Красивые летние пейзажи — это тот вид картин, которыми так приятно любоваться. Картины природы радуют глаз и создают настроение. Редкий художник не попытается передать своей кистью неуловимое очарование летнего дня. Давайте вспомним 10 летних пейзажей, рисунки природы мастеров живописи разных частей света, расположенных в алфавитном порядке.
Австралия. Артур Стритон: «Ранее лето — цветущий утесник» (1888)
Артур Стритон (1867–1943) — представитель австралийского реализма. Однако в его работах заметно значительное влияние импрессионизма. Художник предпочитал писать природу на пленэре, в пригороде Мельбурна. По названию местности (Гейдельберг) основанную Стритоном школу принято называть гейдельбергской. Побывав в других странах, живописец понял, что пейзажи Австралии вдохновляют его намного сильнее. На картине «Раннее лето — цветущий утесник» мы видим характерный для данной местности ландшафт, рассеченный уходящей вдаль дорогой. Широкое поле покрывают разрозненные кусты австралийской колючки, называемой утесником. Это распространенное в Австралии растение. Утесник упоминается в знаменитом романе Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Он рос у дома Клири в Новой Зеландии. Утесник, или дрок, был завезен туда, как и в Австралию, из Западной Европы в качестве декоративного растения, из которого можно создавать живую изгородь, но очень быстро ассимилировался и стал сорняком.
Здесь и далее представлены изображения с сайта ananasposter.ru, найти их можно по указанным артикулам.
Америка. Джордж Иннесс: «Летний пейзаж» (1880)
В своих работах Джордж Иннесс (1825–1894) воспевает яркую природу Америки. Пример тому этот пейзаж с животными. Полное название картины «Купание скота, летний пейзаж» — произведение относится к позднему периоду творчества художника, для которого характерен меланхолический лиризм. Иннесс был наиболее ярким представителем тонализма. Это направление появилось в США в 1880-х годах, его отличительная особенность — использование в пейзаже доминирующего тона для изображения воздушной среды. И чаще всего это были серые и коричневые оттенки.
На полотне мы видим характерный для американской глубинки конца XIX века пейзаж: живописная местность, пригодная для выпаса крупного рогатого скота. Животные нашли для себя подходящий водоем и прохлаждаются в нем во время летнего зноя. Вся картина словно окутана дымкой, так что кажется, будто мы наблюдаем за происходящим сквозь мутное стекло. Вместе с тем этот эффект делает картину более объемной и реалистичной.
Англия. Уильям Тернер: «Терраса в Мортлейк: раннее утро» (1826)
Уильям Тернер (1775–1851) — знаменитый британский живописец, творчеством которого вдохновлялись многие маститые художники, считая его своим учителем и образцом пейзажной живописи. Тернер достиг больших высот в жанре романтического пейзажа, на его счету около 2000 акварелей, множество гравюр и картин маслом. Многие считают художника предтечей французских импрессионистов.
Пейзаж летнего утра в Мортлейк Тернер написал по заказу английского банкира Уильяма Моффата, который попросил изобразить его поместье в Мортлейке (район к западу от Лондона). Художник создал несколько пейзажей с видами на поместье близ Темзы, однако по зову души автор создавал другие картины. Он прославился изображениями водной стихии. На картинах Тернера свету уделялось главенствующее значение.
Дания. Микаэль Анкер: «Дети собирают цветы в северной части Скагена» (1887)
Микаэль Анкер (1849–1927) — представитель датского реализма, один из основателей скагенской школы живописи. В своих работах он рассказывает о жизни простых рыбаков и других сельских жителей Скагена. Ему нравилось изображать героизм и обычные будни своих односельчан, с особой теплотой Анкер показывал их работу и досуг. Его произведения в большинстве своем относятся к жанровой живописи, но есть среди них и прекрасные пейзажи, как например это летнее поле, усыпанное одуванчиками.
На полотне мы видим ясный летний день и широкую поляну, на которой играют дети. Они радуются теплому солнцу и собирают полевые цветы. Далеко на горизонте едва различимы дома.
Нужно отметить, что летом в Скагене воздух прогревается максимум до +20 градусов, и это редкие дни в середине июля. Судя по одежде детей, летнее солнышко светит, да не греет.
Норвегия. Эдвард Мунк: «Лето в Осгордстранде» (1889)
Эдвард Мунк (1863–1944) — норвежский художник, который за свою творческую жизнь пробовал себя в импрессионизме, пуантилизме и других направлениях. Но весь мир узнал его как одного из самых выразительных представителей экспрессионизма.
«Лето в Осгордстранде» — одна из картин, созданных Эдвардом Мунком в приморском городе, расположенном примерно в 10 км от дома художника в Крагере. На картине изображена изгородь, за которой открывается прекрасный вид на гавань. Техника выполнения этого летнего пейзажа позволяет предполагать, что он создан на пленэре. Судя по тонким мазкам и незаполненным областям на полотне, можно подумать, что Мунк работал над картиной очень скоро, возможно, мимоходом. Однако из этой краткой зарисовки вышел светлый летний пейзаж.
