Не хочется никого заранее оправдывать, тем более, когда речь идёт о гибели людей . Но если мы претендуем на серьёзность, давайте смотреть на детали.
В редакцию азербайджанского издания «Minval Politika» поступило анонимное сообщение с объяснительной запиской капитана ПВО ВС РФ Дмитрия Паладичука. Согласно этому «документу», 25 декабря 2024 года капитан нес боевое дежурство по прикрытию воздушного пространства над Грозным. Утверждается, что именно он получил приказ на уничтожение пассажирского лайнера Embraer E190, который позднее потерпел крушение вблизи казахстанского города Актау.
Вот перед нами «объяснительная», которую растиражировали азербайджанские ресурсы. Чтобы усилить эффект, к письму приложили аудиозапись переговоров, где якобы звучит приказ на уничтожение воздушной цели. Первое впечатление – текст писали люди, которые никогда в армии не служили и вообще плохо понимают, как устроена военная машина...
Смотрите сами:
Во-первых, в документе указано, что цель за 18 секунд с высоты 490 метров резко набрала аж до 1300 метров, увеличила скорость в 1,5 раза и сменила курс.
Ну давайте честно – какой Embraer может так маневрировать? Это что, истребитель? Мы даже специально посмотрели ТТХ – у этого самолёта нет таких динамических характеристик в принципе. Если кто-то скажет, что, мол, экипаж пытался «уйти от ракеты», то напоминаем: самолёт не способен мгновенно ускоряться и за десятки секунд набирать 800 метров. Это физика, а не сценарий дешёвого боевика.
Во-вторых, сам стиль «объяснительной» выглядит как сценка «военкомат глазами сценаристов Голливуда».
Адресат: «Начальнику ПВО-ПРО».
Извините, но такой должности в Российской армии просто нет. Капитан пишет рапорт своему командиру дивизиона «по команде». И точка. Это знают даже сержанты.
В-третьих, в подписи указано, что капитан служит в части 75564.
Можете самостоятельно проверить в открытых источниках – эта часть вообще находится в Хакасии. Это Сибирь, господа. Не Чечня и даже не Кавказ. Представьте себе, что человек из Сибири в одночасье оказался на боевом дежурстве под Грозным – без приказов, без командировки. Серьёзно?
Четвёртый момент, который окончательно добил, – это история с сотовой связью.
Азербайджанские СМИ уверяли, что в момент катастрофы связь не работала. А в «объяснительной» вдруг всплывает, что приказ на пуск ракеты был отдан по мобильнику.
Во-первых, в условиях радиоэлектронной борьбы (а её наличие признавали все стороны) мобильный телефон превращается в кирпич. Во-вторых, использование сотовой связи в боевом дежурстве запрещено приказами и регламентами.
Пятый штрих – лексика.
На записи слышно «Огонь!».
Вот только в ПВО не кричат «огонь». Это не пехота и не артиллерия. Команда одна – «Пуск». Если вы уж сочиняете «объяснительную», откройте хоть один устав.
Плюс очень характерная странность: кабина замкнутая, там всегда характерный гул, фон, специфическая акустика. А здесь запись звучит так, будто сделана на кухне.
И наконец – процедурный момент.
Командир боевой машины сам не принимает решения о пуске по цели в зоне гражданского аэропорта. Всё идёт через командный пункт. Там строгая цепочка командования, а каждое действие фиксируется.
Кто-то действительно верит, что вот так выглядят «официальные объяснительные»?
Но самое интересное – момент, когда всё это появилось.
Мы буквально вчера опубликовали материал, где твердо сказали: "Азербайджан продолжит кампанию в медиа и дипломатическом поле, чтобы показать свою силу и собрать поддержку среди союзников ". И вот – ровно по графику – вбрасывается «объяснительная», чтобы подогреть скандал (походу в Баку открывается филиал украинского ЦИПсО).
Так что давайте честно: эта «объяснительная» – не документ. Это инструмент давления, рассчитанный на эмоции. Фейк разоблачён. Следим, кто и что придумает завтра.