Найти в Дзене
"о Женском" онлайн-журнал

Скандал на бис: "Тату" возвращаются к своему главному шоу

Когда-то они будоражили мир школьными юбками, откровенным поведением и строчкой "Я сошла с ума" – став символом подросткового бунта и хитро сконструированного эпатажа. Потом были ссоры, обвинения и окончательный разрыв. И вот, спустя годы молчания и уколов в прессе, Юля Волкова и Лена Катина снова вместе. Что это – долгожданное примирение двух звёзд или просто попытка освежить былую славу и напомнить о себе подзабытой публике? В будущем она будет шептать в микрофон "Я сошла с ума" и кричать "Нас не догонят" на весь Евросоюз. А тогда – была девятилетней девочкой из московской семьи, в которой мама – стилист, а папа – бизнесмен. Юлия Волкова росла в атмосфере дисциплины и артистических амбиций. Музыкальные способности заметили рано – и Юлю отдали в школу, где она исправно штудировала фортепиано. Но к нотам быстро добавились сцена и софиты. В девять лет Юлю приняли в "Непоседы" – фабрику юных звёзд, откуда вышли и Лазарев, и Топалов, и Катина, с которой Юле ещё суждено будет закрутить оди
Оглавление

Когда-то они будоражили мир школьными юбками, откровенным поведением и строчкой "Я сошла с ума" – став символом подросткового бунта и хитро сконструированного эпатажа. Потом были ссоры, обвинения и окончательный разрыв. И вот, спустя годы молчания и уколов в прессе, Юля Волкова и Лена Катина снова вместе. Что это – долгожданное примирение двух звёзд или просто попытка освежить былую славу и напомнить о себе подзабытой публике?

От "Ералаша" до эпатажа: детство Юлии Волковой

В будущем она будет шептать в микрофон "Я сошла с ума" и кричать "Нас не догонят" на весь Евросоюз. А тогда – была девятилетней девочкой из московской семьи, в которой мама – стилист, а папа – бизнесмен. Юлия Волкова росла в атмосфере дисциплины и артистических амбиций. Музыкальные способности заметили рано – и Юлю отдали в школу, где она исправно штудировала фортепиано.

-2

Но к нотам быстро добавились сцена и софиты. В девять лет Юлю приняли в "Непоседы" – фабрику юных звёзд, откуда вышли и Лазарев, и Топалов, и Катина, с которой Юле ещё суждено будет закрутить один из самых обсуждаемых дуэтов в истории российской поп-музыки.

Чтобы развивать актёрские таланты, Волкову перевели в школу с театральным уклоном: уроки сценической речи, походка, мимика, жестикуляция – всё это оттачивалось с детства. А потом был и "Ералаш" – Юля мелькнула в двух эпизодах, подтверждая репутацию девочки с яркой внешностью и хорошим сценическим чутьём.

Кто бы мог подумать, что совсем скоро из этой правильной и артистичной девочки сделают символ подросткового бунта – с галстуком, короткой юбкой и тяжёлым взглядом в камеру.

Воспитана на "Дюне" и фортепиано: как росла рыженькая из "Тату"

В отличие от своей будущей скандальной коллеги, Лена Катина родилась не просто в музыкальной, а в прямо-таки музыкально-семейной династии. Её отец, Сергей Катин, играл в "Арсенале", а позже – в группе "Дюна", подарившей стране хиты "Коммунальная квартира" и "Привет с большого Бодуна". Словом, песни с понятным послевкусием 90-х. Мама же, выпускница Гнесинки и педагогического института, ушла в модный бизнес и сумела в непростые времена управлять бутиками в столице.

Когда Лене исполнилось три, родители развелись, но отец остался рядом – наблюдал, направлял и, по сути, стал продюсером её музыкального пути ещё до того, как это стало популярно у российских звёзд шоу-бизнеса.

-3

Сначала девочку хотели видеть в спорте: фигурное катание, плавание, гимнастика. Но фортепиано взяло верх, а вокальные данные сделали своё дело. В десять лет Лена уже пела в детском ансамбле "Авеню", а к тринадцати попала в "Непоседы", как и Волкова.

К моменту ухода из "Непосед" – по причине банальной "переросла" – Катина уже была на заметке у продюсеров. Идея музыкальной акции против войны в Югославии, казалось бы, уводила её по пути сольной карьеры: ей написали песни, начали репетиции, готовили сценический образ. Но судьба – и деньги спонсора – решили иначе: вместо нежной одиночки на сцене появилась провокационная пара. А Катина – уже с опытом, вокалом и проверенной подругой (Юлей Волковой) – дала на это добро.

Скандал как стратегия: как "t.A.T.u" взорвали поп-сцену

В 1999 году продюсер Иван Шаповалов решил сделать проект, который невозможно игнорировать. На кастинге он выбрал двух юных участниц – Юлю Волкову и Лену Катину. Девочкам было 14 и 15 лет. Сценический образ придумали взрослые: школьницы, якобы влюблённые друг в друга*, с вызывающим поведением и откровенными текстами.

-4

Название "Тату" расшифровывалось как "Та любит ту"*. По данным из открытых источников родители девушек не возражали. Отец Лены позднее честно признал:

"Имидж – просто удачный сценический ход"

Сингл "Я сошла с ума" стал сенсацией. Клип с поцелуями школьниц* мгновенно занял первые строчки чартов, а сам проект – внимание крупных лейблов. Контракт с Universal, миллионные тиражи, премии MTV и гастроли по США и Европе – t.A.T.u. стали экспортной сенсацией. Музыкальный критик и продюсер Павел Рудченко высказывался об их взлёте так:

"Тату" была гиперпопулярной во всём мире. В этом есть непосредственная заслуга продюсера Ивана Шаповалова – он гениальный пиарщик, продумал все ходы. Сыграл на скандальных образах двух молодых девушек, что сейчас на Западе восхваляется", – по данным News.ru

Но за всем этим стоял холодный расчёт. К 2003 году группа начала терять популярность: отменённые концерты, падающий интерес. Шок-формат перестал работать, когда аудитория заподозрила, что чувства на экране – это всего лишь продюсерская постановка.

Громкий провал или почти триумф: "Тату" на Евровидении

Весной 2003 года "Тату" отправились представлять Россию на конкурсе "Евровидение" в Риге. С песней "Не верь, не бойся, не проси" и репутацией самых дерзких девочек Восточной Европы, дуэт заранее вызывал тревогу у организаторов – тех заранее предупредили: малейшее хулиганство, и группа будет снята с участия.

-5

На сцене Юля и Лена обошлись без скандала, но бурю всё равно вызвали. Провокационный имидж, вызывающий номер и на удивление сдержанная песня привели к тому, что "Тату" заняли третье место, уступив Турции и Бельгии всего несколько баллов. Самой большой интригой стало нулевое количество баллов от Великобритании и Ирландии – при том что последнее голосование публики было отменено "по техническим причинам" и заменено мнением жюри.

Первый канал попытался оспорить результат, заявив, что оценки кажутся подозрительно низкими, и потребовал раскрыть данные голосования. Но Европейский вещательный союз остался непоколебим: скандал, конечно, шоу украшает, но правила для всех едины.

Так t.A.T.u. не стали победителями, но именно после этого "Евровидения" они окончательно закрепились в статусе самой обсуждаемой поп-группы России. Победить не удалось, но шоу – они устроили на все сто.

Конец сказки: из "одного целого" – в два противоположных лагеря

"Мы любим друг друга*", – в начале нулевых эти слова звучали в каждом интервью t.A.T.u. Сцена, сцепленные руки, дерзкие взгляды, демонстративная близость – всё это казалось настоящим. Девушки выглядели как родственные души, словно созданные друг для друга не только по сценарию, но и по жизни. Однако реальность, как это часто бывает, оказалась прозаичнее: перегревшись под софитами мировой славы, "татушки" начали отдаляться друг от друга, и в итоге – выгорели.

-6

К 2009 году усталость стала очевидной. Менеджер проекта осторожно сообщил о "передышке" и переходе к сольным карьерам, но в воздухе уже витал запах окончательного разрыва. Официально группа распалась в 2011-м, хотя еще какое-то время продолжала подогревать фанатские надежды совместными выступлениями – на "Голосе" в Румынии, на Олимпиаде в Сочи. Каждый раз – как будто прощание, но не навсегда.

