Целый месяц ездил по деревням реки Онега и Северной Двины, добрался и до Белого моря. Такая красота, и столько там заброшенных домов, что грустно становится. А перед этим нужно сказать почему так надолго поехал?
В 2019 году придумал я сам себе фотопроект про пять рек Русского Севера. Двина и Вага хорошо сняты, а вот весны на Онеге, Мезени и Пинеге не хватало. 2 недели провел на Онеге по новым местам. Она удивила не меньше, чем Мезень! Столько старинных деревень, про которые многие и не слышали. Еще 2 недели на Двине. Доснял те места правого берега, которых не хватало для моей фотокниги.
Приехав на Онегу, в этот день зацвела черемуха, а уезжал из Устюга, отцветала сирень. Весна сменилась летом. Я попал в самый разгар белых ночей к дню летнего солнцестояния. Они настолько светлые, что можно читать книгу. Только не говорите, что в Питере есть белые ночи. Там их нет. Приезжайте в Архангельск и сами все поймете.
Пополнил коллекцию расписных изб. Удивительное и самобытное явление, когда зажиточные крестьяне украшали так дома. Почему сейчас такого нет? У людей пропал вкус.
Когда путешествуешь в одиночку, то уходишь в творчество и ни от кого не зависишь. Так я каждый день устраивал фотомарафоны. То есть с 6-7 вечера начинал ездить по точкам, снимая красоту. Спасть не ложился, снимал рассвет, а потом отбой в 4-6 утра. Один раз даже в 9 утра лег.
Это путешествие вышло мультиформатным, т.к. ездил на разных видах транспорта и ходил пешком с рюкзаком. Таким образом, получилось добраться в труднодоступные места.
Без лодки это путешествие было бы не осуществить. До многих мест попасть можно только по воде. К тому же с лодки открываются новые ракурсы для съемки.
Лодку использовал Фрегат 280Е 15-ти летней давности, плюс мотор Honda 2.3. Самый большой его плюс, что он легкий 12 кг и экономичный. На баке в 1 литр - запас хода 2-3 часа. Когда идти недалеко, то я даже не собирал пол, чтобы максимально упростить процесс сборки и сократить время. Его в путешествии зачастую не хватает.
Лучшие ночевки были на диких песчаных островах Двины и на берегу Белого моря. Маршрут получился кольцевой из Каргополя до Онеги, затем на Архангельск и далее вдоль всей Северной Двины до Великого Устюга, иногда приправляясь на правый берег.
В этот раз совершил речные круизы по Онеге и Двине. Это необычно и материал для книги нужный. Прокатился на 114-летнем колесном пароходе Гоголь, на трех теплоходах в Архангельске, три раза на Заре, на катере КС, а еще на трех паромах. Водное сообщение поддерживает государство, т.к. оно убыточно и давно бы закрылось. Очень хорошо, что теплоходы продолжают ходить.
Впервые в жизни проехал на узкоколейном поезде, причем рейс получился индивидуальный. Пассажиров не было. Авнюгская УЖД существует до сих пор и закрываться не собирается. Даже ремонтируется каждый год.
Каждый раз в пути встречаешь новых людей, порой они рассказывают истории, что можно писать книгу. Спасибо всем за встречи и угощения!
Ездил на старом добром Hyundai Tucson. Хорошо, что тушкан не подвел, нигде не сломался. Терпел все неровности дорог. Кушал хорошо, не меньше 10 литров, а зачастую 12-13 в рваном режиме.
Еду готовил сам на газовой плите. Иногда заезжал в кафе по пути, если они были. В глубинке это редкость. На улице было тепло, поэтому использовал сумку-холодильник Campingaz на 5 литров. Сумка изотермическая маленькая, но мне хватает её для хранения сыра, колбасы и фруктов. Держит 6 часов с аккумулятором холода, а поскольку заморозить было негде, то на ночь оставлял сумку на крыше машины. По ночам +5, она охлаждается.
Привез 900 гб фото и видео материала! Более 10 тысяч кадров и 12 часов видео. Проехал 4600 км на машине, 35 км на лодке, 250 км на теплоходах, 60 км на УЖД и сколько-то там прошёл пешком.
И так, какие еще мысли? Лучше путешествовать и не откладывать на потом, т.к. все меняется. Тех деревень и храмов завтра может и не быть. Что-то само разрушится, что-то разберут на дрова и т.д. Нужно снимать как можно больше, чтобы это сохранить хотя бы так.
Деревень сотни и сотни посетил. Невероятно красивы, но многие брошены. Особенно правый берег Двины и левый Онеги. Очень жаль. Может придумать программу поддержки таких удаленных деревень, чтобы они не пропали? Как считаете?
Подробно про это путешествие рассказывал в своём телеграм di_artphoto прямо в пути. Каждый день старался написать пост. Выложил около 300 фотографий, причем каждая с историей и комментарием. Кому интересно, подписывайтесь. В телеге все самое свежее, публикации выходят каждую неделю. Читайте также как я провел полтора месяца в путешествии по Кавказу и Крыму, и какие сделал выводы.