москве и ему нужны особые полномочия, чтобы в сыске и поимке воров ему препятствий не чинили…
Так 26-летний вор стал практически “хозяином” Москвы.Он ловил мелких воришек и укрывал крупных преступников, кроме того, Каин создал настоящую коррупционную сеть, купив за взятки практически всех чиновников Сыскного приказа.
Разоблачение и каторга
В 1749 году Ванька Осипов был разоблачён генерал-полицмейстером Алексеем Даниловичем Татищевым.
В 1755 году Каина приговорили к смертной казни, но Сенат заменил её пожизненной каторгой. Ваньке вырвали ноздри, выжгли на лице каленым железом слово «вор», высекли кнутом и отправили в Сибирь, где он и умер.
На этом все. До новых встреч!