Найти в Дзене
PictoTravel

Симфония для Северной Двины и сухогруза

Когда-то, читая про историю авангардной музыки, я наткнулся на упоминание композитора, который писал музыку не для обычных музыкальных инструментов, а для заводов, пароходов, самолетов. То есть они исполняли свои музыкальные партии, создавая грандиозную музыкально-шумовую картину. Звали его Арсений Авраамов. Впервые произведение прозвучало в Баку в 1922 году, и в исполнении участвовали катер с 50 паровозными гудками, и две артиллерийских батареи в роли ударных. В том числе были исполнены «Интернационал» и «Марсельеза». Однако сам Авраамов остался недоволен, дескать, звука не хватило. Я представлял себе, как это все могло звучать. Сейчас, конечно, уже не исполняется это произведение, но задумка и воплощение грандиозные. Но вот на днях я был в Архангельске, и мне довелось услышать и увидеть нечто не уступающее по размаху. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Я изначально не знал, что именно меня ждет. Приехал я в Архангельск по приглашению Центра туризма и культуры Архангель
Порт Архангельск и ледокол "Диксон"
Порт Архангельск и ледокол "Диксон"

Когда-то, читая про историю авангардной музыки, я наткнулся на упоминание композитора, который писал музыку не для обычных музыкальных инструментов, а для заводов, пароходов, самолетов. То есть они исполняли свои музыкальные партии, создавая грандиозную музыкально-шумовую картину. Звали его Арсений Авраамов. Впервые произведение прозвучало в Баку в 1922 году, и в исполнении участвовали катер с 50 паровозными гудками, и две артиллерийских батареи в роли ударных. В том числе были исполнены «Интернационал» и «Марсельеза». Однако сам Авраамов остался недоволен, дескать, звука не хватило.

Гудковая симфония
Гудковая симфония

Я представлял себе, как это все могло звучать. Сейчас, конечно, уже не исполняется это произведение, но задумка и воплощение грандиозные.

Но вот на днях я был в Архангельске, и мне довелось услышать и увидеть нечто не уступающее по размаху. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями.

Набережная Северной Двины
Набережная Северной Двины

Я изначально не знал, что именно меня ждет. Приехал я в Архангельск по приглашению Центра туризма и культуры Архангельской области в составе проекта МедиаАмбассадоры, и программа была очень плотной, и среди прочего там была упомянута премьера сочинения «Коды реки. Северная Двина».

Белые ночи Архангельска: суровая северная красота
Белые ночи Архангельска: суровая северная красота

Тут требуется небольшое отступление для тех, кто в Архангельске не был. Архангельск летом — это белые ночи. И они намного белее питерских, не в обиду Санкт-Петербургу. Это еще не полярный круг, и солнце здесь заходит, но закат по-северному величественен и нетороплив. В тот день, когда показывали «Коды реки», даже погода играла свою партию: дождь прекратился, над Двиной пролетали облачка, а солнце тихонько кралось к горизонту, окрашивая Красную пристань своими лучами.

Набережная Северной Двины в городе очень длинная и красивая, и почти всю ее заполнили пришедшие посмотреть премьеру. Я не знаю, как кратко назвать происходящее, это не опера и не театр, а что-то большее. В анонсе представление названо «аудиовизуальный перформанс».

-5
-6

Так вот. Вдоль набережной построили множество стилизованных чумов, в которых сидели музыканты. Появились девушки и юноши в белых одеждах, и зазвучала музыка. В процессе танцующая группа перемещалась вдоль площадок, зрителей также пригласили свободно перемещаться, чтобы почувствовать происходящее с разных точек. Каждая локация и каждая новая музыкальная часть были посвящены разным частям реки и разным темам. Всего было шесть частей: «Река», «Хороводы», «Чудь», «Корабли», «Индия», «За Невагою».

-7
-8

-9

Музыку к «Кодам реки» сочинил Владимир Горлинский, для этого он путешествовал по Северной Двине, и собирал этнографический музыкальный материал, который и лёг в основу произведения.

В проекте участвуют музыканты Тина Кузнецова (проект Zventa Sventana), Московский ансамбль современной музыки, певицы Валерия Полякова, Светлана Филиппова и Мария Говорова (Москва). Художник-постановщик аудиовизуального спектакля - Этель Иошпа, а хореограф проекта - Ксения Бурмистрова. Всех участников перечислить не смогу, их очень много и все большие молодцы. Очень сложно такое масштабное действо организовать и отлаженно исполнить.

-10
Сухогруз "Таймыр" был непосредственным участником перформанса
Сухогруз "Таймыр" был непосредственным участником перформанса

Но самое мощное впечатление на меня произвело появление сухогруза "Таймыр", с которого также доносились музыка и пение, а сухогруз дополнил музыку звуками гудков.

Вся эта красота продолжалась более 40 минут, но было так круто, что казалось прошло лишь несколько минут. Местами я от восторга даже дышать забывал.

Не знаю, насколько фотографии и видео могут передать масштабность происходящего, но вот некоторые фотографии для иллюстрации, но это наверное процентов 10 от общего впечатления, когда ты находишься внутри этого действа и сам немного становишься его частью.

-12
-13
-14

«Коды реки. Северная Двина» без преувеличения стали сильнейшим впечатлением от путешествия в Архангельск. А было еще много всего: гастрономический фестиваль, поездка на колесном пароходе, вечер на берегу Белого моря. Но об этом я расскажу вам в следующий раз.