Рассказ об итальянском военном трицикле Benelli 500 M36 Mototriciclo из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова
Италия и мотоциклы - это вещи, которые сложно представить друг без друга. Итальянские спортивные мотоциклы являются одними из мировых лидеров, а такое понятие, как мотороллеры, и вовсе стало итальянским ноу-хау. Между тем, в прошлом основная масса итальянского мотоциклостроения занималась далеко не одними гражданскими моделями. Немалый объем их производства занимали военные мотоциклы, включая весьма специфичные модели, причем вполне удачные.
Среди экспонатов Мотомира Вячеслава Шеянова, находящегося в Самаре, есть немало уникальных образцов военной техники. Если там не были, настоятельно рекомендую, это крупнейшая в мире коллекция военных мотоциклов. Особое место в ней занимают итальянские мотоциклы, некоторые из которых ныне можно увидеть только здесь. Среди них есть и Benelli 500 M36 Mototriciclo, один из представителей итальянских военных трициклов, массово применявшихся со второй половины 30-х годов.
Одно из старейших предприятий Италии по выпуску мотоциклов (старше только Moto Guzzi) изначально занималось иной деятельностью. Братья Бенелли поначалу занимались ремонтов машин, велосипедов и оружия. Первая мировая война расширила их деятельность, а также сподвигла на расширение предприятия. Особенно после серии разрушительных землетрясений лета 1916 года. В 1919 году братья создали первый мотоцикл, а год спустя построили для него собственный двигатель. Серьёзная заявка на успех, ибо в то время было нормой использовать моторы от сторонних производителей.
Производство полностью своих мотоциклов Fabbrica Motoveloci Fratelli Benelli начала в 1921 году, представив в Милане модель с 98-кубовым мотором. На ниве моторостроения ведущая роль была у Джузеппе Бенелли, самого старшего из 6 братьев. Постепенно были созданы моторы объемом 125, 147 и, самый коммерчески успешный, 175 кубических сантиметров. Успехи были далеко не только с точки зрения коммерческого успеха: Антонио (Тонино) Бенелли, самый младший из братьев, завоевал первую победу на 175-кубовой модели в 1923 году. Увы, он же первым ушел из жизни. 27 сентября 1937 года произошло лобовое столкновение с машиной, идущей по встречной полосе.
Тонино в тот момент управлял Benelli 500 Sport, спортивной версией мотоцикла, который также производился для итальянской армии. К середине 30-х годов для нужд итальянских военных производилось две модели - с моторами объемом 247 и 493 кубических сантиметра. При этом более интересной для военных была 500-кубовая модель, как обладающая большей мощностью и скоростью. Следует отметить, что итальянцы, в отличие от ряда других стран, не стали выпускать мотоциклы объемом 750 кубических сантиметров. Им вполне хватало мотоциклов среднего класса, менее мощных, но и более легких.
Еще одной интересной особенностью итальянских мотоциклов для военного использования стало то, что коляски для них являлись редкостью. Они, безусловно, выпускались разными фирмами, включая Moto Guzzi, например. Но более приоритетным направлением стали трехколесные мотоциклы. Они получались более тяжелыми, чем мотоциклы с коляской, но с точки зрения практичности их превосходили. Если в коляске можно было разместить седока да пулемет, то грузовая платформа Mototriciclo имела куда больше возможностей.
В гамме Benelli имелись и мотоциклы с коляской, и трициклы. Появились они в начале 30-х годов, причем трицикл изначально предназначался для гражданских нужд. В 1933 году в каталоге фирмы появилась модель 175 c.c. Motofurgone. Впрочем, для военных нужд такого мотора было маловато. В 1936 году, используя как базу гражданскую 500-кубовую модель 500 C.C. Turismo, Benelli создала военный трицикл. Он получил обозначение Benelli 500 M36 Mototriciclo.
Впервые 4-тактный 1-цилиндровый мотор объемом 493,6 кубических сантиметра появился в гамме Benelli с 1933 года. Он развивал мощность 13 лошадиных сил при 4500 об/мин, что хватало не только мотоциклу-одиночке, но и трициклу. При сухой массе 340 кг Benelli 500 M36 Mototriciclo мог тащить до 400 кг, что как раз равно грузоподъемности самого легкого грузовика (8 CWT, то есть 8 хандервейт, или 406 кг). Фактически трицикл заменял легкие грузовики, являясь более легкой и дешевой альтернативой.
Каких-то сложных путей в Песаро искать не стали. Передняя часть трицикла полностью повторяла Benelli 500 C.C. Turismo, она крепилась к основной раме, на которой устанавливался деревянный кузов. Официально он, конечно, грузовой, но итальянские военные думали по этому поводу по-разному. Benelli 500 M36 Mototriciclo, набитых людьми, вполне хватает. Естественно, объемы кузова были совсем не безграничны, но, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Собственно говоря, Benelli 500 M36 Mototriciclo как раз и создали, чтобы ехать, то есть в рамках программы моторизации. Она предусматривала моторизацию мобильных подразделений, прежде всего берсальеров. Им, в первую очередь, и шли данные аппараты. Характерная форма с шляпой или шлемом, украшенным перьями, часто встречается на снимках с данным трициклом. Причем практически сразу Benelli 500 M36 Mototriciclo пошли в бой. Случилось это после начала Гражданской войны в Испании, где Италия выступала за националистов.
Довольно быстро выяснилось, что трицикл может использоваться для широкого спектра задач. В том числе и как артиллерийский тягач. В него впрягали, например, 47-мм противотанковую пушку, для чего в кузове ставилось специальное сцепное устройство. Такая хитрость потребовалась в связи с со специфичностью лафета орудия, которое, в противном случае, цеплялось бы станинами. Также Benelli 500 M36 Mototriciclo мог таскать 20-мм зенитную автоматическую пушку Breda Mod.1935. Естественно, уверенно он их таскал по дорогам, но тем не менее. Для европейского ТВД вполне хватало.
Впрочем, более частым явлением стало использование трицикла Benelli как пулеметовоза (например, для перевозки станкового пулемета Breda 37), а также средства перевозки радиостанций. Нередко трициклы применялись как подвозчики боеприпасов. Следует отметить, что Benelli 500 M36 Mototriciclo стал первым по-настоящему массовым трициклом итальянской армии. Далее появился более мощный Moto Guzzi TriAlce, а позже и единые военные модели, унифицированные по кузову. Самое интересное, что "нормальный" военный мотоцикл Benelli 500 V.L. M40 (VLM), появившийся в 1940 году, вырос из трицикла.
Как и основной массе итальянской техники времен Второй мировой войны, трициклам Binelli не повезло. Те, что пережили войну, использовались в народном хозяйстве до выработки ресурса. Впрочем, несколько штук всё же дожило до наших дней. Один из них восстановил итальянский реставратор Костантино Фронталини, как раз этот мотоцикл представлен в Мотомире Вячеслава Шеянова. Использовался он для охраны аэродромов, для чего в кузове установили авиационный пулемет Breda SAFAT на треноге.
Переделка в пулеметовоз почти никак не повлияла на сам кузов трицикла. Он вполне стандартный, изготовлен из дерева, в штатном исполнении сверху мог прикрываться тентом. Помимо самого пулемета и его треноги, внутри размещался боезапас, а также ЗИП. Расчет пулемета сидел прямо на ящиках, не то, что верх комфорта, но это всё равно, чем ходить пешком. Поскольку данный трицикл находился на вооружении итальянских ВВС, его цвет отличается от базового цвета итальянской техники.
Можно сказать, что в случае с данным трициклом получился двойной раритет. Дело в том, что очень большой редкостью является не только Benelli 500 M36 Mototriciclo, но и сам пулемет. В музеях Breda SAFAT почти не представлен, а тут он во всей красе, да еще и со штатным ящиком, а также пехотной треногой. Использовалась такая комбинация как подвижная огневая точка, причем у итальянцев существовало несколько вариантов пулеметовозов.
Список источников:
Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
motos-of-war.ru
Другие материалы по итальянским мотоциклам: