Если в настоящее время аргумент "не сошлись характерами" считается вполне достойной причиной для развода и ни у кого не вызывает недоумения, то у наших предков всё было по-другому. В старину нередко случалось что загулы благоверного "на сторону", и даже домашнее на_си_лие не считались достаточными основаниями для того, чтобы супругов не то чтобы развели, но и просто позволили им жить отдельно друг от друга. Впрочем, так было далеко не всегда.
В старину, до крещения Руси, развод не считался чем-то необычным или, тем более, постыдным. Для того, чтобы "разбежаться" опостылевшим друг другу супругам нужно было просто встретиться у колодца или на перекрестке дорог (оба этих места считались у наших предков сакральными) и там разорвать пояс или полотенце. Этого простого обряда было достаточным для того, чтобы каждый из теперь уже бывших супругов дальше шёл уже своей дорогой.
Всё изменилось после принятия христианства на Руси. С тех пор вопросами брачного и семейного права ведала церковь, а её служители не слишком-то одобряли разводы. Да и сами миряне считали, что браки заключаются на небесах и что негоже человеку разрывать союз, который был скреплён по Божьей воле.
Однако, развод всё же был возможен, о чём говорится, в частности, в Церковном уставе Ярослава Владимировича. Правда, там само слово "развод" ни разу не упоминается. Вместо него используется другое слово - "распут". Никакой негативной окраски, несмотря на сходство со словом "распутник" или "распутство" оно не несёт. И, по своей сути, означает всего лишь факт прекращения брачных отношений.
Почему разводимся?
Какие же причины служили достойным поводом для развода? Сразу оговоримся: мужчине было с этим в разы проще чем женщине. Если муж хотел развестись, то ему было достаточно заявить, что его супруга покушалась на его жизнь или... навела на него порчу. Да-да, наведение порчи считалось более чем уважительной причиной для развода! Но мы представляем, как бы сейчас удивились работники ЗАГСа, если бы в качестве причины развода была указана порча, наведённая женой на её супруга.
А вот если муж вдруг узнавал, что его жена - ведьма, то он не мог с ней развестись, а должен был заняться перевоспитанием дабы вернуть "заблудшую овечку" в ло_но православной церкви.
Невозможен был развод и в случае бесплодия супруги. Считалось, что если Бог не даёт семейной паре деток, то, значит либо они сами сделали что-то нехорошее или неправильное, нарушив Божьи заповеди, либо просто подходящее время для обзаведения потомством для них не пришло. А значит, нужно просто набраться терпения и ждать.
Иногда такое "ожидание" могло затянуться и на всю жизнь, что категорически не устраивало князей и представителей знати, которые, уж конечно, куда больше многих простолюдинов были заинтересованы в появлении наследника. И тогда князь шёл на настоящее по мнению наших предков преступление: он всё-таки разводился с бесплодной супругой и отправлял её в монастырь чем нарушал не только Божьи, но и человеческие законы. Те самые, которые более чем чётко прописывались в Судебниках и прочих нормативно-правовых актах русской старины и в которых говорится о том, что болезнь супруга или супруги (в том числе и бесплодие) вовсе не является поводом для развода.
А вот женщине на Руси выступить в качестве инициатора развода было практически невозможно. Поскольку считалось, что всем в семье заправляет мужчина, а значит только он один вправе решать: быть браку или нет. И только в Новгородской республике из этого правила делалось исключение: женщина могла развестись с мужем-им_по_тен_том или в том случае если он был горьким пьяницей, который опустился до того, что воровал и продавал её одежду.
Позже появилось ещё три уважительные (для женщин) причины развода. В частности, она могла "разбежаться" с мужем в том случае, если он был холопом но скрыл от неё до свадьбы это обстоятельство или если супруг клеветал на жену, намеренно выставляя её в глазах окружающих гулящей особой. В этих случаях после развода провинившийся муж должен был отдать своей бывшей жене всё своё имущество.
При этом все вопросы, касающиеся оформления развода вне зависимости от того кто был его инициатором и по какой причине, решались в церкви.
Развод в Российской империи
В эпоху правления Петра I были внесены кое-какие изменения в семейное право. Так, например, в случае домашнего на_си_лия жена была больше не обязана терпеть брань и колотушки от домашнего тирана и могла с ним расстаться. Но это не было настоящим разводом: супруги просто жили отдельно, но считались всё ещё состоящими в браке.
Кроме того, царь "милостиво" одобрял развод для тех женщин, чьи мужья были приговорены к пожизненной каторге. Пётр считал, что такое наказание равно гражданской сме_рти, а значит, жёны вечных каторжан как бы оказывались в браке с живыми по_кой_никами. Зачем им страдать, неся наказание вместе с мужем если сами они преступлений не совершали?
Если речь шла о разводе человека знатного, имеющего доступ ко двору, то царь нередко сам занимался вопросами его оформления. И завещал своим преемниками поступать так же.
Этой возможностью, к слову, и воспользовался Николай I, который позволил жёнам декабристов немедленно оформить развод с их мужьями, оказавшимися в опале. Однако, как мы все помним, далеко не все из них поспешили воспользоваться этой царской милостью.
Вместо заключения
И всё-таки, разводы в Киевской Руси и в царской России были делом сложным муторным и очень-очень долгим. Настолько долгим, что порой для того, чтобы официально и законно "разбежаться" с опостылевшей "второй половиной" приходилось ждать годы и даже десятилетия.
Вот почему в некоторых случаях мужья предпочитали не возиться со всем этим, а просто избавлялись от своих надоевших жён. В лучшем случае под надуманным предлогом отправляли их в родительский дом или в монастырь, а в худшем в ход шли яд, кинжал или пистолет.
Случалось, что и жёны далеко не гуманными способами расправлялись с ненавистными им мужьями, а если ситуация была совсем уж безнадёжной, то подавались в бега или же попросту накладывали на себя руки будучи не в силах мириться со своей "счастливой" семейной жизнью.
Впрочем, у представителей знати в Российской империи всё же имелся законный способ расстаться с опостылевшей супругой не прибегая при этом к крайним мерам. Достаточно было добиться разрешения на разъезд. В этом случае супруги жили отдельно, порой даже в разных странах, но муж всё равно должен был содержать свою жену. Понятно, что повторный брак при такого рода обстоятельствах был невозможен. Однако, во многих ситуациях разъезд являлся лучшим решением проблемы невозможности дальнейшего совместного житья.