Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь.
Получив ученую степень доктора по теоретической физике, я проработал пять лет научным сотрудником, сэкономил при этом около 75% своего чистого дохода, а затем вышел на пенсию с достаточным количеством денег, чтобы хватило мне на всю оставшуюся жизнь.
Теперь я зарабатываю на жизнь, если судить по доходу, как капиталист, а если судить по (моему отсутствию) расходов, то как мой личный повар, тренер, плотник, электрик, механик, бухгалтер, финансовый консультант, портной, инженер и т.д.
Моя экономическая роль заключается в инвестировании и косвенном обеспечении производственных факторов, таких как фабрики, инструменты, супермаркеты и кассовые аппараты, которые делают работу возможной, а не в самой работе по 40-80 часов в неделю. Мои усилия в этом отношении сводятся к тому, что я трачу несколько часов каждый месяц или около того, а в остальном жду, пока деньги от моих инвестиций поступят на мой банковский счет.
Если бы те, кто зарабатывает себе на жизнь, знали, как мало времени требуется, чтобы "заработать" деньги таким способом, они, вероятно, были бы менее склонны соглашаться работать по 40-80 часов в неделю в течение 30-40 лет. Конечно, мне нужно было накопить деньги, которые позволили мне стать капиталистом, но любой, кто может продержаться на постоянной работе несколько лет и у кого есть желание накопить большую их часть, может это сделать, так что, может быть, это нормально, что теперь я могу наслаждаться оставшейся частью своей жизни без будильника.
Чему я в основном научился за время своего формального образования - и я бы сказал, по моему опыту, это относится исключительно к поступлению в аспирантуру и написанию диссертации - так это тому, Что я один несу ответственность и способен принимать свои решения и решать свои проблемы. Будучи студентом и даже готовясь к получению степени магистра, мне всегда было ясно, что я смог бы получить ответ от кого-то умнее меня, если бы моя собственная попытка провалилась. Было также ясно, что если мне не удастся получить правильный результат, то в этом не будет ничего страшного, поскольку моя работа была в определенном смысле избыточна, поскольку ее дублировали все мои одноклассники. Более того, мне всегда говорили, "что" делать и "когда" это делать. В этом смысле институциональное образование, приводящее к получению степени колледжа, способствует замене ваших родителей вашим будущим начальником (ами), переводя вас из зависимости от того, что ваши родители знают лучше, в зависимость от работодателя, который знает лучше.
Защита докторской степени, преследующей совсем другую цель, а именно подготовить независимых исследователей, способных проводить оригинальные исследования, заставила меня осознать, что "Они" или "Их", которые люди всегда упоминают во фразе "Они что-нибудь придумают", на самом деле стали мной. В результате я всегда испытываю легкое беспокойство, когда слышу фразу: "Они что-нибудь придумают..." Это изменило мое отношение к проблемам и решениям, и я начал использовать тот же подход, который использовал в своей исследовательской работе всю оставшуюся жизнь, всегда пытаясь понять, почему что-то было таким, каким оно было, могло ли оно быть другим, и если да, то каким образом?
Вместо того, чтобы принять стандартный план управления финансами, предусматривающий накопление 15% в индексном фонде в рамках моего пенсионного плана, в то же время по уши в долгах, благодаря "начальному дому", я начал изучать принципы, лежащие в основе системы, в которой я жил.
Я понял, что стандартный вариант стать потребителем-должником был лишь одним из многих, но если кто-то хочет другие варианты, ему придется применить другой и более активный подход, а не просто спрашивать "что?" и "когда?" Мне нужен был другой план. Точнее, мне нужна была стратегия, и чтобы разработать такую стратегию, мне нужно было понять основополагающие принципы и мир, в котором они действуют. Поскольку для начинающих людей эпохи Возрождения нет доступных путей карьерного роста, мы обязательно должны работать с доступными нам вариантами и использовать их в соответствии с нашими целями.
Поскольку у всех есть разные варианты, я не думал, что представление конкретного плана было бы очень полезным, так что это основная причина его отсутствия. Моя собственная история, похоже, не следует плану, особенно потому, что никакого плана не было. По мере продвижения я расширял свое понимание; в конце концов, оно выкристаллизовалось в философию, которую я изложил в этой книге. Несмотря на отсутствие плана, я интуитивно понял стратегию и руководящие принципы и быстро освоил большую часть тактики, поскольку они очень похожи на стандартную практику экономии. Единственное, что оставалось сделать, это выбрать уровень усилий (экстремальный) и оставаться дисциплинированным.
Мне нравится цель, которой я в конце концов достиг. Мне нравится не работать за деньги, а это значит, что я не только сам устанавливаю себе график работы, что возможно и для самозанятых, но, что более важно, я также трачу весь день на то, что необязательно делать, чтобы соответствовать какой-то квоте дохода, чтобы накрыть на стол, например, - работаю в совете директоров некоммерческого стартапа, добровольно трачу свое время на ремонт велосипедов, участвую в яхтенных гонках и т.д. Я также не ожидаю, что всю свою жизнь буду интересоваться одними и теми же предметами или что буду следовать карьерному пути, который кто-то другой проложил для меня.
