Легендарный лётчик подполковник Евгений Шиповский, которому поручали самые сложные и секретные боевые задания, умер во время прогулки по Москве. У офицера оторвался тромб. Об этом ИА Регнум сообщил источник.
Евгений Сергеевич Шиповский — легендарный лётчик-снайпер боевой авиации, который выполнял самые сложные боевые задачи во время афганского конфликта, а также первой и второй чеченских кампаний, был награждён орденом Мужества и медалью «За боевые заслуги». Он был участником уникальных боевых учений, которые получили название «Бросок через шесть часовых поясов». Кроме того, Евгений Сергеевич был заместителем начальника Липецкого аэроклуба по лётной подготовке, где обучал пилотов полётам на новых видах боевой техники.
18 июня Евгений Шиповский внезапно скончался, прогуливаясь недалеко от парка Останкино. Ему стало плохо на улице, прохожие не успели ему помочь.
«В Москве на улице Кашёнкин Луг на тротуаре возле одного из магазинов было обнаружено тело 68-летнего мужчины», — рассказал собеседник агентства.
По земле ходил он не так уверенно, как летал на самолете
Накануне смерти Евгений Шиповский звонил своему боевому товарищу Герою России Владимиру Богодухову. Мужчины договорились о встрече, но оказалось, что это был их последний разговор.
«За два дня до произошедшего Женя сам мне позвонил, собирался приехать в гости и звал меня к себе. Мы очень душевно поговорили, как будто он предчувствовал. Когда через пару дней мне сообщили о его смерти, я даже не поверил, до сих пор не верю. Всё так внезапно произошло, оторвался тромб и всё. Очень жаль, он был непревзойдённым пилотом и очень хорошим другом», — поделился Владимир Иванович.
Евгений Шиповский и Владимир Богодухов пролетали вместе почти 10 лет, с 1989 по 2000 год. Между ними сложились очень тёплые доверительные отношения, пилоты могли полностью положиться друг на друга и готовы были вместе идти до конца в самых опасных ситуациях. Но дружба между ними сложилась не сразу, Владимир Богодухов признался, что сначала побаивался своего напарника, он казался ему слишком строгим и прямолинейным.
«Когда я только приехал в Липецкий авиацентр, первое время я Женю боялся, стороной обходил. Он рубил правду-матку, из-за его нрава ему даже вручение очередного звания задержали, но как специалиста ценили очень высоко. Шутил он грубовато. Только лётчики понимали его шутки, сторонний человек, скорее всего, принимал этот юмор за грубость. Но это всё внешний образ, пообщавшись какое-то время, мы сдружились и пронесли эту дружбу через всю жизнь, могли друг другу доверить всё, даже жизнь. У нас в экипаже было соглашение: «Врагу не сдаётся наш гордый варяг». Были готовы вместе идти до конца», — вспоминает Владимир Богодухов.
Евгения Шиповского уважали и сослуживцы, и начальство. Ему доверяли самые сложные боевые задачи. Информация о многих из них до сих пор засекречена, но об их успешном выполнении свидетельствуют многочисленные награды пилота.
«Я помню первый боевой вылет, который мы с ним делали. Обычно истребители ходят парой, и ведущий был другой экипаж, но командир нашей группы сразу не смог определиться с целью. И он по рации связывается с нами и просит Женю выйти вперёд и стать ведущим: «Буду работать по тебе». Это говорит о большом доверии командира, и подобных случаев было много, всех уже не упомнить. Евгений не боялся брать на себя ответственность, если где-то нужно было полк восстановить — его отправляли в командировку туда, как инструктор он давал допуск вышестоящим по званию: генералам и начальникам других лётных центров. К нему приезжали лётчики с большими звёздами, чтобы лётные навыки поддерживать и совершенствовать. многие и все считали за честь, чтобы инструктором был у них Евгений Сергеевич Шиповский», — отметил Герой России.
По словам товарища, Евгений Шиповский был уникальным специалистом по всей боевой авиации и за время своей службы обучил сотни пилотов мастерству полёта на разных отечественных машинах.
«Всю фронтовую авиацию он знал и умел на ней летать, а если бы не знал что-то, я уверен, сел бы и полетел без проблем. Он летал лучше, чем по земле ходил. Летал, как дышал. Это человек, с которого любой лётчик мог брать пример, такого уровня далеко не каждый может достичь», — поделился товарищ.
Бросок через шесть часовых поясов
Одним из важных заданий для экипажа Евгения Шиповского и Владимира Богодухова стало участие в крупнейших военных учениях в 1993 году. Они вошли в историю под названием «Бросок через шесть часовых поясов». Перед лётчиками была поставлена ответственная задача — показать всему миру, что в сложнейшие для страны времена вооруженные силы находятся в боевой готовности. В учениях были задействованы два бомбардировщика Су-24М.
«Мы взлетали в Воронеже и садились за Байкалом, пролетая шесть часовых поясов. Полёт доверили самым подготовленным. Во время полёта нужно было сделать несколько дозаправок: первая была над Уфой ночью, затем над Омском. Потом мы садились за Байкалом. Там нам повесили боеприпасы, на полигоне мы нанесли ракетно-бомбовый удар, опять сели, переночевали и на следующий день мы обратно с двумя дозаправками перелетели снова в город Воронеж. Это было важное показательное мероприятие, что военно-воздушные силы живы и мы всегда готовы дать отпор любому врагу», — рассказал Владимир Богодухов.
Эти учения стали символом боеспособности российской авиации даже в самые смутные времена. Помимо этих учений за спиной Евгения Шиповского было много успешно выполненных заданий. Но в силу характера он не любил рассказывать о своих заслугах, предпочитая разговоры делу.
Евгений Сергеевич Шиповский родился 14 февраля 1957 года. Он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова (сейчас Борисоглебская учебная авиационная база ВУНЦ ВВС «ВВА»). Он служил в гарнизоне авиации Северной группы войск, базирующемся в аэропорту Жагань в Польше (1978–1983 гг.). Затем с 1983 по 1986 год был прикомандирован к военно-воздушной базе ВВС России в Джидинском районе, Бурятия. С 1986 по 1993 год Шиповский служил в Воронеже, затем до 2001 года в Липецке, где был заместителем начальника Липецкого аэроклуба по лётной подготовке. Он был старшим инспектором-лётчиком ОБП 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава (4-й ЦБП и ПЛС).
В 2001 году Евгений Сергеевич перешел в исследовательский отдел, занимался научно-исследовательской работой и ушёл на пенсию. Даже после увольнения из ВС РФ он продолжал заниматься обучением пилотов из дружественных стран, которые прилетали, чтобы пройти подготовку у известного специалиста.