Откуда в нас эта способность различать прекрасное?
Красота — понятие, которое сопровождает человечество с момента осознания им себя. Она пронизывает всё: изгиб женской фигуры, переливы заката, сложный узор вязаного свитера. Но что скрывается за этим словом? Почему одни формы и сочетания вызывают восторг, а другие — отторжение?
Прямо сейчас смотрите еще больше красивых вязаных моделей! Подписывайтесь на мой Telegram: https://t.me/SvetlanaLosevaknit
В Контакте со мной: https://vk.com/club228769356
№1
Красота как многослойный феномен
В основе восприятия красоты лежит гармония — баланс между частями целого. Для женщины классическая красота часто ассоциируется с симметрией черт, чистотой кожи, пропорциями тела, что эволюционно связывается со здоровьем и фертильностью. Красота природы — с её нерукотворной сложностью: фрактальные узоры листьев, игра света в капле воды, ритм морских волн. Вязаный узор покоряет иначе: здесь ценится мастерство исполнения, ритмичность петель, сочетание цветов и объёмность фактуры.
№2
Размеры: 36/38 (40/42) 44/46
Пряжа: 450 (500) 550 г пряжи типа "Solo Uno" от LANA GROSSA бирюзово-серого цвета (Fb 22) (80% вискоза, 20% лен, 120 м/50 г); спицы №3,5 и крючок №3.
Платочная вязка: каждый ряд вязать лицевыми.
Лицевая гладь: лиц. ряды - лиц. петли, изн. ряды - изн. петли.
Сетчатый узор: Число петель кратно 4 + 1 + 2 кром.
Вязать согласно схеме 1, на которой приведены лиц. ряды.
В изн. рядах все петли и накиды вязать изнаночными.
Начать с 1 кром. и петель перед раппортом, постоянно повторять раппорт, закончить петлями после раппорта и 1 кром.
В высоту повторять с 1-го по 4-й ряд.
Ажурный узор: число петель кратно 8 + 1 + 2 кром.
Вязать, как сетчатый узор, но по схеме 2.
В высоту повторять с 1-го по 16-й ряд.
Чередование узоров А: 12 р. платочной вязкой, 18 р. лиц. гладью, 26 р. сетчатым узором, 2 р. лиц. гладью, 56 р. ажурным узором, 12 р. платочной вязкой, 4 (6) 8 р. лиц. гладью, 26 р. сетчатым узором, 4 (6) 8 р. лиц. гладью, 10 (14) (18) р. платочной вязкой = всего 170 (178) 186 рядов.
Чередование узоров В: 12 р. платочной вязкой, 18 р. лиц. гладью, 26 р. сетчатым узором, 2 р. лиц. гладью, 80 р. ажурным узором = всего 138 рядов.
Плотность вязания:
чередование узора А в среднем: 20 п. и 31 р. = 10 х 10 см.
чередование узоров В: 20 п. и 29 р. = 10 х 10 см.
Внимание!
Пуловер при носке слегка обвисает.
Плотность вязания была измерена на модели в нерастянутом лежачем положении.
Спинка:
Набрать 99 (107) 115 п. и вязать чередованием узоров А.
Одновременно для коротких боковых скосов от набора с обеих сторон прибавить 4 х попеременно в каждом 8-м и 6-м р. по 1 п. = 107 (115) 123 п.
Для плечевых скосов через 53 см = 164 р. (55,5 см = 172 р.) 58 см = 180 р. от набора с обеих сторон закрыть 1 х 6 (7) 8 п., затем в каждом 2-м р. закрыть 2 х по 6 (7) 8 п.
Через 55 см = 170 р. (57,5 см = 178 р.) 60 cm = 186 р. от набора закрыть оставшиеся 71 (73) 75 п., при этом внешние по 7 п. относятся к плечам, средние 57 (59) 61 п. образуют вырез горловины.
Перед:
Вязать аналогично, только с вырезом горловины.
Для этого через 51,5 см = 160 р. (54 см = 1682 р.) 56,5 см = 176 р. от набора закрыть средние 17 (19) 21 п. и обе стороны закончить раздельно.
Для закругления с внутреннего края в каждом 2-м р. закрыть 1 х 6, 2 х по 5 и 1 х 4 п.
Оставшиеся 7 п. плеча закрыть на высоте спинки.
Рукав:
Набрать 47 (51) 55 п. и вязать чередованием узоров В.
Для скосов рукава через 4 см = 12 р. от планки с обеих сторон прибавить 1 х 1 п., затем 11 х в каждом 10-м ряду (5 x в каждом 10-м р. и 8 х в каждом 8-м р.) 13 х в каждом 8-м р. и 2 х в каждом 6-м ряду прибавить по 1 п. в соответствии с узором = 71 (79) 87 п.₽
Сетчатый и ажурный узоры распределить от середины.
С обеих сторон петли, не входящие в раппорт, вязать лиц. гладью и постепенно включать в узор.