Мой коэффициент вывода средств очень консервативен, поэтому мой денежный поток, скорее всего, никогда не иссякнет. На самом деле, скорее всего к традиционному пенсионному возрасту в США мой портфель будет стоить больше 1 млн. долларов США - намного больше, чем то, что накопит большинство потребителей. Я настроен на жизнь и могу делать все, что захочу, когда захочу, в разумных пределах, при условии, что я не попадаю ни в какие потребительские ловушки. Имея около 20 разнообразных источников дохода от различных инвестиций, я никогда не беспокоюсь о том, что останусь безработным и у меня не будет работы. Тем не менее, многие боятся диверсифицированного инвестиционного дохода, несмотря на то, что их работа является единственным источником дохода и, как следствие, единственным источником еды, крова и так далее.
Единственная причина, по которой полагаться только на одну работу ради денег не считается рискованным, заключается в том, что это нормальный образ жизни, и большинство привыкло к нему или, по крайней мере, принимает это так же, как они принимают риск езды бампер к бамперу на скорости 55 миль в час по автостраде, несмотря на реальную возможность того, что водитель впереди них внезапно потеряет управление по какой-либо причине. Если бы больше людей потратили пять лет на то, чтобы накопить деньги и научиться эффективно жить на свои инвестиции, вместо того чтобы потратить пять лет на то, чтобы стать сантехниками или получить степень MBA, и ноль лет на то, чтобы жить эффективно и, следовательно, работать всю оставшуюся жизнь, финансовая свобода могла бы не казаться такой страшной.
Для тех, кто все еще не уверен, учтите, что худшее, что может случиться со мной по сравнению с кем-то, кто зарабатывает на жизнь, - это то, что мне придется вернуться к работе и делать то, чем они и так занимались всё это время. Тем не менее, если рынок упадет настолько, что это вызовет у меня трудности, большинство людей также потеряют свои пенсионные накопления, и мы окажемся в экономической ситуации с безработицей не менее 30%. Таким образом, полагаться на оплачиваемую работу на полный рабочий день, чтобы зарабатывать на жизнь, не кажется более безопасным. При таком раскладе у кого, по вашему мнению, больше шансов преуспеть: у потребителя, который полагается на покупки для удовлетворения всех своих потребностей, или у кого-то, кто живет так, как живу я?
Когда я был моложе, я высмеивал идею о спортсменах и о том, что учеба в колледже определенно не способствует получению образования; теперь я верю, что способствует. Самая важная часть образования - это формирование вашего характера (см. Эргодичность и предназначение), будь то рабочий, капиталист, лидер или последователь, или имеете ли вы дело с людьми - то есть с социальными и политическими - или с реальностью. Занятия спортом, безусловно, закаляют характер. Это частичная или, возможно, исключительная причина, по которой так много людей занимаются марафонским бегом. Сдача экзаменов или поддержание среднего балла развивает другой тип характера, и именно поэтому предприятия заинтересованы в студентах с хорошими оценками; помимо того, что оценки служат юридическим подтверждением вместо тестов интеллекта, работодатели знают, что отличники хорошо следуют инструкциям и усваивают их. Действительно, существует распространенная путаница между образованием и ученой степенью. Ученая степень - это то, что вы получаете в колледже, что может быть использовано как входной билет на рынок труда белых воротничков. Точно так же сертификация - это то, что может быть использовано в качестве входного билета на рынок труда "синих воротничков". Однако трансформации характера можно добиться практически где угодно, будь то в классе, лаборатории, на работе, в Корпусе мира, вооруженных силах или команде по плаванию.
На самом деле, образование сильно отличается от профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка - это то, что вы знаете, тогда как образование - это то, кто вы есть как личность. В результате люди, получающие одинаковую подготовку, могут в конечном итоге получить совершенно разное образование. Я действительно верю, что в образовании есть определенный моральный аспект. Оно формирует характер человека, хороший или плохой. В этом смысле образование - это форма идеологической обработки, направленная на формирование определенного мировоззрения. Это означает, что образование работает хорошо, если оно укрепляет и шлифует существующее мировоззрение, но оно может быть болезненным опытом, если человек от рождения несовместим с идеологической обработкой. Вот почему я не верю, что одно образование подходит всем.
Вы когда-нибудь замечали, сколько успешных бизнес-лидеров бросают колледж? Им не потребовалось много времени, чтобы понять, что колледж не помогает им стать лидерами и предпринимателями. Это происходит потому, что высшее образование создает последователей, или людей, которые за годы практики привыкли получать кучу инструкций, а затем производить продукт. Не имеет значения, в какой форме представлен продукт, будь то эссе или математическая задача. Важными частями являются задания, крайние сроки, оценки и ежегодные проверки; структура, которая повторяется на уровне сотрудников в корпорациях.
Я обнаружил, что из меня получается не очень счастливый человек на зарплате - вероятно, мне следовало бы понять это из того факта, что я посещал курсы, руководствуясь личным интересом, а не стратегически выбирая легкие курсы, чтобы оптимизировать свой средний балл, - но я, однако, обнаружил, что из меня получается очень счастливый человек эпохи Возрождения. Как и я, вы, возможно, получили образование,несовместимое с вашей подготовкой. Возможно, вы не знаете своего типа, как я не знал своего. Многие путают то, кто они есть, с тем, что они делают! Некоторые получают образование по какой-либо причине, но все же не достигают желаемого результата полностью, точно так же, как дети часто не делают того, что им говорят родители, а скорее становятся противоположностью в ответной реакции. Так происходит и с образованием.
Эта книга - мой вклад в ваше образование.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме - ссылка находится здесь.