Финляндия. Ялмар Мунстеръелм: «Теплый летний день» (1892)
Ялмар Мунстеръелм (1840–1905) — финский художник, который занялся живописью не по своей воле. Учиться художественному ремеслу его заставляли родители, а сам он мечтал стать моряком, и даже поступил в морскую школу в Турку. Однако по настоянию отца он закончил Дюссельдорфскую академию художеств, а позже получил звание академика Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге.
Летний пейзаж с простым названием «Теплый летний день» показывает нам красивейшую природу Финляндии в теплое время года. Картина написана настолько выразительно, что при взгляде на нее можно даже ощутить легкий бриз, идущий от воды. Художник выбрал облачную погоду, чтобы с помощью богатой цветовой палитры передать особенный колорит местности. Ялмар Мунстеръелм — живописец, который по-настоящему воспевал красоту Финляндии, и его картины могут стать достойным украшением любого интерьера.
Франция. Камиль Писсарро: «Июньское утро близ Понтуаза» (1873)
Камиль Писсарро (1830–1903) был наиболее выдающимся представителем французского импрессионизма, он оставил после себя много пейзажей Франции, в том числе и летних. Эмиль Золя называл его технику совершенной. Многие знаменитые художники восхищались его работами. Огромное количество своих картин Писсарро посвятил Понтуазу и его окрестностям. Художник очень любил эту живописную местность и подолгу там жил. В Понтуазе существует отдельный музей, посвященный творчеству художника.
Пейзаж летнего утра, написанный в окрестностях Понтуаза, открывает нам вид на широкое поле, разделенное пополам грунтовой дорогой. С одной стороны мы видим золотистые колосья, сгибаемые ветром, а с другой — поляну с красными маками. Кажется, что природа ликует, встречая новый день. Вдалеке простирается панорама поселка.
Швейцария. Арнольд Беклин: «Летний день» (1881)
Швейцарский художник был одним из основоположников символизма в живописи. Картины Арнольда Беклина (1827–1901) полны аллегорий, вдохновлены мифологией и эстетикой прерафаэлитов.
Пейзаж «Летний день» привлекает своим насыщенным колоритом. В нем нет ничего мистического, однако атмосфера, созданная с помощью сложных глубоких цветов, кажется немного фантастической. Художник запечатлел солнечный летний день, безоблачный и теплый. Дети беззаботно купаются и играют на берегу узкой речки, прячась в тени высоких деревьев. Глядя на картину, невольно вспоминается «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери. Беклин показал маленький кусочек детства. В такие дни кажется, будто время остановилось, а впереди ждет долгая до бесконечности жизнь.
Швеция. Бруно Лильефорс: «Летняя ночь, утки взлетают» (1901)
Бруно Лильефорс (1860–1939) — представитель анималистического направления в живописи. Он был профессиональным охотником и создавал реалистичные картины животных и птиц в дикой природе. Пейзажи Лильефорса посвящены необычайно красивой природе Швеции, а в этой стране около 70% площади покрыто лесами. Шведы настолько старательно сохраняют свое природное богатство, что многие объекты здесь выглядят девственными и нетронутыми рукой человека. В городах разгуливают животные, а утки не только плавают в пруду, но и ходят по брусчатке в центре города.
На картине «Летняя ночь, утки взлетают» мы видим кадр из жизни диких птиц. Работа удивительно напоминает фотографический снимок, сделанный в тот самый момент, когда утки взмывают ввысь из зарослей камыша. Как правдоподобно отразил движение! Темное время суток, естественное освещение света луны, отраженного водой, ветер, колышущий камыши — все эти детали заставляют неотрывно разглядывать пейзаж и недоумевать, как это было сделано.
Япония. Кобаяси Киетика: «Летняя луна в Имадо» (1881)
Японский художник Кобаяси Киетика (1847–1915) был мастером направления укие-э. Этот жанр ксилографического искусства имел своей целью показать изменчивость мира и мимолетную красоту. Именно у представителей укие-э черпали свое вдохновление импрессионисты. В свою очередь, Кобаяси также перенимал западный опыт, и первым начал использовать технику работы со светотенью для передачи на плоскости объема и формы предметов. В своих работах художник использовал свет, как искусственный, так и естественный.
В произведении «Летняя луна в Имадо» присутствует и естественный вечерний свет из окна, и свет от лампы, который придает ощущение уюта и спокойствия. Молодая женщина находится в привычном японском интерьере, она держит сямисэн — традиционный щипковый музыкальный инструмент, распространенный как среди мужчин, так и среди женщин, непременный атрибут каждой гейши. Она играет расслабляющую музыку, наслаждаясь теплым вечером в восточном Токио.
Список картин с летними пейзажами можно продолжать еще долго, но мы ограничимся десяткой произведений, о которых мало кто вспоминает, хотя они несомненно заслуживают того, чтобы украшать наши дома, офисы и другие помещения. Все эти картины вы можете приобрести в интернет-магазине «Ананас Постер».
В этом списке намеренно не упомянуты русские живописцы, так как хотелось бы посвятить им отдельную статью.
Как считаете, чьи картины стоит включить в русскую подборку?