А потом – резкий поворот. В 2014 году Лена Катина опубликовала видеообращение на своём Youtube канале, в котором заявила:

"По причине некорректного поведения Юли я должна сообщить, что наше дальнейшее сотрудничество, как и общение, стало невозможным. Юля неоднократно грубо высказывалась в мой адрес публично, а потом и вовсе поставила ультиматум, отказавшись сотрудничать со мной в проекте t.A.T.u., если я не буду слушать ее и ее команду по всем вопросам."

Юля, в свою очередь, не осталась в стороне:

"Стало очевидно, что мы повзрослели: у каждой появились свои амбиции, начались вечные споры. Стало понятно, что нужно что-то менять, развиваться и идти вперед.", говорила экс-певица в интервью 8 каналу

Выступление на Олимпиаде в Сочи, по её словам, удалось только благодаря уговорам всей команды. А после – снова ссора. Снова – молчание.

Разные ритмы, разные характеры, разные взгляды. Но главное – накопленная за годы обида, из которой не вышел ни один честный разговор. В какой-то момент сцена перестала объединять. И распад, как ни странно, стал логичным продолжением этой некогда красивой сказки.

Что же действительно разрушило "Тату"? Ушёл ли с ними Шаповалов и весь задуманный им концепт? Или всё было проще – две девушки просто не смогли ужиться в мире, где каждое их слово растиражировано, а каждое молчание – громче крика?

Назад в прошлое: примирение или выгодная ретроспектива?

Прошло двадцать лет с тех пор, как весь мир напевал "All the things she said", а теперь – будто по кругу. В 2025 году группа t.A.T.u. официально заявила о воссоединении. Участницы пообещали "вернуться в новом формате", а поклонникам – "удивление, драйв и настоящие эмоции".

Что это – неожиданное прощение после лет долгих молчания и взаимной неприязни? Или всё-таки попытка сыграть на проверенном ностальгическом материале? Всё-таки сейчас, когда рынок шоу-бизнеса переполнен новыми именами, t.A.T.u. – один из немногих брендов нулевых, способных собрать стадион на одном только имени.

-7

Мероприятие намечено на 19 июля 2025 года и пройдет в Ялте, на территории курорта "Мрия". На афише – лаконичное:

"Снова вместе"

Билеты уже доступны на популярных платформах, в том числе на "Яндекс Афише".

5 июня Юлия Волкова подогрела интерес коротким видео в личном блоге: две бывшие антагонистки снова стоят плечом к плечу – в серебристых плащах и с букетами в руках. Подпись:

"Заинтриговали? Какие идеи?"

Словно напоминая, что t.A.T.u. всегда играли на грани эпатажа и недосказанности. Еще раньше, 1 июня, появилась фотография с той же темой:

"Путь длиною в жизнь… И снова мы идем одной дорогой, уверенно и только вперед".

Катина репостнула публикацию – без комментариев.

На официальных снимках – две взрослые женщины. Уже не школьницы в форме, не подруги "на показ»", а скорее партнёрши по некогда очень выгодному бизнесу. В новом релизе они обещают "быть собой", но что это значит для тех, кто помнит их дерзость и провокации двадцатилетней давности?

Одно ясно точно: "Тату" возвращаются. И снова, как в юности, хочется спросить: "Не верь? Не бойся? Не проси?"

А что думаете вы?

Верят ли бывшие солистки t.A.T.u. в своё новое "вместе" – или просто вовремя вспомнили формулу прошлого успеха, чтобы извлечь из неё максимум в эпоху ретро-ностальгии? Возможно ли настоящее примирение после стольких лет молчаливой вражды? Или это всего лишь репетиция перед выгодным туром?

Делитесь своим мнением в комментариях: считаете ли вы воссоединение t.A.T.u. – искренним шагом навстречу друг другу или хорошо спланированной коммерческой акцией?

Подписывайтесь на наш канал – впереди ещё не одна группа, оставленная в нулевых, о которой вы захотите вспомнить вместе с нами.

*Деятельность международного общественного движения ЛГБТ запрещена в Российской федерации