Через 47,5 см = 138 р. от набора все петли закрыть как лицевые.
Сборка:
Выполнить плечевые швы.
Втачать рукава, выполнить боковые швы и швы рукавов.
Вырез горловины обвязать крючком 1 круг. р. ст. б/н.
№3
Критерии красоты в вязании включают:
- Симметрию и повторяемость — узор должен создавать целостный образ;
- Сложность при кажущейся простоте — из базовых элементов рождается замысловатый рисунок;
- Практичность в эстетике — красота не должна противоречить функциональности вещи.
№4
Почему мы видим красоту? Эволюция vs Культура
Способность отличать прекрасное от уродливого коренится в глубинах нашей биологии и социума. Эволюционные психологи (например, Денис Даттон в книге «Инстинкт искусства») утверждают: восприятие красоты — адаптивный механизм. Симметрия лица, зелёные пейзажи, плавные линии — маркеры здоровья, ресурсов, безопасности. Мозг «вознаграждает» нас за их созерцание выбросом дофамина.
Однако культура вносит коррективы. Японская эстетика ваби-саби находит красоту в несовершенстве, а европейский Ренессанс боготворил идеальные пропорции. Воспитание, искусство, мода формируют наши вкусы: то, что считалось уродливым в XIV веке (например, загорелая кожа), сегодня может быть эталоном.
№5
Нейронаука о прекрасном
Исследования в области нейроэстетики (Семир Зеки, Университетский колледж Лондона) показывают: при созерцании красивого объекта активируются зоны мозга, связанные с эмоциями (островковая доля) и системой вознаграждения (прилежащее ядро). Интересно, что абстрактные узоры, включая вязаные, вызывают активность в зрительной коре, отвечающей за распознавание паттернов — возможно, это отголосок древней потребности человека находить порядок в хаосе.
№6
Природа или воспитание?
Спор о врождённом и приобретённом в восприятии красоты остаётся открытым. Эксперименты с младенцами (Стефани Стелла, Университет Пизы) демонстрируют: уже в 6 месяцев дети дольше смотрят на симметричные лица и предпочитают гармоничные цветовые сочетания. Это говорит о биологической основе. Но с возрастом подключаются культурные фильтры: подросток, выросший в среде, где ценятся татуировки и пирсинг, будет находить их эстетичными, вопреки «классическим» канонам.
№7
№8
Как вязать эту модель смотрите в подробном видео-проекте здесь. Так же в видео есть схема, выкройка, вяжется узор и делаются расчеты на разные размеры. Это обучающее видео. Вы легко сможете на примере моих расчетов пересчитать изделие под вашу пряжу и вашу плотность.
Размеры российские: 42/44, 46/48, 50/52
Описание вязания
Спинка
Набрать на спицы №3 97 (109) 117 п. и вязать планку резинкой 8 см в высоту.
Далее перейти на узор на спицах №3,5, располагая узоры, согласно видео-проекта (канал Ютуб Рукоделие Svetlana Loseva).
На высоте 32(30,5)29 см = 70(68)64 р. от планки для проймы закрыть с двух сторон 1х5 п.
На высоте 52 см = 114 р. от планки закрыть все петли. При этом считаем, что на вырез горловины приходится 41(43)45 п., на плечи – по 23(28)31 п.
Перед
Вязать, как спинку. Но на высоте 45,5 см = 100 р. от планки начать формировать вырез горловины. Закрыть средние 21(23)25 п.
Для скругления по внутреннему краю закрыть 2x3 п., и далее в каждом 2-м ряду 4х1 п.
Закрыть петли плеч на высоте спинки.
Рукава
Набрать для каждого рукава по 43(45)47 п. и связать в высоту 8 см резинкой. В последнем изнаночном ряду равномерно прибавить 10 п. = 53(55)57 п.
Далее вязать, распределяя петли по видео-проекту.
Одновременно прибавить для скоса рукава с обеих сторон равномерно в каждом 4-м р. 13х1 п.= 79 п. (в каждом 4-м р. 15х1 п.= 85 п.) в каждом 3-м р. 17х1 п. = 91 п.
Через 28 см = 62 р. от планки закрыть все петли.
Сборка
Выполнить плечевые швы.
Для планки на круговые спицы поднять по вырезу горловины петли и связать 3 см резинкой. Закрыть свободно.
Выполнить боковые швы и швы рукавов. Вшить рукава.
№9
Красота — это язык, на котором мироздание разговаривает с нами через геометрию снежинок, линию бровей любимого человека, ажурную вязку нежного джемпера. Она одновременно универсальна и субъективна. Наше восприятие прекрасного — сплав инстинктов, нейронных связей и культурного кода.
№10
№11
Как писал Достоевский, «красота спасёт мир» — но лишь если мы научимся видеть её во всех проявлениях, от безупречной симметрии до дерзкой асимметрии жизни.
№12
Подписывайтесь на увлекательный вязальный канал ЗДЕСЬ
Новые лучшие публикации канала: