Найти в Дзене
Путешествовать легко!

В Адыгею на майские 2025. Часть 5. Гумское ущелье. Короткий путь - не всегда самый быстрый...

Приветствую всех неравнодушных! Сегодня вторник, а значит мы едем в Гуамское ущелье! Почему именно во вторник? Всё просто - по этому ущелью проложена старая узкоколейка, работающая в туристическом режиме - каждый день, кроме вторника. Поэтому сегодня можно погулять по рельсам. Как по мне - это всяко лучше, чем ехать в набитом туристами вагончике. Приготовьтесь - сегодня будет много фотографий и даже одно видео :). Из Гузерипля до Гуамки можно доехать тремя путями: М-м-м... что же выбрать? Конечно же - самую короткую! Поехали! В точке 44.228122, 40.122349 сворачиваем на смотровую площадку. После дождей сюда только на полном приводе - на пути небольшая болотинка. Площадка шикарная! Сегодня нам повезло с погодой и мы, наконец-то, можем насладиться горными видами. Нужный нам поворот на Мезмай находится в этой точке: 44.144360, 40.052728. Съезжаем с асфальта, стравливаем колёса до 1,4 атм - ну чтобы не трясло. Я-то думал, что тут приличная грунтовка, но оказалось, что это не совсем так..
Оглавление

Приветствую всех неравнодушных!

Сегодня вторник, а значит мы едем в Гуамское ущелье! Почему именно во вторник? Всё просто - по этому ущелью проложена старая узкоколейка, работающая в туристическом режиме - каждый день, кроме вторника. Поэтому сегодня можно погулять по рельсам. Как по мне - это всяко лучше, чем ехать в набитом туристами вагончике.

Приготовьтесь - сегодня будет много фотографий и даже одно видео :).

Как доехать.

Из Гузерипля до Гуамки можно доехать тремя путями:

  • через Майкоп и Апшеронск - самый длинный путь - 155 км, но зато по хорошему асфальту.
  • через Майкоп и станицу Дагестанская - 133 км, но есть небольшой участок вроде бы грунтовой дороги или грейдера.
  • через Камышанову поляну и Мезмай - самый короткий путь - всего 94 км, но есть нюанс...

М-м-м... что же выбрать? Конечно же - самую короткую! Поехали!

Дорога...

В точке 44.228122, 40.122349 сворачиваем на смотровую площадку. После дождей сюда только на полном приводе - на пути небольшая болотинка. Площадка шикарная!

Сегодня нам повезло с погодой и мы, наконец-то, можем насладиться горными видами.

Нужный нам поворот на Мезмай находится в этой точке: 44.144360, 40.052728. Съезжаем с асфальта, стравливаем колёса до 1,4 атм - ну чтобы не трясло. Я-то думал, что тут приличная грунтовка, но оказалось, что это не совсем так... Дорога представляет собой постоянный спуск к посёлку Мезмай, на протяжении 12 км. Она то выглядит каменистой грунтовкой, то превращается в колею, покрытую грязью, достаточно скользкой и жидкой после дождей.

И вот в районе Камышановой поляны видим впереди что-то совсем труднопроходимое, сворачиваем направо - в объезд, и встречаем ребят на двух кроссоверах. Они попытались преодолеть небольшое понижение в рельефе, заполненное грязью, но побарахтавшись в этой жиже, решили туда больше не лезть, что было вполне разумно.

Но у нас же "ЖЫП" - смело еду по их следам (предварительно попросив ребят пока никуда не уезжать - мало ли что - хоть назад дёрнут). Ныряю в скользкую жижу и машина сразу садится на брюхо. Хорошо, что лебёдку заранее размотать додумался. Быстренько зацепился за ближайшее дерево и машина потихоньку выкарабкалась на противоположный берег. Ребятам из кроссоверов большое спасибо, что подождали, пока мы выберемся - мало ли что могло пойти не так.

Ладно, дорога нескучная - едем дальше. А дальше было бездорожье различной степени тяжести и в очередном "засадном" месте машина снова села на брюхо. Но тут я принципиально хотел обойтись без лебёдки. Для этого стравил колёса до классических внедорожных 0,7 атм, что позволило заработать боковым грунтозацепам и увеличило площадь контакта колеса с поверхностью, благодаря чему машину удалось сдвинуть с места назад.

А потом, чуть набрав скорость, она поехала вперёд по этой "чаче" как по асфальту! Низкое давление творит чудеса :).

На низком давлении и на нормальной резине это проходится без проблем.
На низком давлении и на нормальной резине это проходится без проблем.

Уже ближе к Мезмаю оставалось последнее препятствие в виде небольших каменных ступеней, которые с лёгкостью были преодолены (по сравнению с полуостровами Средний и Рыбачий - это ерунда полная :) ).

Перед ступенькой.
Перед ступенькой.

По дороге, честно говоря, было не до съёмок, но ключевые моменты на видео мы всё же сняли - они дают представление о состоянии дороги после дождей.

И вот мы, наконец, выехали в Мезмай. Прямо к мостику, который находится тут: 44.197265, 39.960661. Но доверия он не внушал - машина всё же тяжёлая, поэтому поехали искать другой мостик и нашли его тут: 44.197056, 39.959927.

Накачать колёса до асфальтового давления остановились на асфальте, у начала тропы на Орлиную полку.

Люди, которые оттуда возвращались, вид имели, почему-то, весьма печальный и немного грязный. Надо будет как-нибудь тоже сходить туда - посмотреть что показывают.

Но сейчас нам дальше - в Гуамку, до которой мы доехали уже без приключений (не считая периодически появляющейся "гирлянды" на приборке).

Гуамское ущелье.

Припарковались на парковке здесь: 44.227024, 39.902887. Парковка оказалась платной.

На платной парковке
На платной парковке

Цена - 300 р. до конца дня - приемлемо. На самом деле, можно припарковаться и бесплатно - вот тут: 44.229959, 39.901851, но мы об этом не знали.

Бесплатная парковка
Бесплатная парковка

Поставив машину, отправились гулять по ущелью.

-11

Недалеко от парковки находится станция "Гуамка". Здесь расположены кассы на паровозик, который катает туристов.

А мы по шпалам идём дальше.

По шпалам.
По шпалам.

На самом деле, идти можно не только по шпалам, но и по тропинке, проложенной рядом с рельсами - местами это намного удобнее. Слева, со стороны обрыва, установлен металлический забор в виде сетки, справа - отвесная скала.

-14

Раньше поезд ходил до Мезмая, но сошедший оползень уничтожил ж/д пути и теперь на этой узкоколейке всего 2 станции - "Гуамка" и "Урочище Монахово", между которыми 1707 метров. Это расстояние мы прошли не так уж быстро, поскольку совершенно не спешили и любовались ущельем, рекой и скалами.

На станции "Урочище Монахово" решили перекусить на столиках местного кафе.

-16
-17

Справа чуть вдалеке виднеется что-то вроде канатной переправы через реку, но в это время она, видимо, не работает. Как я понял, отсюда начинается маршрут из ущелья вверх к Монаховой пещере и истоку Монахова водопада, сбегающего сверху.

Перекусив, мы спустились к реке и немного погуляли по берегу. Вокруг красота!

Но время идёт и нам нужно двигаться дальше.

-19

Внимательный турист может почувствовать себя ... в Лондоне :)

Часы на станции.
Часы на станции.

За платформой станции забор, отгораживающий пути от обрыва, пропадает, и вместо него появляется запрещающая ленточка :).

Ленточка...
Ленточка...

Поэтому теперь можно нормально поснимать ущелье!

-22

Где-то в точке 44.207341, 39.910393 мы увидели "Водопад желаний". На самом деле - очень симпатичный и полноводный в это время года.

"Водопад желаний"
"Водопад желаний"
Даже табличка есть.
Даже табличка есть.

Рядом с водопадом отличный вид на каньон!

Высота пугающая - аж дух захватывает :). И рядом табличка с указателем:

Табличка
Табличка

Идём в сторону "ошибки" и выходим на Партизанский мост, во время войны дважды подорванный партизанами, о чём свидетельствует табличка на скале.

-27

Недалеко есть ещё табличка:

На велосипеде - нельзя.
На велосипеде - нельзя.

А вот и сам мост:

Партизанский мост
Партизанский мост

С моста открывается потрясающий вид вниз!

Через несколько сотен метров от моста железная дорога делает поворот и проходит между двух скал - это и есть "Ошибка инженера". По легенде при строительстве ж/д пути один из инженеров ошибся в расчётах и проложил дорогу прямо сквозь скалу, поэтому рабочим пришлось в этой скале пробивать коридор.

Замечу, что когда мы шли между двух станций - народу было очень много, но теперь люди стали попадаться гораздо реже, зато всё чаще стали встречаться предупреждающие таблички:

Но мы никого опасного так и не встретили. Зато встретили информационный стенд с описанием маршрута "Мезмайский отрыв".

-34

Если бы было у нас много времени в запасе - вполне можно было прогуляться - около 2 км - не такое уж большое расстояние. Но нам надо дойти хотя бы до оползня, а то скоро будет темнеть, а нам ещё обратно возвращаться и в ночи добираться до дома.

Инсталляция из шпал.
Инсталляция из шпал.

Собственно, до оползня мы вскоре и дошли. Дорога здесь прерывается. Перед оползнем сооружён навес, где можно отдохнуть, что мы и сделали.

Навес
Навес
Шпалы без рельс.
Шпалы без рельс.
-39

Тут же недалеко есть информационный стенд с описанием подвига Марии Дедовой и историей Монаховой пещеры - на фото можно прочитать.

-40

В принципе, с этого места можно пойти и дальше - в обход оползня до самого Мезмая. Но на это нужно закладывать целый день, так как ещё возвращаться обратно... Ну или брать такси Мезмай-Гуамка. Ни тот, ни другой варианты нам не подходили, поэтому мы решили развернуться и пойти обратно тем же путём.

По дороге обратно я снимал то, что не заметил по пути туда :). В том числе, нашли дрезину, упавшую с путей в реку. Вернее - то, что от неё осталось...

Миновав станцию "Гуамка", мы пошли до самого начала путей - посмотреть где "живёт" туристический паровоз.

Начало ж/д - путей.
Начало ж/д - путей.
-45

Заодно, как раз, и нашли бесплатную парковку. А рядом с ней - памятник работникам лесного хозяйства.

К памятнику вопросов почти нет, а вот к месту его установки - есть.

Памятник
Памятник
-48

Ощущение, что при благоустройстве про него забыли, а потом воткнули куда придётся. Что мешало поставить его на территории детской площадки или в центре парковки? Ну или ещё где-нибудь...

Заключение.

Наконец, мы вернулись к машине и, получив от контролёрши парковки напутствие по правильному выезду на дорогу (не под "кирпич"), направились к нашему домику. Ехать решили через Майкоп - по самому длинному пути - очень уж не хотелось в темноте проходить бездорожье в обратном направлении...

По итогу, сложность пешей части нашего маршрута могу оценить как 1 из 5. По красоте - 3,5 из 5. Маршрут уверенно рекомендован к прохождению, даже с детьми. Ущелье очень красиво, а долгая прогулка по шпалам - сама по себе довольно необычна :).

Дорогу же через Камышанову поляну рекомендую только владельцам полноценных внедорожников на хорошей резине - после дождей там очень даже интересно. Только лучше иметь лебёдку или ехать двумя машинами. В случае чего - связи там практически нет.

Но и на этом наше путешествие по Адыгее не заканчивается, ещё есть что рассказать!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить !

Ставьте лайки, делитесь мыслями в комментариях - я всё читаю!

Остальные части нашего путешествия: