Кимоно — это не просто одежда. Это жест, форма уважения, почти дзэн на вешалке. Два прямоугольника, сшитые между собой, — вроде бы ничего особенного. Но именно в этом «ничего» и прячется все: свобода, осознанность, личный комфорт, от которого не хочется отказываться даже ради дресс-кода.
Когда-то кимоно было строго ритуальным: длина рукава, количество слоев, техника завязывания — все регламентировалось случаем. Но сегодня оно давно вышло за пределы традиции и стало участником большого эстетического разговора.
Крупные институции говорят с ним всерьез: в Metropolitan Museum экспозиция Kimono Style проследила, как эта лаконичная Т-форма вдохновляет моду не одно столетие.
В Victoria & Albert Museum выставка Kimono: Kyoto to Catwalk показала путь от утонченного шелкового обряда до кутюрных фантазий Гальяно, Маккуина и Маржелы.
Гальяно в 1995-м шьет кимоно-пальто — как будто оммаж Пуаре в кутюрной коллекции того же года выпускает платье с намеком на традиционные элементы японской одежды, но выведенным в кабаре-эстетику.
Маккуин в Scanners (2003) превращает его в изысканный наряд в духе высокой моды: рукава-крылья, золотая вышивка и драпировка сумасшедшей красоты.
Маржела — мастер деконструкции — на показе Spring Ready-To-Wear 2016 делает из него тканевый ребус на поясе. Кимоно то растворяется в конструкции, то становится ее центром.
Но особенно интересно смотреть не в архивы, а на живое. В самом Токио дизайнеры Jotaro Saito и Hiroko Takahashi шаг за шагом реставрируют прошлое, говоря с ним на современном языке. Сайто наносит урбанистическую графику на шелк, Такахаши превращает орнамент в оп-арт манифест.
И вот тут уже хочется примерить. Не только с музейной витрины, но и из повседневной реальности. Попробуйте кимоно с джинсами, кожей, на голое тело. В хлопке, в шелке, в вельвете.
И не обязательно искать в Киото: в России тоже есть интересные голоса.
У ИЗОЛЬНА — медитативное и строгое, как тишина на рассвете.
KIMONOVA предлагает бархатное кимоно с глубокими вырезами и вышивкой на спине — вещь-драма, которую хочется носить как оперу.
У Reque — сахарно-розовые комплекты, почти дзэн в пастельных тонах.
У Charuel строгость и повседневность, идеальная вещь-партнер для города и побега из него.
Мой личный фаворит — кимоно от KIMONOVA, в котором драма просыпается ещё до зеркала. В таком хочется выразительно молчать и входить в комнату с той самой осанкой, которую обычно приберегают для финальной сцены.
Если вы дочитали до пояса — считайте, уже в теме 👘
Лайк, подписка — как современная версия поклона. Не обязаны, но приятно.
Photo credit: metmuseum.org, vam.ac.uk, vogue.com, rakutenfashionweektokyo.com, takahashihiroko.jp
Если вам по вкусу моя форма мышления — загляните в другие тексты.